4.2. Учет шин, приобретенных отдельно от автомобиля
Итак, в том случае, когда автомобильные шины приобретены вместе с автомобилем, они учитываются на счете 01 "Основные средства" в составе первоначальной стоимости автомобиля.
Практика эксплуатации автомобиля свидетельствует о том, что автомобильные шины приходят в негодность гораздо быстрее, чем автомобиль, вместе с которым они были приобретены. Кроме того, климатические условия нашей страны требуют приобретения и установки на автомобиль зимних шин. Следует ли продолжать учитывать автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, на счете 01 "Основные средства"? Безусловно, нет.
Обратимся к нормативным актам в части порядка ведения бухгалтерского учета.
Начнем с констатации факта, что автомобильная шина не является объектом основных средств.
В самом деле, с одной стороны, автомобильные шины по некоторым признакам вполне возможно считать объектом основных средств: это и стоимость, отвечающая во многих случаях критериям отнесения объекта к основным средствам, срок эксплуатации, превышающий 12 месяцев, некоторые иные признаки, совпадающие с признаками основного средства. Тем не менее автомобильные шины не являются объектом основных средств:
- по экономической природе автомобильные шины являются запасными частями автомобиля, а в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (счет 10 "Материалы") прямо указано, что на субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;
- ни в каких нормативных актах нет ни прямых, ни косвенных указаний на то, что автомобильные шины являются объектом основных средств.
Исходя из требований инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерские проводки по учету приобретенных шин будут иметь следующий вид.
Пример
ООО "Вымпел" в ноябре 2010 г. приобрело два комплекта автомобильных шин: один комплект по цене 25 000 руб., второй - 30 000 руб. (без НДС). Один комплект (стоимостью 25 000 руб.) в ноябре 2010 г. был установлен на автомобиль, т.е. передан в эксплуатацию. Второй комплект (стоимостью 30 000 руб.) - оставлен на складе.
В отношении обоих комплектов предусмотрена одинаковая бухгалтерская проводка:
а) комплект шин, установленный на автомобиль (переданный в эксплуатацию):
Оприходованы автомобильные шины:
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 25 000 руб.
Оплачены приобретенные шины:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 25 000 руб.;
б) комплект шин, оставленный в запасе:
Оприходованы автомобильные шины:
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 30 000 руб.
Оплачены приобретенные шины:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 30 000 руб.
По нашему мнению, учет автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, на счете "Материалы" не вполне согласуется с нормами, установленными приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)"), которые, в том числе, предписывают предприятию в учетной политике обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Более того, при таком подходе к учету задача по формированию полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении нарушается.
Для того чтобы в полной мере решить задачу полноты и достоверности учета, в учетной политике предприятия необходимо предусмотреть варианты списания на расходы предприятия стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию.
Существуют два способа списания стоимости запасных частей, переданных в эксплуатацию: единовременное списание в момент передачи шин со склада в эксплуатацию и равномерное списание их стоимости по мере эксплуатации.
Единовременное списание стоимости шин в момент передачи их со склада в эксплуатацию совершенно закономерно, так как такой способ списания стоимости запасных частей прямо предусмотрен Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, а также условиями признания расходов, установленными ПБУ 10/99.
Если в учетной политике принят приведенный выше метод списания стоимости переданных в эксплуатацию автомобильных шин, то, если вернуться к рассмотренному нами ранее примеру, бухгалтерские проводки в отношении комплекта шин, переданных в эксплуатацию, будут такими:
Оприходованы автомобильные шины:
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 25 000 руб.
Оплачены приобретенные шины:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 25 000 руб.
Шины переданы в эксплуатацию:
Дебет счета 20 "Основное производство"
Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части" - 25 000 руб.
Обоснованием равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, являются положения Методических указаний по учету материально-производственных запасов, предусматривающие зачисление на счет учета расходов будущих периодов стоимости материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам. Кроме того, такой подход позволяет соблюдать требование ПБУ 10/99 о соответствии доходов и расходов.
Порядок равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, в настоящее время законодательно никак не закреплен. Каждое предприятие вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок такого списания. В частности, при этом предприятие может ориентироваться и на нормативные акты, утратившие силу, однако содержащие рациональные подходы к рассматриваемому нами вопросу.
Например, мы можем рекомендовать учесть нормы, содержащиеся в утративших силу Правилах эксплуатации автомобильных шин (утверждены распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р) и Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств.
Если в нашем примере в соответствии с учетной политикой предприятия списание стоимости автомобильных шин осуществляется равномерно на протяжении всего срока их эксплуатации, бухгалтерские проводки будут следующими.
а) Оприходованы автомобильные шины:
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 25 000 руб.;
б) учтен НДС:
Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям", субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 4500 руб.;
в) НДС принят к вычету:
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость"
Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям", субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" - 4500 руб.;
г) уплачены поставщику денежные средства за поставленные автомобильные шины:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 29 500 руб.;
д) стоимость шин отражена в составе расходов будущих периодов:
Дебет счета 97 "Расходы будущих периодов"
Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части";
е) учтена причитающаяся в расчете на месяц (в соответствии с методикой, принятой учетной политикой предприятия) соответствующая стоимость автомобильных шин:
Дебет счета 20 "Основное производство"
Кредит счета 97 "Расходы будущих периодов" - сумма определяется в соответствии с расчетом предприятия.