условия хранения (товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
дату изготовления и дату упаковки товара;
противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Работники, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, в обязательном порядке проходят медицинский осмотр, периодические медицинские осмотры, а также в установленном порядке гигиеническое обучение.
При прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки вносятся соответствующие записи, а лечебно-профилактическими организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации ведется учет таких осмотров.
Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.
В случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При изъятии из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий они подлежат санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой или другой экспертизе. Такие экспертизы проводятся органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Утилизация или уничтожение пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется без производства экспертизы в том случае, если владелец не может подтвердить их происхождение либо имеются явные признаки недоброкачественности и непосредственная угроза жизни и здоровью человека.
Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям.
Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов, материалов и изделий несет их владелец.
Принятие решения об уничтожении пищевой продукции сопряжено с обоснованием ее владельцем возможных способов и условий уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На основании статьи 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции.
Также предусмотрена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшая по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или повлекшая по неосторожности смерть человека (статья 236 УК РФ).
Должностные лица органов государственного надзора и контроля за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Конкретные нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц органов государственного контроля и надзора, предусмотрены статьями:
- 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Сокрытие или искажение экологической информации";
- 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)";
- 237 УК РФ "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей";
- иными действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются:
- федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;
- федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации;
- федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки;
- федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации;
- органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Государственный надзор и контроль ввозимых на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляются в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека является одной из ведущих задач органов государственной власти и местного самоуправления. В целях реализации указанной задачи органами власти разрабатываются соответствующие нормативные документы в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон) под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу. К пищевым продуктам также относятся продукты детского и диетического питания, продовольственное сырье, пищевые добавки, биологически активные добавки, алкогольная продукция, безалкогольные напитки, бутилированная вода, жевательная резинка.
Пищевые продукты, предназначенные для детского питания должны отвечать установленным требованиям и отвечать определенным физиологическим потребностям организма человека в возрасте до четырнадцати лет. Продукты диетического питания предназначены для лечебных и профилактических целей. Пищевые добавки используются в основном в производстве продуктов для придания им определенных свойств или сохранения качества указанных продуктов.
Следует заметить, что помимо пищевых продуктов законодательством в области обеспечения их качества и безопасности устанавливаются требования к материалам и изделиям, которые непосредственно используются при производстве продуктов питания, а следовательно находятся в тесном контакте с продовольственным сырьем и пищевыми продуктами. Эти же требования относятся к таре и упаковочным материалам, при помощи которых пищевые продукты доводятся до конечного потребителя.
Поскольку продукты питания представляют собой потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, в отношении их производства, переработки, транспортировки, хранения и реализации государством устанавливаются определенные требования, нормы и правила.
Так, Закон, а также другие нормативно-правовые акты устанавливают требования, обеспечивающие надлежащее качество и безопасность пищевых продуктов.
Под качеством пищевых продуктов понимается совокупность их свойств, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Качество пищевых продуктов регламентируется соответствующими государственными стандартами, санитарными, ветеринарными, гигиеническими нормами и правилами, а также требованиями к срокам годности и хранения пищевых продуктов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под безопасностью продукции, в том числе и продуктов питания, понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. В статье 1 Закона безопасность пищевых продуктов определяется как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Исходя из анализа указанных определений, получается, что безопасность пищевых продуктов - это обоснованная уверенность в том, что риск, связанный с причинением вреда здоровью человека в результате употребления пищевых продуктов, не превысит своего критического значения.
Следует заметить, что под обоснованной уверенностью понимается наличие документально оформленных сведений о надлежащем качестве пищевых продуктов. Надлежащее качество обеспечивается соблюдением установленных законодательством норм и правил в отношении производства и переработки, хранения, транспортировки и реализации продуктов питания.
Для документального закрепления надлежащего качества пищевых продуктов органами государственной власти и местного самоуправления разработана целая система процедур и мероприятий. Так, в отношении перечня пищевых продуктов, утверждаемого Правительством Российской Федерации, установлено требование подачи деклараций о соответствии. В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (документ, принятый на основе международного договора, устанавливающий требования к продукции).
