Бухгалтерия в вопросах и ответах!
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 80vh;">

11.9. Гонорар сторонним артистам

style="max-height: 50vh;">
11.9. Гонорар сторонним артистам

Театрально-зрелищные и концертные учреждения в процессе своей деятельности могут привлекать артистов со стороны. В данном разделе речь пойдет о том, как оформить взаимоотношения с такими лицами и установить размер гонорара.

11.9.1. Порядок заключения договора со сторонними артистами

Отношения между исполнителем (сторонним артистом) и заказчиком (театрально-зрелищным учреждением) оформляются договором гражданско-правового характера с учетом действующих норм ГК РФ.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором гражданско-правового характера признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания (выполнение работы, оказание услуги). В данной ситуации применяются договоры возмездного оказания услуг. Его отличительной особенностью от остальных договоров является то, что при его составлении не указываются:
- должность, специальность и квалификация исполнителя;
- условия, обязывающие исполнителя подчиняться внутреннему распорядку организации;
- фиксированное ежедневное рабочее время;
- возможность предоставления отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и других социальных гарантий (оплаты больничного и т.д.);
- сроки, установленные в организации для выплаты зарплаты. Работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, как правило, оплачиваются после их завершения (выполнения) и сдачи заказчику (подписания акта).
Также необходимо помнить, что заключение договора возможно только при:
- наличии соответствующих бюджетных ассигнований по соответствующей статье КОСГУ, по которой будет производиться оплата услуг, оказанных артистом. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых в рамках деятельности, приносящей доход. Если указанные расходы заложены в смету доходов и расходов учреждения, то оно вправе их произвести, а значит, и принять на себя обязательства по их оплате (ст. 161 и 162 БК РФ);
- неукоснительном соблюдении норм ст. 72 БК РФ и Закона о государственных закупках. По этому поводу следует привести мнение, изложенное в Письме Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-0.1-07-25/1813: неприменение бюджетными учреждениями - государственными заказчиками норм, закрепленных в вышеприведенном законе, свидетельствует о нарушении бюджетного законодательства и о неэффективном расходовании бюджетных средств.
Что касается соблюдения норм Закона о государственных закупках, применяемых при заключении договоров со сторонними артистами, то необходимо отметить следующее.
В силу ст. 10 Закона о государственных закупках с организациями и лицами, оказывающими услуги в сфере культуры и искусства, договоры или государственные (муниципальные) контракты по итогам размещения заказа заключаются двумя способами:
- без проведения торгов - размещение заказа у единственного исполнителя в соответствии со ст. 55 Закона о государственных закупках;
- путем проведения торгов в форме открытого конкурса в соответствии с гл. 2.1 Закона о государственных закупках.
Согласно ст. 55 Закона о государственных закупках размещение госзаказа у единственного поставщика возможно в случаях, когда:
- оказание услуги по договору осуществляется на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 руб. за квартал) (пп. 14 п. 2);
- исполнитель договора - единственный правообладатель исключительных прав на исполнение произведений, определенных договором (пп. 18 п. 2);
- предметом договора является создание произведений литературы и искусства (литературного произведения, драматического и музыкально-драматического произведения, сценарного произведения, хореографического произведения и пантомимы, музыкального произведения с текстом и без текста) конкретным физическим лицом (артистом-исполнителем) (пп. 23 п. 2);
- на участие в открытом конкурсе представлена только одна заявка, или лишь один из подавших заявку признан участником открытого конкурса, или конкурс признан несостоявшимся (пп. 8, 9, 11 п. 2).

