таблицы в тексте рассматриваемых нами рекомендаций Министерства транспорта.
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
*,
где * - нормативный расход топлив, л;
* - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
* - пробег автобуса, км;
Нот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
* - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Пример
Из путевого листа установлено, что городской автобус lkarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
- транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса lkarus-280.33 составляет * = 43,0 л/100 км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;
- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет * = 3,5 л/ч.
Нормативный расход топлива для городского автобуса lkarus-280.33 составляет:
*.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
*,
где * - нормативный расход топлива, л;
* - пробег автомобиля или автопоезда, км;
* - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
*, л/100 км
где * - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (*, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
* - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;
* - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
* - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;
* - объем транспортной работы, т-км;
*,
где * - масса груза, т;
* - пробег с грузом, км;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:
- для бензина - до 2 л;
- для дизельного топлива - до 1,3 л;
- для сжиженного нефтяного газа - до 2,64 л;
- для сжатого природного газа - до 2 куб. м;
- при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:
- для бензина - до 2 л;
- для дизельного топлива - до 1,3 л;
- для сжиженного газа - до 2,64 л;
- для природного газа - до 2 куб. м;
- при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м - природного газа и до 0,25 л - дизельного топлива.
Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами.
Пример
1. Из путевого листа следует, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля 3ИЛ/1-431410 составляет * = 31,0 л/100 км;
- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет * = 2,0 л/100 т-км.
Нормативный расход топлива составляет:
*.
2. Бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 475 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет * = 25,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет * = 1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет * = 1,3 л/100 т-км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;
- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 * = 3,5 т;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
*.
Нормативный расход топлива:
*.
3. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т-км транспортной работы при пробеге 595 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет * = 23,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет * = 1,3 л/100 т-км;
- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А * = 5,7 т;
- надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет:
*.
Нормативный расход топлива:
*.
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
*,
где * - нормативный расход топлив, л;
* - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
* - норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:
*, л/100 км
где * - транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
* - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете * не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;
* - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
* - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;
* - дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
* - количество ездок с грузом за смену;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5): бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (*) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
- до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
- до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа "БелАЗ" дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.
Пример
1. Автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере:
- транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет * = 28 л/100 км;
- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет * = 0,25 л;
- надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере - D = 12%.
Нормативный расход топлива:
*.
2. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется также, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет * = 27,7 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет * = 1,3 л/100 т-км;
- работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
- масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 * = 4,5 т;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:
*
Нормативный расход топлива:
*
Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.
Пример
Грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет * = 34,0 л/100 км;
- надбавка за работу без учета перевозимого груза D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.
Нормативный расход топлива:
*
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
- автомобили, выполняющие работы в период стоянки (например, пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
- автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
*, л,
где * - норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:
*,
где * , - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;
* - объем транспортной работы, т-км;
* - пробег специального (специализированного) автомобиля к месту работы и обратно, км;
* - норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
* - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
* - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).
Нормативный расход топлив (л) для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:
*,
где * - индивидуальная норма расхода топлив на пробег специального/специализированного автомобиля, л/100 км;
* - пробег специального (специализированного) автомобиля к месту работы и обратно, км;
* - норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
* - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
* - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы специального (специализированного) автомобиля.
Нормы расхода топлив для специальных (специализированных) автомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).
Пример
Автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет * = 52,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет * = 8,4 л/ч;
- надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.
Нормативный расход топлива:
*.
Наряду с собственно нормами расхода топлива методическими рекомендациями Минтранса РФ предусмотрено применение зимних надбавок к нормам расхода топлива.
Значения зимних надбавок дифференцированы по регионам России в зависимости от среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах (в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей").
Верхняя и нижняя температурные границы весеннего и осеннего переходного периодов ограничиваются пределами от плюс 5°С до минус 5°С по установленным среднесуточным значениям температур.
Переходными температурными границами между периодами по установленным среднесуточным значениям в нашей стране считаются:
- от зимнего к весеннему периоду - выше минус 5°С;
- от весеннего к летнему периоду - выше плюс 5°С;
- от летнего к осеннему периоду - ниже плюс 5°С;
- от осеннего к зимнему периоду - ниже минус 5°С.
Названные выше температурные границы могут быть изменены исходя из местных климатических условий.