Помимо декларации о соответствии для отдельных видов пищевых продуктов Законом установлено требование обязательной сертификации (формы подтверждения соответствия продуктов питания законодательно установленным нормам и правилам). Более того, законодательством в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья человека предусмотрено право хозяйствующих субъектов проходить добровольную сертификацию производимой и (или) реализуемой продукции.
В отношении отдельных групп пищевых продуктов, для которых по истечении определенного промежутка времени их качество ухудшается, на законодательном уровне устанавливаются сроки годности, а также сроки и порядок хранения указанных пищевых продуктов.
Таким образом, в отношении пищевых продуктов органами государственной власти и местного самоуправления предусмотрено обязательное наличие соответствующей документации, в которой содержится информация о соответствии продуктов питания требованиям обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья человека. Необходимо заметить, что производитель пищевых продуктов обязан удостовериться в надлежащем качестве продуктов питания и передать покупателю вместе с товаром удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов. Не производится оформление удостоверения качества и безопасности продуктов питания на продукцию общественного питания.
В целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов производитель и (или) продавец пищевых продуктов обязан довести до покупателя (конечного потребителя) сведения о пищевой ценности, о назначении и условиях применения указанных пищевых продуктов (если речь идет о детских продуктах питания и диетических продуктах питания), о способах изготовления готовых блюд, об условиях хранения (температурный режим, влажный режим), о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
Обратите внимание!
В обязательном порядке производитель (продавец) пищевых продуктов должен указать сведения о противопоказаниях употребления указанных пищевых продуктов (риск возникновения аллергических реакций у человека, противопоказания по состоянию здоровья, законодательные ограничительные меры и так далее).
Как уже не раз отмечалось в статье, законодательные нормы и правила в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов установлены не только в отношении производства, переработки, хранения, но и в отношении реализации пищевых продуктов. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Постановление) устанавливаются особенности продажи продовольственных товаров. В соответствие с Постановлением к продаже продовольственных товаров предъявляется требование о достаточной степени раскрытия информации о товаре, о способах и материалах упаковки, о совместной продаже продовольственных товаров и продукции непродовольственного характера, раскрываются права и обязанности покупателя и продавца пищевых продуктов.
Законом устанавливаются отдельные требования к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов. В соответствии с указанными требованиями все работники, занятые на производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации пищевых продуктов обязаны проходить периодические медицинские осмотры и иметь санитарную книжку установленного образца. Следует заметить, что при транспортировке пищевых продуктов транспортные средства должны иметь санитарные паспорта, оформленные в соответствующем закону порядке.
Таким образом, в целях обеспечения надлежащего качества и безопасности пищевых продуктов законодательством устанавливаются определенные нормы и правила. Для того чтобы проследить за выполнением указанных требований законодательства органами государственной власти и местного самоуправления организуется государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Основная задача государственного контроля и надзора заключается в предупреждении, выявлении и пресечении несоответствия законодательным требованиям в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов условий производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации указанных продуктов с целью предупреждения опасных заболеваний человека.
Государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется уполномоченными на то лицами, а также специалистами органов государственного контроля и надзора в форме проведения плановых и внеплановых проверок поднадзорных объектов (обследование территории, рассмотрение соответствующей документации, проведение экспертиз), а также в форме расследования и пресечения выявленных нарушений законодательства в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, анализа причин и условий возникновения и распространения болезней животных и человека.
Результаты проведенных проверок, а также мероприятий, направленных на реализацию защиты здоровья человека в отношении пищевых продуктов, оформляются в виде соответствующих документов (решений, актов, протоколов, заключений). Хозяйствующие субъекты, не согласные с результатами проведенных мероприятий, могут обжаловать решения должностных лиц, проводивших проверку или соответствующие мероприятия в административном или судебном порядке.
