1. Права и обязанности централизованной бухгалтерии как самостоятельного учреждения
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Следует обратить внимание на то, что ранее действовавшие нормативные документы, регулировавшие порядок создания и функционирования централизованных бухгалтерий, на современном этапе реформирования бюджетной сферы теряют свою актуальность. Новые документы в области организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы о деятельности централизованных бухгалтерий не затрагивают. Согласно ст. 162 БК РФ одним из полномочий получателя бюджетных средств является либо ведение бюджетного учета, либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Кроме того, согласно п. 5 ст. 321.1 НК РФ в бюджетных учреждениях, занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Таким образом, вопрос о централизованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.
Централизованные бухгалтерии существуют как структурные подразделения при органах государственной власти, органах местного самоуправления, главных распорядителях, распорядителях, а также как самостоятельные учреждения. Решение о необходимости и целесообразности существования централизованной бухгалтерии в той или иной форме прежде всего должны принимать соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления). Следует заметить, что в настоящее время большинство централизованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц (например, в Московской, Ленинградской, Нижегородской областях). Поэтому рассмотрим особенности деятельности централизованной бухгалтерии как самостоятельного учреждения.