8. Особенности учета в образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства
К образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства относятся музыкальные, художественные, хореографические училища и вузы, а также учреждения дополнительного образования:
- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеские центры;
- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
- детские школы искусств, в том числе по видам искусств;
- другие образовательные учреждения данной сферы деятельности.
В этом разделе книги приведен материал о порядке предоставления платных образовательных услуг указанными учреждениями, определения их стоимости и ее оплате, а также правила отражения доходов и расходов в бюджетном и налоговом учете.
8.1. Общие положения об оказании платных образовательных услуг
Основными документами, регулирующими порядок предоставления платных услуг, их отражение в бюджетном учете, а также налогообложение, являются:
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании);
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг);
- Инструкция N 148н;
- Налоговый кодекс.
В соответствии со ст. 41, 45 Закона об образовании образовательные учреждения культуры и искусства вправе оказывать как платные образовательные услуги в рамках основных образовательных программ, так и дополнительные платные образовательные услуги. К основным из них относятся:
- реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счет юридических и физических лиц;
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
- репетиторство;
- различные курсы: по подготовке к школе и к поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей;
- различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.;
- различные студии, группы, школы, факультативы по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
- группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);
- организация досуга обучающихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, организация экскурсий, туристических походов);
- другие услуги.
Нельзя относить к платным образовательным услугам снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализацию основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг).
Оказывая платные образовательные услуги, учреждения должны учитывать, что они не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
8.2. Доведение информации о платных образовательных услугах до их потребителя
Поскольку учреждение обязано обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг (при наличии свидетельства о государственной аккредитации и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями), до заключения договора оно должно предоставить потребителю услуг достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, что позволит последнему осуществить их правильный выбор (п. 6, 7 Правил оказания платных образовательных услуг).
В обязательном порядке до потребителя доводится информация, содержащая следующие сведения:
а) наименование и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименование, адрес и телефон органа, их выдавшего;
б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
д) порядок приема и требования к поступающим;
е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.
Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации.
По требованию потребителя учреждение обязано также предоставить для ознакомления:
а) устав учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении;
б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
в) адрес и телефон учредителя (учредителей);
г) образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
д) информацию об основных и дополнительных образовательных программах, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
е) информацию о дополнительных образовательных программах, специальных курсах, циклах дисциплин и других дополнительных образовательных услугах, оказываемых за плату только с согласия потребителя;
ж) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу учреждение заключает с ним договор.
8.3. Оформление договора о предоставлении платных образовательных услуг
Согласно п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения;
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) сроки оказания образовательных услуг;
г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.
Данный договор составляется в двух экземплярах, один из которых остается в учреждении, другой - у потребителя.
Формы примерных договоров на оказание платных образовательных услуг утверждены приказами Минобразования:
- от 28.07.2003 N 3177 - для сферы профессионального образования;
- от 10.07.2003 N 2994 - для сферы общего образования.
8.4. Размер платы за обучение и порядок ее внесения
Размер платы за обучение устанавливается по соглашению между образовательным учреждением и потребителем (п. 18 Правил оказания платных образовательных услуг) и, как уже было отмечено выше, указывается в договоре.
К договору может прилагаться смета, то есть ее наличие в качестве приложения к договору не является обязательным, но если потребителем будет затребована смета, то в этом случае учреждение обязано ее составить (п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг).
Таким образом, установление размера платы за обучение входит в обязанности учреждения (исключение составляет утверждение размера родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных дошкольных учреждениях).
В ряде субъектов РФ размер родительской платы устанавливается исполнительными органами субъектов РФ (муниципальных образований).
Например, Приказом Департамента культуры г. Москвы от 26.05.2009 N 257 "О плате за обучение в детских школах искусств (музыкальных, художественных, хореографических и др.), подведомственных Департаменту культуры города Москвы" установлена плата за обучение на период с 1 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года включительно в размере 200 руб. в месяц независимо от вида искусства, которому обучаются учащиеся. Кроме того, предусмотрены льготы в отношении отдельных категорий лиц. Размер платы за обучение уменьшается на 30%:
- при наличии в семье трех и более детей в возрасте до 18 лет;
- для детей одиноких матерей;
- для детей из неполных семей, если родитель является инвалидом 1 или 2 группы;
- для детей, оба родителя которых являются инвалидами 1 или 2 группы;
- при одновременном обучении двух и более детей из одной семьи как в одной, так и в нескольких школах искусств (за каждого учащегося).
При одновременном обучении двух и более детей из одной семьи как в одной, так и в нескольких школах искусств, плата за обучение каждого из учащихся уменьшается на 50% установленного размера и т.д.
Плата за обучение вносится либо через учреждения СБ РФ, либо наличными денежными средствами в кассу учреждения.