Следует заметить, что сведения, полученные в ходе проведения проверок и исследований в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, могут служить основанием для принятия новых законодательных актов в этой области. Так, в результате проведенных исследований в отношении пищевых добавок Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 января 2005 года N 1 "О запрещении использования пищевых добавок" запрещается использование пищевых добавок Е-216 и Е-217.
Контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов организуется, как правило, по видам продуктов питания. В соответствии с законодательством в отношении отдельных пищевых продуктов, например, таких как алкогольная и спиртосодержащая продукции, устанавливается требование получения хозяйствующими субъектами специальных разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности.
Таким образом, декларация о соответствии, стандартизация, лицензирование, сертификация и выдача иных документов, свидетельствующих о надлежащем качестве и безопасности пищевых продуктов, являются основными мерами по реализации задач в области государственного контроля указанных подконтрольных объектов.
За несоблюдение или ненадлежащее соблюдение хозяйствующими субъектами норм, правил и требований в отношении обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов указанные субъекты несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Меры наказания могут содержать в себе административные взыскания (штрафные санкции), приостановление деятельности хозяйствующего субъекта до момента устранения выявленных нарушений, прекращение срока действия лицензии (разрешения) на осуществление соответствующего вида деятельности, изъятие и ликвидация (уничтожение) продукции, не соответствующей надлежащему качеству.
Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под пищевой ценностью продуктов питания понимается совокупность свойств пищевых продуктов, при помощи которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
Поэтому требование безопасности в отношении пищевой ценности продуктов питания означает отсутствие риска причинения вреда здоровью человека посредством употребления продуктов, чья пищевая ценность не соответствует законодательно установленным нормам и правилам.
Требование безопасности пищевых продуктов находит свое выражение в принятии различных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления.
В отношении безопасности и пищевой ценности продуктов питания также установлены специальные нормы и требования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и переработку, упаковку, хранение, транспортировку и реализацию пищевых продуктов.
Особые требования установлены к отдельным группам пищевых продуктов. К таким группам относятся, прежде всего, продукты детского и диетического питания, а также, так называемые, специализированные продукты (продукты для беременных).
Требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые были введены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 года N 36 "О введении в действие санитарных правил" (далее - Постановление).
В соответствии с Постановлением действующие нормы и правила распространяются на всех хозяйствующих субъектов и действуют в отношении как самих пищевых продуктов, так и в отношении материалов и иных изделий, которые находятся в непосредственном контакте с пищевыми продуктами во время изготовления, переработки, упаковки, хранения, транспортировки и реализации продуктов.
При разработке новых видов продуктов питания, а также технологических процессов их изготовления, переработки и упаковки хозяйствующие субъекты обязаны обосновать требования к качеству и безопасности новых видов продуктов питания. Для этого разрабатываются специальные технические документы, которые в обязательном порядке подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Следует заметить, что все новые виды пищевых продуктов, а также продукты, ввозимые на территорию Российской Федерации впервые, обязательно подлежат государственной регистрации. Продукты, не прошедшие государственную регистрацию не допускаются к обороту на территории Российской Федерации.
Каждый пищевой продукт должен иметь оформленное в соответствующем порядке удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов. Следует заметить, что производитель или продавец пищевых продуктов обязан предоставить указанное удостоверение качества и безопасности покупателю (конечному потребителю) вместе с реализуемым товаром. Не требуется оформление удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов на пищевые продукты общественного питания.
В случае отсутствия требований к безопасности и пищевой ценности новых пищевых продуктов необходимо проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы с учетом положений технической документации, которая разрабатывается изготовителем нового вида пищевых продуктов, санитарных норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации для аналогичных видов пищевых продуктов. Необходимо также учитывать требования национального и международного законодательства.
В соответствии с Постановлением отдельно предъявляются требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов растительного и животного происхождения. В отношении продуктов растительного происхождения установлены определенные требования в части раскрытия информации об использованных в процессе выращивания пестицидах. В отношении пищевых продуктов животного происхождения - требование раскрытия информации об использованных пестицидах в борьбе с паразитами животных. Пищевые продуты, в отношении которых отсутствует указанная информация, не опускаются к обороту на территории Российской Федерации.
