14.1. Проверки в сфере охраны объектов культурного наследия
Административный регламент исполнения Росохранкультурой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия утвержден Приказом Минкультуры РФ от 06.07.2010 N 383 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 2 Административного регламента государственная функция исполняется:
а) непосредственно Росохранкультурой, которая осуществляет:
- рассмотрение и анализ ежеквартальных и годовых отчетов об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий;
- рассмотрение и анализ нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, направляемых в составе отчетов об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий;
- проведение документарных и выездных плановых и внеплановых проверок;
- оценку деятельности органов государственной власти субъектов РФ по исполнению переданных полномочий;
- направление органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к ответственности, установленной законодательством РФ, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;
- направление высшим должностным лицам субъектов РФ и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
- направление Минкультуры предложений об изъятии у органов государственной власти субъектов РФ переданных полномочий;
б) территориальными органами Росохранкультуры (список территориальных органов приведен в приложении 1 к Административному регламенту), на которые возложены обязанности:
- по проведению документарных и выездных плановых и внеплановых проверок;
- по оценке деятельности органов государственной власти субъектов РФ по исполнению переданных полномочий;
- по направлению высшим должностным лицам субъектов РФ и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об устранении выявленных нарушений;
- по направлению высшим должностным лицам субъектов РФ и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.
При осуществлении перечисленных обязанностей по исполнению государственной функции необходимо руководствоваться положениями следующих документов (п. 3 Административного регламента):
- Федеральным законом N 73-ФЗ;
- Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1204 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Постановлением N 407.
По результатам проверок исполнения государственной функции должностными лицами Росохранкультуры или ее территориальных органов должностным лицам субъектов РФ и органам государственной власти субъектов РФ направляются (п. 5 Административного регламента):
- акты проверок;
- предписания об устранении выявленных нарушений;
- предписания о привлечении к ответственности, установленной законодательством РФ, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;
- предписания об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;
- предписания об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.
14.1.1. Виды проверок и основания для их проведения
Одной из основных административных процедур, осуществляемых Росохранкультурой и ее территориальными органами в рамках исполнения государственной функции, является проведение документарных и выездных плановых и внеплановых проверок. Рассмотрим основания для их назначения, а также порядок проведения таких проверок.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами, утвержденными руководителем Росохранкультуры (п. 23.1 Административного регламента).
Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Росохранкультуры или ее территориального органа (п. 23.2 Административного регламента).
Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
- наличие расхождений и недостоверных данных в сведениях, представленных в отчетах органов государственной власти субъектов РФ;
- осуществление контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных ранее нарушений;
- получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведений, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий.
Внеплановые проверки, связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением предписаний об устранении выявленных ранее нарушений, проводятся строго после окончания срока устранения нарушений, указанного в предписании.
Заявление, не позволяющее установить лицо, обратившееся в Росохранкультуру или ее территориальный орган, не может являться основанием для проведения внеплановых проверок.
Плановые выездные и документарные проверки также проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) Росохранкультуры или ее территориального органа (п. 23.4 Административного регламента), в которых указываются:
- номер и дата распоряжения или приказа о проведении проверки;
- состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей лиц, уполномоченных на проведение проверки;
- наименование юридического лица (юридических лиц), в отношении которого (которых) проводится проверка;
- цели проверки;
- правовые основания проведения проверки;
- дата начала и окончания проверки.
Если планируется провести документарную проверку, то еще указывается перечень документов, запрашиваемых у юридического лица, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления.
Специалистом, ответственным за подготовку проверки, готовится проект соответствующего распоряжения или приказа, который рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры) (п. 23.5 Административного регламента).
Проведение внеплановой документарной проверки может осуществляться на основании служебной записки или иного документа с резолюцией руководителя (его заместителя) Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры) на ее проведение (п. 23.6 Административного регламента).
Копия приказа (распоряжения) Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры) о проведении проверки, служебной записки или иного документа, служащего основанием для проведения проверки, с резолюцией руководителя (заместителя руководителя) Росохранкультуры на проведение проверки передается председателю комиссии по проверке.
