6.3. Учет операций по поступлению и реализации театральных программок
Театрами заключаются договоры с типографиями на изготовление театральных программок на определенные зрелищные мероприятия (спектакли, оперы, оперетты, балет и т.д.).
Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации при отнесении материальных ценностей к материальным запасам следует руководствоваться положениями п. 51, 64-69, 96 Инструкции N 148н. Поскольку из п. 69 этой инструкции следует, что печатная продукция относится к материальным запасам, то расходы по изготовлению театральных программок должны быть учтены по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Согласно сопроводительным документам (накладным, счетам-фактурам, актам выполненных работ), представленным в рамках одного договора, театральные программки принимаются к учету, что сопровождается следующей корреспонденцией счетов: Дебет 2 105 06 340 / Кредит 2 302 22 730.
Оприходование театральных программок в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении в рамках нескольких договоров, сопровождается записью: Дебет 2 105 06 340 / Кредит 2 106 04 440. То есть изначально все расходы, формирующие стоимость театральной программки (изготовление, доставка), собираются на счете 2 106 04 340.
Пример.
Театром "Вера" заключен договор с ООО "Печать" на поставку театральных программок спектакля в количестве 500 шт. Стоимость работы - 4 000 руб. Произведены затраты на их доставку в размере 1 000 руб. На основании первичных документов (накладной и счета-фактуры) программы поставлены на учет. Оплата этих расходов будет произведена за счет средств, полученных от платных услуг.
Г———————————————————————————————T——————————————————T———————————————————T——————————————¬
| Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
+———————————————————————————————+——————————————————+———————————————————+——————————————+
|Учтены расходы по изготовлению | 2 106 04 340 | 2 302 22 730 | 4 000 |
|программок | (ст. 340 КОСГУ) | | |
+———————————————————————————————+——————————————————+———————————————————+——————————————+
|Отражены расходы по доставке | 2 106 04 340 | 2 302 05 730 | 1 000 |
| | (ст. 222 КОСГУ) | | |
+———————————————————————————————+——————————————————+———————————————————+——————————————+
|Программы приняты к учету | 2 105 06 340 | 2 106 04 440 | 5 000 |
|(4 000 + 1 000) руб. | | | |
+———————————————————————————————+——————————————————+———————————————————+——————————————+
При проведении зрелищных мероприятий театральные программки реализуются зрителям за плату.
Денежные средства за реализованные театральные программки вносятся в кассу театра. В бухгалтерском учете это отражается проводкой Дебет 2 201 04 510 / Кредит 2 205 03 660 с одновременным начислением дохода Дебет 2 205 03 560 / Кредит 2 401 01 130.
Стоимость реализованных театральных программок списывается с регистров бухгалтерского учета записью Дебет 2 106 04 340 / Кредит 2 105 06 440.
Иногда налоговыми органами предпринимаются попытки привлечь театры к уплате штрафов за неиспользование контрольно-кассовой техники при реализации театральных программок. Мотивируют они это тем, что контрольно-кассовая техника должна в обязательном порядке применяться всеми учреждениями при осуществлении ими наличных денежных расчетов (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ).
Однако это общее правило применяется во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, в данном пункте указаны виды деятельности, при осуществлении которых учреждения в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ.
Так, согласно абз. 8 п. 3 ст. 2 Закона о ККТ учреждения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
Отсюда можно сделать вывод, что реализация театральных программок со столика, расположенного в фойе театра (учреждения культуры и искусства), может осуществляться без применения ККТ.
Обратите внимание: с января 2011 года бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях культуры осуществляется в соответствии Инструкцией N 157н. Инструкция N 148н с указанной даты утратила силу.
Налог на прибыль. При исчислении налога на прибыль нужно уточнить следующее: уменьшают ли расходы по изготовлению театральных программок налоговую базу в полном размере или их следует включать с ограничениями (по нормативу). То есть предстоит выяснить, относятся ли данные расходы к рекламным и являются ли они в том числе нормируемыми.
Пункт 4 ст. 264 НК РФ к расходам учреждения на рекламу относит:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные расходы на рекламу принимаются к вычету при определении облагаемой базы по налогу на прибыль без ограничений при наличии подтверждающих такие расходы документов. То есть эти расходы не нормируются и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в полном объеме.
Расходы учреждения на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Учитывая, что театральная программка информирует зрителей о том зрелищном мероприятии, на которое они пришли, и составе актеров, занятых в нем, рассматривать ее как рекламу нельзя. Поэтому затраты по изготовлению театральных программок включаются в состав материальных расходов по мере реализации (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость. Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ доход, полученный учреждениями культуры и искусства от реализации театральных программок, освобожден от обложения НДС.