Необходимо заметить, что согласно Постановлению пищевые продукты должны быть упакованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность качества и безопасность этих продуктов на всех этапах оборота продуктов.
Пунктом 2.18 Постановления устанавливается перечень информации, подлежащий раскрытию для отдельных видов пищевых продуктов. К таким продуктам, прежде всего, относятся продукты диетического и детского питания, пробиотические продукты, пищевые добавки, продукты, полученные с применением генно-модифицированных организмов. В отношении указанных видов пищевых продуктов должны быть указаны: область применения, ингредиенты, входящие в состав пищевых продуктов, рекомендации по применению или использованию, а при необходимости информация о противопоказаниях, информация о государственной регистрации.
Обратите внимание!
Для пищевых добавок в составе информации, подлежащей раскрытию, должна присутствовать фраза "не является лекарством", а для пищевых продуктов, полученных с применением генно-модифицированных организмов - "генетически модифицированная продукция" или другие аналогичные фразы - синонимы, из прочтения которых становится ясно, что при изготовлении данных пищевых продуктов использовались генно-модифицированные организмы.
В соответствие с Постановлением в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов все хозяйствующие субъекты обязаны осуществлять производственный контроль над процессами производства, переработки, упаковки, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов. Производственный контроль организуется на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и подведомственности в форме проведения различных мероприятий по предупреждению, выявлению и ликвидации фактов нарушения законодательства в области безопасности и пищевой ценности продуктов питания. К таким мероприятиям относятся лабораторные исследования, испытания, санитарно-эпидемиологические экспертизы, инструктажи.
По результатам производственного контроля на каждую партию пищевых продуктов оформляется удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов в соответствующем закону порядке.
Согласно Постановлению требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов обеспечиваются соответствием указанных продуктов специальным показателям. К таким показателям относятся уровень содержания токсичных элементов, уровень содержания пестицидов, паразитологические показатели, показатели радиационной безопасности, уровень патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных болезней, микробиологические показатели безопасности и другие.
Указанные показатели выражаются в предельно допустимой дозе содержания опасных для здоровья человека веществ в исследуемой массе пищевых продуктов.
При определении показателей безопасности продуктов питания, находящихся в сухом, консервированном виде, учитывается уровень сухих веществ как в сырье, так и в готовом продукте.
Показатели содержания токсичных элементов устанавливаются для всех видов пищевых продуктов. Необходимо заметить, что в продуктах детского и диетического питания содержание токсичных элементов вовсе не допускается.
Радиационная безопасность пищевых продуктов определяется показателем удельной активности радиационных элементов (удельная активность радионуклидов) в определенной массе продовольственного сырья или готовых пищевых продуктов.
Для консервированных пищевых продуктов устанавливается требование отсутствия в их составе опасных для здоровья человека веществ, способных развиваться при температурном режиме и правилам хранения указных продуктов питания.
Нормирование, то есть установление предельно допустимых доз содержания показателей безопасности и пищевой ценности продуктов питания осуществляется либо путем установления массы продукта, в которой не допускается содержание вредных для здоровья и жизни человека веществ, либо путем установления количества колониеобразующих единиц в одном грамме или миллилитре пищевого продукта.
Помимо показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов продукты питания должны обладать определенными органолептическими свойствами. Под органолептическими свойствами понимаются вкус, цвет, запах, консистенция традиционно присущие конкретному пищевому продукту. Необходимо заметить, что при транспортировке, хранении, а также при реализации пищевых продуктов их органолептические свойства не должны изменяться.
Определение показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов ведется по каждой группе продуктов питания отдельно.
Так, существуют отдельные показатели безопасности и пищевой ценности для продуктов детского питания, диетического питания, пищевых добавок, продуктов растительного и животного происхождения, консервированных пищевых продуктов (промышленно стерильных), питьевой воды и так далее.