Порядок проведения выездной проверки. В соответствии с п. 24.1 Административного регламента председатель комиссии по проверке при прибытии в орган государственной власти субъекта РФ обязан:
- предъявить служебное удостоверение и копию приказа Росохранкультуры о проведении мероприятия по надзору;
- представить членов комиссии по проверке;
- проинформировать о порядке проведения мероприятия по надзору.
В ходе выездной проверки изучению подлежат следующие вопросы (п. 24.2 Административного регламента):
- наличие согласования с Минкультуры структуры органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия, и назначения на должность руководителя данного органа;
- соответствие нормативных правовых актов субъекта РФ по вопросам переданных полномочий федеральному законодательству;
- законность и обоснованность согласования землеустроительной документации, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;
- законность и обоснованность выдачи заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- законность и обоснованность согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- законность и обоснованность выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- законность и обоснованность выдачи разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
- законность и обоснованность согласования проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ;
- наличие утвержденных органом государственной власти субъекта РФ границ территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования и законности их установления;
- наличие разработанных и (или) утвержденных проектов зон охраны объектов культурного наследия;
- наличие на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений и законность их установления;
- полнота и качество проведенных мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия;
- достоверность предоставляемой отчетности об осуществлении переданных полномочий.
В ходе выездной проверки проверяющие (п. 24.3 Административного регламента):
- запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа государственной власти субъекта РФ документы и иные материалы по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов;
- запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа государственной власти субъекта РФ устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;
- проводят беседы с работниками органа государственной власти субъекта РФ по вопросам, подлежащим проверке.
По окончании выездной проверки составляется соответствующий акт в двух экземплярах (п. 24.4 Административного регламента), в котором дается результативный вывод:
- о выявлении нарушений при осуществлении переданных полномочий;
- об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.
Акт подписывается председателем и членами комиссии по проверке.
При проведении проверки совместно с иными контролирующими органами акт проверки подписывается также представителями этих органов.
Один экземпляр акта проверки и копии приложений к нему вручаются руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти субъекта РФ под расписку либо направляются посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, а тот, в свою очередь, остается в деле Росохранкультуры или ее территориального органа.
Порядок проведения документарной проверки. Согласно п. 25.1 Административного регламента документарная проверка проводится путем истребования и изучения документов и необходимых объяснений представителей органов государственной власти субъектов РФ. С этой целью в указанный орган направляется запрос о представлении документов для проведения документарной проверки.
В ходе документарной проверки комиссия проводит рассмотрение (п. 25.2 Административного регламента):
- имеющихся в Росохранкультуре документов и иных сведений о деятельности органа государственной власти субъекта РФ по вопросам, подлежащим проверке;
- документов по вопросам, подлежащим проверке, представленных по запросу Росохранкультуры.
В соответствии с п. 25.3 Административного регламента по результатам документарной проверки составляется соответствующий акт в двух экземплярах, в котором дается вывод комиссии о выявлении нарушений при осуществлении переданных полномочий. Акт подписывается председателем и членами комиссии по проверке.
Второй экземпляр акта о результатах проверки направляется в орган государственной власти субъекта РФ посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
Если в результате проведения проверки выявлены нарушения, должностные лица Росохранкультуры или ее территориального органа выдают (вручают, направляют) руководителю (исполняющему его обязанности должностному лицу) соответствующего органа государственной власти субъекта РФ предписания. Предписание направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении (п. 26 Административного регламента).
Далее осуществляется контроль за исполнением предписаний (п. 27 Административного регламента).
14.1.2. Контроль за устранением ошибок
Орган государственной власти субъекта РФ, которому было выдано предписание, должен исполнить его в установленный срок и представить в Росохранкультуру (территориальный орган Росохранкультуры) отчет о результатах его исполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований (далее - отчет об исполнении предписания) (п. 27.1 Административного регламента).
Поступивший в Росохранкультуру отчет передается специалисту, контролирующему исполнение предписания, который рассматривает его в течение 30 рабочих дней после его получения.
Если отчет об исполнении предписания подтверждает или не подтверждает факт исполнения предписания, вышеуказанный специалист в течение пяти рабочих дней после рассмотрения отчета готовит проект письма Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры) о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания. Проект этого письма в течение трех рабочих дней рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры). Затем письмо направляется по почте в орган государственной власти субъекта РФ.