Существенным образом можно сократить расходы на горюче-смазочные материалы путем использования бензина с классом испаряемости, соответствующим местным условиям.
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. Данные нормы устанавливаются из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля:
- нормы расхода масел устанавливаются в литрах на 100 л расхода топлива, при этом нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет;
- нормы расхода смазок устанавливаются в килограммах на 100 л расхода топлива.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и подобными документами.
Обратимся теперь к вопросу разработки норм расхода горюче-смазочных материалов непосредственно на предприятии.
Предприятие при разработке норм расхода горюче-смазочных материалов может прибегнуть к самым разнообразным способам.
Так, например, достаточно крупное автотранспортное предприятие, обладающее значительным парком автомобилей, может заказать (на основании договорных отношений) разработку норм специализированному научному или научно-исследовательскому институту, кафедре технических высших учебных заведений.
Разумеется, такой путь разработки норм расхода горюче-смазочных материалов потребует значительных финансовых затрат, однако, по нашему мнению, эти затраты смогут окупиться в достаточно короткий срок.
Если предприятие не готово к вложению финансовых средств в разработку норм расхода горюче-смазочных материалов, можно посоветовать ему воспользоваться достаточно простым способом - способом проведения контрольного замера. Разумеется, этот способ достаточно прост в тех случаях, когда парк автомобилей на предприятии незначителен (несколько единиц).
Суть названного выше метода состоит в фиксации расхода топлива по каждой единице автомобильной техники в расчете на 100 км пробега.
Одним из преимуществ рассматриваемого метода разработки норм расхода горюче-смазочных материалов является то, что он позволяет эмпирическим путем достаточно точно учесть в нормах расхода специфику работы каждого автомобиля и климатические условия, в которых расположено предприятие.
Кроме специфики работы автомобиля и климатических условий при разработке норм следует также учесть следующее:
- техническое состояние автомобиля;
- информацию о нормах расхода топлива и смазочных материалов, указанную в паспорте автомобиля.
Нелишне при разработке норм расхода горюче-смазочных материалов обратиться и методическим рекомендациям Минтранса РФ в части специфики эксплуатации автомобильного транспорта, применения сезонных норм расхода топлива и использования бензина с классом испаряемости, соответствующим местным условиям.
В том случае, если предприятие приняло решение установить нормы расхода топлива и смазочных материалов, воспользовавшись способом контрольного замера, начинать следует с создания комиссии по данному вопросу.
Комиссия создается приказом руководителя предприятия и должна включать в свой состав специалиста по автомобильному транспорту (во всяком случае, инженера (главного инженера) предприятия), а также экономиста и/или бухгалтера.
Рассмотрим на примере деятельность комиссии по разработке норм расхода топлива.
Пример
Предположим, что в ООО "Север" имеется автомобиль марки ГАЗ-24-10. Для установления норм расхода бензина для данного автомобиля 1 марта 2010 г. приказом N 11 руководителя ООО "Север" В.П. Приказчикова была создана комиссия в составе:
- главного инженера А.В. Фролова;
- главного бухгалтера Е.Д. Колосовой;
- заведующего гаражом Ф.Ф. Кошкина.
Комиссия осуществила пять контрольных замеров расхода топлива автомобилем марки ГАЗ-24-1015, а именно:
- 1 марта 2010 г.;
- 3 марта 2010 г.;
- 11 марта 2010 г.;
- 15 марта 2010 г.;
- 16 марта 2010 г.
По результатам каждого из контрольных замеров были составлены соответствующие акты такого, например, содержания:
Утверждаю
директор ООО "Север"
В.П. Приказчиков
01 марта 2010 г.
Акт
контрольного замера расхода топлива автомобилем марки ГАЗ-24-10,
номерной знак 0156 ДА 77
Комиссия в составе:
главного инженера А.В. Фролова;
главного бухгалтера Е.Д. Колосовой;
заведующего гаражом Ф.Ф. Кошкина
составила настоящий акт контрольного замера расхода топлива. Основание: приказ от 01 марта 2010 г. N 11. Автомобиль следовал по маршруту:
центральный офис ООО "Север" (ул. Советская, 158) - производственная база ООО "Север" N 1 (промышленная зона, строение 45) - производственный цех ООО "Север" (промышленная зона, строение 261) - банк АКБ "Восход" (ул. Кирова, 18) - центральный офис ООО "Север" (ул. Советская, 158).
