6.4.1. Формирование цен на билеты
Согласно ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре цены на билеты учреждения культуры устанавливают самостоятельно, согласовав их с главными распорядителями, а также с органами исполнительной власти на местах.
При определении цен театры могут руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики РФ 06.12.1995 N СИ-484/7-982, а также рекомендациями по установлению цен, разработанными органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) (к примеру, в Московской области Распоряжением Минкультуры МО от 15.05.2009 N 180-Р утверждены Методические рекомендации по формированию цен на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Московской области и муниципальными учреждениями сферы культуры).
Основными принципами ценообразования являются:
- окупаемость затрат на оказание платных услуг театрами;
- экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы театра;
- рентабельность работы государственных (муниципальных) театров.
Установление цен на билеты осуществляется исходя из себестоимости оказанной услуги, а также необходимой прибыли.
Как правило, в себестоимость оказанной театрами услуги включаются два вида расходов: прямые и косвенные.
К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:
- расходы персонала, занятого при оказании услуги;
- начисления на оплату труда такого персонала;
- материальные затраты. К ним относятся расходы на приобретение материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной услуги;
- плата за аренду помещений, сооружений, в которых непосредственно оказывается платная услуга;
- амортизационные отчисления по оборудованию, участвующему в оказании услуги.
Конкретный перечень прямых затрат театр определяет самостоятельно, отразив это в учетной политике.
К косвенным затратам относятся:
- расходы на оплату труда административного персонала, непосредственно не занятого в оказании платных услуг;
- начисления на оплату труда указанному персоналу;
- хозяйственные расходы. К ним относятся затраты на материалы для хозяйственных целей, на канцелярские товары, на текущий ремонт, коммунальные расходы, а также арендная плата за эксплуатацию зданий и сооружений, которую прямо на расходы отнести невозможно;
- амортизация зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с оказанием услуги;
- прочие расходы. Сюда могут включаться расходы по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на рекламу, непосредственно не связанные с оказанием услуги: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о платных услугах; расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы и другие расходы.
В себестоимость конкретной платной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально прямым расходам, приходящимся на данную услугу, через расчетный коэффициент косвенных расходов. Рассмотрим на примере порядок формирования цены билета.
Пример.
Перечень и сумма прямых и косвенных расходов, произведенных театром за 2009 г., приведены в таблице.
Г———————————————————————————T——————————————————————T—————————————————————————————————————¬
| Наименование расходов |Общая сумма расходов, | В том числе |
| | руб. +—————————————————————————————————————+
| | | прямые расходы, |Косвенные расходы,|
| | | руб. | руб. |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Заработная плата, всего | 14 759 495 | 9 603 076 | 5 156 419 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|в том числе: | | | |
| | | | |
|- | 2 655 667 | | 2 655 667 |
|административно-управленче-| | | |
|ского персонала; | | | |
| | | | |
|- актеров; | 1 569 644 | 1 569 644 | |
| | | | |
|- | 8 033 432 | 8 033 432 | |
|художественно-постановочно-| | | |
|го персонала; | | | |
| | | | |
|- прочего персонала | 2 500 752 | | 2 500 752 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Начисления на заработную | 3 866 988 | 2 516 006 | 1 350 982 |
|плату (26,2%) | | | |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Коммунальные услуги | 2 355 037 | | 2 355 037 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Текущий ремонт | 260 000 | | 260 000 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Транспортные услуги | 90 000 | | 90 000 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Услуги связи | 70 000 | | 70 000 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Хозяйственные расходы | 600 000 | | 600 000 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Прочие расходы | 387 000 | | 387 000 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Аренда помещений | 45 000 | | 45 000 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
|Итого: | 22 433 520 | 12 119 082 | 10 314 438 |
+———————————————————————————+——————————————————————+——————————————————+——————————————————+
Планируемый уровень рентабельности театра в рамках деятельности по реализации билетов на 2010 г. составил 15%. В год проводится 300 спектаклей. В театре - 500 зрительских мест. Необходимо рассчитать:
1) среднюю стоимость 1 билета, установленную на 2010 г.;
2) стоимость билета по одному спектаклю, если сумма прямых расходов, затраченных для его постановки, составляет 500 000 руб. При этом планируется, что спектакль будет проходить в течение 2 недель.
Сначала определим расчетный коэффициент косвенных расходов. Он равен 0,85 (10 314 438 руб. / 12 119 082 руб.) С учетом данного коэффициента косвенные расходы учитываются в себестоимости конкретной услуги.
1. Общая сумма расходов равна 22 433 520 руб.
При наполняемости театра в среднем на 70% на один спектакль необходимо 350 билетов (500 мест. x 70%), а в год потребуется 105 000 билетов (300 спектаклей x 350 билетов).
Таким образом, себестоимость 1 билета будет равна 214 руб. (22 433 520 руб. / 105 000 билетов).
Учитывая планируемый уровень рентабельности, цена билета составит 246 руб. ((214 руб. x 15%) + 214 руб.).
2. Учитывая коэффициент косвенных расходов, в себестоимость спектакля включаются косвенные расходы в сумме 425 000 руб. (500 000 руб. x 0,85).
Итого себестоимость спектакля равна 925 000 руб. (500 000 + 425 000).
С учетом планируемой рентабельности цена спектакля составит 1 063 750 руб. ((925 000 руб. x 15%) + 925 000 руб.).
Для его показа потребуется 4 900 билетов (350 билетов x 14 дн.).
Таким образом, стоимость одного билета на данный спектакль составит 217 руб. (1 063 750 / 4 900).