11.9.1. Порядок заключения договора со сторонними артистами
Отношения между исполнителем (сторонним артистом) и заказчиком (театрально-зрелищным учреждением) оформляются договором гражданско-правового характера с учетом действующих норм ГК РФ.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором гражданско-правового характера признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания (выполнение работы, оказание услуги). В данной ситуации применяются договоры возмездного оказания услуг. Его отличительной особенностью от остальных договоров является то, что при его составлении не указываются:
- должность, специальность и квалификация исполнителя;
- условия, обязывающие исполнителя подчиняться внутреннему распорядку организации;
- фиксированное ежедневное рабочее время;
- возможность предоставления отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и других социальных гарантий (оплаты больничного и т.д.);
- сроки, установленные в организации для выплаты зарплаты. Работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, как правило, оплачиваются после их завершения (выполнения) и сдачи заказчику (подписания акта).
Также необходимо помнить, что заключение договора возможно только при:
- наличии соответствующих бюджетных ассигнований по соответствующей статье КОСГУ, по которой будет производиться оплата услуг, оказанных артистом. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых в рамках деятельности, приносящей доход. Если указанные расходы заложены в смету доходов и расходов учреждения, то оно вправе их произвести, а значит, и принять на себя обязательства по их оплате (ст. 161 и 162 БК РФ);
- неукоснительном соблюдении норм ст. 72 БК РФ и Закона о государственных закупках. По этому поводу следует привести мнение, изложенное в Письме Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-0.1-07-25/1813: неприменение бюджетными учреждениями - государственными заказчиками норм, закрепленных в вышеприведенном законе, свидетельствует о нарушении бюджетного законодательства и о неэффективном расходовании бюджетных средств.
Что касается соблюдения норм Закона о государственных закупках, применяемых при заключении договоров со сторонними артистами, то необходимо отметить следующее.
В силу ст. 10 Закона о государственных закупках с организациями и лицами, оказывающими услуги в сфере культуры и искусства, договоры или государственные (муниципальные) контракты по итогам размещения заказа заключаются двумя способами:
- без проведения торгов - размещение заказа у единственного исполнителя в соответствии со ст. 55 Закона о государственных закупках;
- путем проведения торгов в форме открытого конкурса в соответствии с гл. 2.1 Закона о государственных закупках.
Согласно ст. 55 Закона о государственных закупках размещение госзаказа у единственного поставщика возможно в случаях, когда:
- оказание услуги по договору осуществляется на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 руб. за квартал) (пп. 14 п. 2);
- исполнитель договора - единственный правообладатель исключительных прав на исполнение произведений, определенных договором (пп. 18 п. 2);
- предметом договора является создание произведений литературы и искусства (литературного произведения, драматического и музыкально-драматического произведения, сценарного произведения, хореографического произведения и пантомимы, музыкального произведения с текстом и без текста) конкретным физическим лицом (артистом-исполнителем) (пп. 23 п. 2);
- на участие в открытом конкурсе представлена только одна заявка, или лишь один из подавших заявку признан участником открытого конкурса, или конкурс признан несостоявшимся (пп. 8, 9, 11 п. 2).