Помимо производственного контроля, ответственность за проведение которого возложена на хозяйствующих субъектов, органы государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов организуют государственный надзор и контроль.
Государственный контроль осуществляется в форме разработки и утверждения соответствующих законодательных актов в области обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в форме утверждения специальных нормативов обязательных для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Также должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления проводятся плановые и внеплановые проверки, целью которых является предупреждение, выявление и пресечение производства, переработки, транспортировки и реализации пищевых продуктов, несоответствующих законодательно установленным нормам и правилам.
Помимо плановых и внеплановых проверок должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления имеют право осматривать территории и помещения, в которых осуществляются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация пищевых продуктов, брать пробы соответствующей пищевой продукции и проводить различные исследования и санитарно-эпидемиологические экспертизы.
По результатам проведенных проверок должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности и пищевой ценности продуктов питания составляют акт, решение, протокол, заключение. На основании указанных документов на хозяйствующих субъектов, чья деятельность не отвечает законодательно установленным нормам и правилам, накладывается административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.
На основании результатов проведенных проверок должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности и пищевой ценности продуктов питания могут приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов до момента устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства о безопасности и пищевой ценности продуктов питания, изымать пищевую продукцию из оборота, а также представлять документы в соответствующий орган государственной власти Российской Федерации о прекращении действия специальных разрешений (лицензии) на право заниматься конкретным видом деятельности.
В случае несогласия хозяйствующего субъекта с результатами проведения проверки, либо в случае нарушения прав хозяйствующего субъекта он имеет право обжаловать решение должностных лиц, проводивших проверку, в вышестоящую инстанцию либо в суд.
Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
Субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие производство (в том числе разработку и организацию производства), хранение, транспортировку и реализацию пищевых продуктов, должны соблюдать нормы санитарного законодательства. В соответствии с этими нормами для продуктов питания и продовольственного сырья устанавливаются сроки годности, а также условия их хранения, которые закреплены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.3.2.1324-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 года N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов" (далее - Правила).
Данные правила не применяются в отношении бутилированных и минеральных вод, бактериальных заквасок, стартовых культур, БАДов.
Установление сроков годности и условий хранения является необходимым этапом в производстве, хранении и торговле пищевыми продуктами, поскольку с течением времени продукты питания, а также продовольственное сырье становятся непригодными к употреблению и могут представлять реальную угрозу для жизни и здоровья потребителей.
В соответствии с условиями хранения все продукты питания разделены на группы:
нескоропортящиеся - продукты питания, которые не требуют специальных температурных и иных режимов хранения;
скоропортящиеся - продукты питания, которые требуют специальных температурных режимов хранения или режимов иного рода. В группе скоропортящихся продуктов питания выделяют особо скоропортящиеся пищевые продукты. Такие продукты питания могут быть реализованы лишь в короткий срок, причем при обязательном хранении в холоде.
Сроки годности пищевых продуктов, относящихся к группе скоропортящихся, установлены в Приложении 1 к Правилам. Иные сроки годности на аналогичные группы продуктов питания (пролонгированные, то есть увеличенные вследствие совершенствования продукта), а также на другие продукты питания, устанавливаются, исходя из санитарно-эпидемиологической экспертизы и при наличии соответствующей документации. Обратите внимание, что при установлении сроков годности на отдельные пищевые продукты должны быть соблюдены определенные требования. Так, при производстве, хранении и реализации консервированных пищевых продуктов в организации должны быть предусмотрены режимы стерилизации (пастеризации).
Разделом 3 Правил установлены гигиенические требования к срокам годности пищевых продуктов, условиям хранения, отдельно предъявляются требования к транспортировке продуктов питания.
Согласно требованиям, под сроком годности продуктов питания понимается определенный временной промежуток, в течение которого данные пищевые продукты соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Срок годности продуктов питания определяется:
- датой с момента изготовления;
- датой, до наступления которой пищевой продукт отвечает предъявляемым к нему требованиям.