На начало контрольного замера в баке автомобиля было 45 л бензина. На конец контрольного замера в баке автомобиля осталось 29,04 л бензина. Показание счетчика спидометра на начало контрольного замера - 125 км. Показание счетчика спидометра на конец контрольного замера - 230 км. Пробег автомобиля за 01 марта 2010 г. составил 105 км. Расход топлива составил 15,96 л.
Таким образом, расход топлива в расчете на 100 км пробега автомобиля составил:
*
Подписи членов комиссии:
подпись А.В. Фролов
подпись Е.Д. Колосова
подпись Ф.Ф. Кошкин
Аналогичным образом были оформлены результаты контрольных замеров, произведенных комиссией в остальные четыре дня марта 2010 г.
Следующим этапом установления нормы расхода топлива является систематизация результатов контрольных замеров и расчет среднего расхода бензина в расчете на 100 км пробега.
Предположим, общий пробег автомобиля за пять дней, в течение которых проводился контрольный замер, составил 630 км, а общий расход бензина - 97,02 л.
В данном случае средний расход бензина в расчете на 100 км пробега составит:
*
Таким образом, по результатам контрольных замеров, произведенных комиссией, установлено, что расход бензина в расчете на 100 км пробега для автомобиля марки ГАЗ-24-10 составляет в среднем 15,4 л. Данную величину расхода топлива комиссия может рекомендовать в качестве нормы расхода топлива для данного автомобиля.
Расчет среднего расхода бензина на 100 км пробега оформляется отдельным документом (актом) и подписывается всеми членами комиссии.
После того как получены результаты работы комиссии, руководитель предприятия издает приказ об установлении норм расхода бензина.
Например, такого содержания.
Пример
Приказ N 15
17 марта 2010 г.
На основании результатов работы комиссии в составе:
главного инженера А.В. Фролова;
главного бухгалтера Е.Д. Колосовой;
заведующего гаражом Ф.Ф. Кошкина приказываю:
1. С 01 апреля 2010 г. утвердить нормы расхода топлива на автомобиль марки ГАЗ-24-10:
- на период с 1 апреля по 1 октября - в размере 15,4 л на 100 км пробега,
- на период с 1 октября по 1 апреля каждого года применять зимний повышающий коэффициент в размере 10%.
2. Срок действия установленных норм расхода топлива - до 1 апреля 2011 г.
3. Ответственность за исполнение приказа возлагается на главного инженера ООО "Север" А.В. Фролова.
Директор ООО "Север" В.П. Приказчиков
Подытоживая сказанное, считаем нужным отметить следующее.
Во-первых, напомним, что нормы расхода горюче-смазочных материалов могут быть установлены предприятием:
- на основании распоряжения Минтранса РФ N АМ-23-р;
- самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов (организаций).
Нормы расходования смазочных материалов устанавливаются на основании данных паспорта автомобиля.
Во-вторых, нормы расхода горюче-смазочных материалов, установленные на предприятии, являются обоснованием экономической целесообразности расходов, произведенных предприятием. Поскольку задача экономической обоснованности расходов напрямую связана с вопросами налогообложения, предприятие должно самым тщательным образом подойти к проблеме документального оформления норм расхода топлива и смазочных материалов.
В-третьих, независимо от того, какой именно способ для установления норм расхода топлива избран на каждом конкретном предприятии, нормы расхода горюче-смазочных материалов должны быть утверждены приказом руководителя предприятия (с указанием норм расхода для каждой марки автомобиля).
В том случае, если нормы расхода на предприятии установлены на основании контрольных замеров расхода топлива, каждый акт о контрольных замерах, а также акт о результатах работы комиссии должен быть подписан всеми членами комиссии, действующей на основании приказа руководителя предприятия.
В-четвертых, установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов должны быть закреплены в учетной политике предприятия.
При соблюдении всех названных выше условий применяемые на предприятии нормы расхода горюче-смазочных материалов можно будет признать соответствующими требованиям налогового законодательства, т.е.:
- экономически обоснованными;
- подтвержденными документально.
Не вызывает сомнения, что экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы предприятия беспрепятственно могут использоваться в налоговом учете при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.