Бухгалтерия в вопросах и ответах!
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 80vh;">

15.4. Правила составления и изменения устава учреждений культуры

style="max-height: 50vh;">
15.4. Правила составления и изменения устава учреждений культуры

Устав учреждения - зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке учредительный документ. Он содержит свод положений, правил деятельности учреждения, определяет его структуру, устройство, виды деятельности, права и обязанности.
С 2011 года утверждение и изменение уставов федеральных государственных учреждений будет осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" (далее - Порядок N 539).
Согласно п. 32 Порядка N 539 устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Устав должен содержать следующие разделы (п. 33 Порядка N 539).
Раздел I. Общие положения. В данном разделе указываются:
- наименование федерального учреждения с указанием в наименовании его типа (например, государственное бюджетное (или казенное) учреждение культуры "Библиотека");
- информация о месте нахождения федерального учреждения (указывается и фактический, и юридический адрес учреждения, даже если они совпадают);
- наименование учредителя и собственника имущества федерального учреждения; наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения (например, учредителем учреждения является Правительство Российской Федерации, полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство культуры).
Раздел II. Предмет и цели деятельности учреждения. Предмет и цели деятельности учреждения устанавливаются в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом. Также в этом разделе приводится исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Согласно ст. 24 Закона о некоммерческих организациях основной деятельностью государственных учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые указанные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Исходя из смысла п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, бюджетное учреждение получает от учредителя (органа, выполняющего учредительские функции и полномочия) задание на оказание услуг (выполнение работ) и не вправе отказаться от его выполнения.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие поставленным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Например, целями деятельности библиотеки являются:
- реализация прав граждан без каких-либо исключений на свободный доступ к документному фонду и информации о его составе;
- сохранение, накопление и распространение знаний, памяти человечества в виде документов как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях информации.
В свою очередь, задачами деятельности библиотеки являются:
- организация библиотечного, библиографического и информационного обслуживания физических и юридических лиц;
- удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов пользователей;
- постоянное обновление основных библиотечно-информационных ресурсов (документный фонд, информационные базы данных) на основе изучения и учета потребностей.
Для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи, библиотека осуществляет следующую деятельность:
а) комплектует, обрабатывает и организует хранение и использование универсального документного фонда, отвечающего требованиям содержательного, видового (книги, периодика, фоно-, аудио- и видеофонды, документы на электронных носителях информации), хронологического, лингвистического разнообразия и достаточной полноты;
б) обеспечивает сохранность документного фонда, пожарную безопасность, иную защиту;
в) ведет библиографический учет документного фонда, создает источники библиографии, информирует на основе новых поступлений и ретроспективного репертуара, формирует поисковый справочно-библиографический аппарат (систему каталогов, картотек на различных носителях);
г) создает специализированный банк данных, включающий описание краеведческих документов;
д) участвует на основе координации и кооперации с другими библиотеками и организациями в создании библиографической и информационной продукции, библиотечно-информационных компьютерных сетей;
е) обслуживает индивидуальных пользователей, коллективных абонентов, предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими (в том числе бесплатно, на льготных основаниях, за плату по утвержденным тарифам);
ж) оказывает методическую помощь библиотекам различных форм собственности и организационно-правовых форм (организация семинаров, консультаций);
з) организует досуговые мероприятия, ведет выставочную и рекламную деятельность;
и) осуществляет иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются культурные ценности.
Раздел III. Об организации деятельности и управлении учреждением. Этот раздел содержит сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения, (например, управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом).
К компетенции учредителя относятся следующие вопросы:
- утверждение устава учреждения, изменений и дополнений к нему;
- принятие решения о реорганизации и ликвидации учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ;
- строительство и обеспечение содержания зданий и сооружений учреждения в технически безопасном состоянии, обустройство прилегающих к ним территорий;
- установление исходных данных планирования финансово-хозяйственной деятельности;
- приостановление предпринимательской деятельности учреждения, если она идет в ущерб основной уставной деятельности, до решения суда по этому вопросу;
- получение полной информации о деятельности учреждения (организационной, финансово-хозяйственной), в том числе ознакомление с материалами бухгалтерского учета и отчетности;
- утверждение ежегодного отчета о финансовой деятельности учреждения;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, настоящим уставом, договором между учредителем и учреждением.
Руководителем учреждения является директор, назначаемый и увольняемый от должности главой района.
Директор действует на основе законодательства Российской Федерации, настоящего устава и трудового договора.
Директор осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и выполняет следующие функции и обязанности по организации, обеспечению деятельности учреждения:
- действует без доверенности от имени учреждения, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях;
- планирует основную деятельность учреждения;
- осуществляет финансовую и хозяйственную деятельность учреждения, заботится об укреплении материально-технической базы, заключает договоры и соглашения;
- в установленном порядке определяет размер средств, направляемых на оплату труда работников учреждения и их поощрения, производственное и социальное развитие;
- устанавливает размер заработной платы, надбавок, доплат в пределах имеющихся средств;
- издает приказы, распоряжения по учреждению и другие локальные акты, дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками учреждения;
- определяет структуру, штаты, численный и квалификационный состав, формы и размеры оплаты труда работников и их поощрения в пределах средств, выделяемых учреждению на эти цели из бюджета, а также за счет средств, полученных из других источников в соответствии с действующим законодательством;
- утверждает штатное расписание и согласовывает его с Федеральным агентством культуры;
- утверждает внутренние документы учреждения;
- осуществляет прием на работу работников учреждения, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы в соответствии с Трудовым кодексом;
- отвечает за соблюдение сотрудниками правил технической эксплуатации и пожарной безопасности зданий.
Раздел IV. Об имуществе и финансовом обеспечении учреждения. Данный раздел содержит:
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);
- порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
- порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
- запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
- положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- указание на субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Раздел V. Сведения о филиалах и представительствах учреждения. В данном разделе указывается наименование, местонахождение филиалов и представительств учреждения.
В уставе учреждения могут содержаться также иные разделы, включающие в себя, например, перечень локальных актов учреждения, особенности установления трудовых отношений с работниками учреждения.
Обратите внимание: порядок утверждения уставов государственных учреждений, созданных субъектом РФ, будет устанавливаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, муниципальных учреждений - местной администрацией муниципального образования (п. 1.1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).
Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2010 - 2022. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!