Если на основании отчета об исполнении предписания невозможно установить факт исполнения или неисполнения, специалист в течение пяти рабочих дней после рассмотрения отчета:
- готовит проект служебной записки на имя руководителя (заместителя руководителя) Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры) о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания;
- передает проект служебной записки начальнику управления Росохранкультуры или руководителю территориального органа этого ведомства.
В свою очередь начальник управления или руководитель территориального органа Росохранкультуры в течение трех рабочих дней рассматривает данный проект и подписывает служебную записку либо принимает решение об отсутствии оснований для проведения проверки и о направлении в орган государственной власти субъекта РФ письма Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры) о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания.
14.1.3. Ответственность за неустранение ошибок
В случае неисполнения предписания об устранении нарушений и предписания об отмене нормативных правовых актов руководитель (заместитель руководителя) Росохранкультуры может принять решение о выдаче предписания о привлечении должностного лица (должностных лиц) органа государственной власти субъекта РФ к ответственности, установленной законодательством РФ (п. 28.3 Административного регламента).
Если данное предписание не исполнено, то руководитель (заместитель руководителя) Росохранкультуры может принять решение о выдаче предписания об отстранении от должности должностного лица (должностных лиц) органа государственной власти субъекта РФ.
В случае неисполнения и этого предписания руководитель (заместитель руководителя) Росохранкультуры может направить соответствующую информацию:
- в Минкультуры для подготовки и вынесения на рассмотрение Правительства РФ предложений об изъятии переданных полномочий у органа государственной власти субъекта РФ;
- в вышестоящий орган государственной власти субъекта РФ и (или) в Генеральную прокуратуру (или в прокуратуру субъекта РФ по месту нахождения организации).
14.1.4. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения
Согласно п. 34 Административного регламента действия (бездействие), решения должностных лиц Росохранкультуры (территориального органа Росохранкультуры), осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы:
- вышестоящему должностному лицу Росохранкультуры;
- Министру (заместителю Министра) культуры РФ.
Заявление, жалоба или обращение подаются в устной или письменной форме и должны содержать (п. 34.1 Административного регламента):
- при подаче физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), при подаче юридическим лицом - его наименование;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации;
- наименование государственного органа, в который направляется письменное заявление, жалоба или обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- суть заявления, жалобы или обращения;
- при подаче заявления, жалобы или обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица либо лица, уполномоченного на основании доверенности;
- дату.
К заявлению, жалобе или обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную информацию.
В соответствии с п. 34.2 Административного регламента письменный ответ направляется автору не позднее 30 дней со дня регистрации заявления, жалобы или обращения в Росохранкультуре или в Минкультуры.
В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока автор уведомляется письменно с указанием причин продления.
14.1.5. Виды нарушений
Приведем примеры нарушений, чаще всего выявляемых по результатам проверок Росохранкультурой (ее территориальными органами):
- работы по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) проводятся с нарушением порядка, установленного ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ, в частности, зафиксировано проведение работ по реставрации без разрешений, выданных органами охраны объектов культурного наследия; в штате юридического лица, проводившего реставрацию, отсутствуют работники, обладающие профессиональными знаниями и навыками рабочих в области реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, установленным разделом "Реставрационные работы" выпуска 57 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.03.2008 N 135);
- не соблюдены обязательные требования и условия при осуществлении деятельности по реставрации объектов культурного наследия, установленные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 N 117 "О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)";
- используемый земельный участок незаконно отведен на территории выявленного объекта археологического наследия;
- на территории объекта археологического наследия незаконно проводятся работы по возведению новых капитальных и некапитальных строений, земляные работы по прокладке водопровода, электрокабеля и другие незаконные работы. Указанными действиями причиняется вред памятнику археологии;
- обнаружено отсутствие на месте ремонтно-реставрационных работ журнала авторского надзора и необходимой проектной документации;
- отсутствует паспорт объекта культурного наследия;
- не переоформлен акт технического состояния объекта культурного наследия;
- не разработан проект зон охраны объекта культурного наследия;
- не согласован с государственным органом охраны памятников проект использования и содержания памятника для экскурсионного показа;
- на территории памятника не установлены информационные таблички, надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, не проводятся ремонтно-реставрационные работы.