Если оплата производится в безналичном порядке через отделения Сбербанка, от суммы платежа с родителей удерживается комиссия за оказание услуг по сбору и перечислению средств. В отдельных случаях сумма комиссии оплачивается за счет учреждения, в этих целях им заключается договор со Сбербанком.
Однако чаще всего оплата вносится через кассу учреждения. Согласно п. 105 Инструкции N 148н прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности - Квитанции (ф. 0504510) и Приходному кассовому ордеру (ф. 0310001). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).
Таким образом, образовательное учреждение при приеме наличных денежных средств может использовать бланки строгой отчетности, то есть обходиться без применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Такая возможность предоставлена ст. 2 Закона о ККТ.
8.5. Бюджетный учет операций по платным образовательным услугам
Учет доходов. В соответствии с п. 151 Инструкции N 148н в бухгалтерском учете начисление доходов от платных образовательных услуг отражается проводкой: Дебет 2 205 03 560 / Кредит 2 401 01 130.
Начисление доходов от оказанных платных услуг производится в соответствии с порядком признания доходов в бюджетном учете, утвержденным учетной политикой учреждения.
Поступление доходов от платных услуг образовательного учреждения оформляется следующей записью: Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510 / Кредит 2 205 03 660.
Внесение наличных денег на лицевые счета в ОФК отражается в учете следующим образом: Дебет 2 210 03 560 / Кредит 2 201 04 610.
Их последующее зачисление на лицевой счет образовательного учреждения оформляется так: Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 210 03 660.
Учет расходов. Если в учреждении ведется несколько видов платной деятельности, нужно организовать раздельный учет расходов по ним.
Расходы, которые можно отнести непосредственно к определенному виду приносящей доход деятельности, называют прямыми.
Другую часть затрат (накладные расходы), относящуюся к разным видам деятельности, следует распределить между ними согласно принятому методу их распределения, утвержденному в учетной политике учреждения. Такие расходы называют косвенными. Это касается коммунальных платежей, услуг связи, транспортных услуг административно-управленческому персоналу, расходов по всем видам ремонта основных средств. Методики распределения расходов между двумя источниками финансирования в бюджетном учете не содержится, однако она приведена в Налоговом кодексе по принятию данных расходов в целях исчисления налога на прибыль, поэтому ею можно воспользоваться и в бюджетном учете.
Так, согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате вышеперечисленных расходов за счет двух источников, то принятие данных расходов на уменьшение доходов, полученных от приносящей доход деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
Расходы по платным образовательным услугам собираются на дебете счета 2 106 04 340 в разрезе соответствующих статей КОСГУ с кредита аналитических счетов 2 302 01 730, 2 302 02 730, 2 302 06 730, 2 101 04 410, 2 101 06 410, 2 101 09 410, 2 104 00 410, 2 105 06 440, 2 303 02 730, 2 303 06 730 и др.
Собранные на счете 2 106 04 340 расходы по оказанным платным образовательным услугам в соответствии с утвержденной учетной политикой датой признания доходов и расходов списываются в дебет счета 2 401 01 130.
С января 2011 года бюджетный учет в государственных (муниципальных) учреждениях культуры осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н, а также Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. Инструкция N 148н с указанной даты утратила силу.
8.6. Налогообложение доходов от платных услуг
Налог на прибыль. Образовательные учреждения культуры и искусства при оказании платных образовательных услуг являются плательщиками налога на прибыль.
Статьей 251 НК РФ предусмотрено, что отдельные виды доходов не учитываются при определении налоговой базы. Однако доходы, полученные данными учреждениями от оказания платных услуг, в этой статье не поименованы.
Следует обратить внимание на порядок признания в целях определения налоговой базы предварительной оплаты в зависимости от выбранного учреждением метода учета.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, полученные в порядке предварительной оплаты, не учитываются при формировании налоговой базы только у тех налогоплательщиков, которые определяют доходы и расходы по методу начисления. Это означает, что если учреждение в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль использует кассовый метод, то суммы, получаемые от потребителей образовательных услуг, необходимо будет включать в состав доходов в момент их получения, причем независимо от того, получена эта оплата за несколько месяцев или лет вперед, ведь при использовании кассового метода датой получения дохода для целей налогообложения прибыли считается день поступления средств на счета в банках либо в кассу организации (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Однако в Налоговом кодексе предусмотрено ограничение применения кассового метода учета доходов и расходов. Так, учреждения имеют право на определение даты получения доходов (осуществления расходов) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих учреждений без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
Если организация использует метод начисления, то, как уже отмечалось, предоплату не нужно включать в состав доходов для целей налогообложения прибыли. Согласно ст. 271 НК РФ при данном методе доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Принципы и методы, в соответствии с которыми учитывается доход от реализации, должны быть утверждены учреждением в учетной политике для целей налогообложения.
Налог на добавленную стоимость. Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Подпунктом 14 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, обозначенным в лицензии) или воспитательного процесса (за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений) не является объектом обложения НДС.