11.9.2. Определение цены услуги приглашенного артиста

В соответствии со ст. 779 ГК РФ исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить их. Порядок установления цены услуги - такой же, как и для подрядных работ, - регулируется ст. 709 ГК РФ, согласно которой в договоре указывается цена подлежащей выполнению услуги. В случае если стороны затрудняются назвать конкретную стоимость услуг по договору сразу, они отражают способы ее определения. Например, в договоре может быть дана ссылка на нормативные акты субъекта, в соответствии с которыми утверждены расценки на равноценные виды услуг.
При определении конкретной цены услуги заказчик может использовать:
- базовые оклады работников бюджетной сферы, разработанные по соответствующим отраслям экономики с учетом повышающих коэффициентов, либо часовые тарифные ставки, по которым происходит оплата труда конкретного физического лица по его основному месту работы. Например, в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников культуры должности "артист-вокалист (солист)", "артист балета", "артист оркестра", "артист хора", "артист драмы", "артист (кукловод) театра кукол", "артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов", "артист оркестра ансамблей песни и танца", "артист эстрадного оркестра (ансамбля)", "артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива", "артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива", "артисты - концертные исполнители (всех жанров)" отнесены к ПКГ "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии". Минкультуры рекомендован минимальный размер оклада данных специалистов - 5 700 руб. Кроме того, к нему могут быть предусмотрены повышающие коэффициенты (персональный коэффициент, коэффициент по учреждению (структурному подразделению), за профессиональное мастерство, по занимаемой должности), а также процентные надбавки (за ученую степень, знание иностранных языков и т.д.).
То есть заказчик, взяв указанные данные за основу, может определить стоимость услуги специалиста за месяц, а также рассчитать часовую тарифную ставку, которую можно применять для расчета вознаграждения за оказанную им услугу. Если каждую из сторон устраивает такой вариант расценки стоимости услуг, они закрепляют его в соглашении (протоколе согласования цены), которое является неотъемлемой частью договора;
- старые расценки, проиндексированные на коэффициент инфляции. В условиях финансового кризиса данный процесс неизбежен (например, коэффициент инфляции составляет 10%). Следовательно, стоимость ранее существовавших расценок в бюджетном учреждении по договорам возмездного оказания услуг может быть увеличена на коэффициент 1,1.

11.9.3. Отражение выплаты гонорара сторонним артистам в бухгалтерском учете

Бухгалтерские записи по учету операций по договорам гражданско-правового характера приведены в приложении 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета" к Инструкции N 148н и в п. 199 данной инструкции.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходы по выплате авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383. Учитывая это, операции по начислению гонорара сторонним артистам отразится в бухгалтерском учете следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 401 01 226, 2 106 04 340 / Кредит 1(2) 302 09 730.
Бухгалтерские записи по удержанию НДФЛ из гонорара сторонних авторов и перечислению их в бюджет являются типовыми.
Что касается начисления страховых взносов с сумм гонорара, то оно отражается с использованием счетов 303 07 000, 303 08 000, 303 10 000, 303 11 000. По кредиту указанных счетов производится начисление страховых взносов, а по дебету - их уплата. Начисление страховых взносов осуществляется по той подстатье КОСГУ, по которой производится оплата самого договора, то есть по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

Пример.
Между театром и физическим лицом 1963 г. р. заключен договор возмездного оказания услуг по исполнению музыкального произведения в течение месяца на сцене театра. За выполнение предусмотренной договором услуги выплачивается вознаграждение в сумме 30 000 руб. Договором возмездного оказания услуг не установлена уплата взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Все операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.
Г————————————————————————————————————————————T———————————————T————————————————T———————————————¬
|            Содержание операции             |     Дебет     |     Кредит     |  Сумма, руб.  |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Начислена оплата по договору возмездного    | 2 106 04 340  |  2 302 09 730  |    30 000     |
|оказания услуг                              | ст. 226 КОСГУ |                |               |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Удержан НДФЛ с суммы, начисленной по        | 2 302 09 830  |  2 303 01 730  |     3 900     |
|договору возмездного оказания услуг         |               |                |               |
|(30 000 руб. x 13%)                         |               |                |               |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Начислены страховые взносы на сумму         | 2 106 04 340  |  2 303 xx 730  | 6 930, в том  |
|вознаграждения (30 000 руб. x 23,1%)        | ст. 226 КОСГУ |  2 303 07 730  |    числе:     |
|                                            |               |  2 303 08 730  |      330      |
|                                            |               |  2 303 10 730  |      600      |
|                                            |               |                |     6 000     |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Перечислен НДФЛ                             | 2 303 01 830  |  2 201 01 610  |     3 900     |
|                                            |               | ст. 226 КОСГУ  |               |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Перечислены страховые взносы, начисленные на| 2 303 xx 830  |  2 201 01 610  | 6 930, в том  |
|сумму вознаграждения                        | 2 303 07 830  | ст. 226 КОСГУ  |    числе:     |
|                                            | 2 303 08 830  |                |      330      |
|                                            | 2 303 10 830  |                |      600      |
|                                            |               |                |     6 000     |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Получены с лицевого счета денежные средства | 2 210 03 560  |  2 201 01 610  |    26 100     |
|на выплату вознаграждения исполнителю       | 2 201 04 510  | ст. 226 КОСГУ  |               |
|(30 000 - 3 900) руб.                       | 2 210 03 660  |                |               |
|                                            | ст. 226 КОСГУ |                |               |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Выдано вознаграждение исполнителю           | 2 302 09 830  |  2 201 04 610  |    26 100     |
|                                            |               | ст. 226 КОСГУ  |               |
+————————————————————————————————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
С января 2011 года бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях культуры осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н. Инструкция N 148н с указанной даты утратила силу.
Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2010 - 2022. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!