Обратите внимание, что при установлении сроков годности многокомпонентных продуктов питания следует учитывать срок годности каждого отдельного компонента. Причем в отношении готовых к употреблению пищевых продуктов срок годности должен учитывать сроки годности продовольственного сырья, из которого был изготовлен данный пищевой продукт.
Для отдельных групп пищевых продуктов предусмотрен определенный порядок нанесения информации о сроках годности на этикетку (вкладыш). В соответствии с ним для особо скоропортящихся продуктов питания на этикетку должны быть нанесены час, день, месяц и год выработки, для скоропортящихся - день, месяц и год выработки, для нескоропортящихся - месяц и год выработки.
Следует заметить, что сроки годности, установленные Правилами, распространяются на продукты питания и пищевое сырье только в таре поставщика (производственной упаковке). Для скоропортящихся продуктов питания запрещается перетаривание с целью установления новых сроков годности. Такие продукты питания и продовольственное сырье должны быть реализованы в течение 12 часов после вскрытия упаковки при соблюдении определенного режима хранения.
Организациям, осуществляющим торговлю продуктами питания, запрещается повторно производить вакуумную упаковку. Также запрещается размораживание замороженных продуктов питания в торговых организациях.
Пролонгированные сроки годности на продукты питания устанавливаются только при наличии соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения.
В соответствии с Правилами к организациям, осуществляющим производство пищевых продуктов, предъявляются следующие требования: наличие санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление производства, а также соответствие организации санитарным правилам, установленным для данной отрасли. Организация должна располагать необходимым техническим оборудованием, а также иметь налаженную систему поставки сырья и материалов. Обязательным условием для осуществления производственной деятельности в пищевой промышленности является наличие производственного контроля в организации.
В отношении различных товарных групп должны быть предусмотрены определенные условия хранения, обеспечивающие сохранность их пищевой ценности и безопасность для здоровья и жизни людей. Хранение в соответствующих условиях предполагает поддержание необходимого уровня температуры, влажности, а также светового режима в помещениях, где осуществляется хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Обратите внимание, что объем пищевых продуктов и продовольственного сырья, хранящийся в складских помещениях организаций, занимающихся производством, хранением и реализацией продуктов питания, строго определяется объемом холодильного оборудования (для продуктов питания, требующих охлажденный режим хранения), а также площадью самих складских помещений.
В организации, занимающейся производством, хранением и реализацией продуктов питания должно соблюдаться требование раздельного хранения сырых пищевых продуктов и продуктов питания, прошедших технологическую обработку.
Разделом 3 Правил установлены также требования к транспортировке пищевых продуктов. В соответствии с этими требованиями транспортировка пищевых продуктов осуществляется при помощи специально оборудованных транспортных средств, на которые оформлен санитарный паспорт в соответствующем санитарному законодательству порядке. Для отдельных групп пищевых продуктов и продовольственного сырья предусмотрены особые условия транспортировки. Так, при транспортировке скоропортящихся пищевых продуктов транспортные средства должны быть оборудованы специальными холодильными камерами. Обратите внимание, в случае транспортировки, как и в случае хранения продуктов питания и продовольственного сырья, не допускается совместная транспортировка сырых продуктов и готовых к употреблению пищевых продуктов. При транспортировке пищевых продуктов должны быть соблюдены правила товарного соседства.
Работники организаций, осуществляющих транспортировку продуктов питания и продовольственного сырья, в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр и иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца.
Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Процедура сертификации направлена на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья и является одной из основных мер органов государственной власти в реализации задачи по охране жизни и здоровья населения.
Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья введены в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 апреля 1999 года N 21 "О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - Правила).
В соответствии с Правилами под объектом сертификации понимается конкретная пищевая продукция или конкретный вид продовольственного сырья, к качеству и безопасности которых на территории Российской Федерации установлены определенные требования.
Указанные требования относятся, прежде всего, к соблюдению законодательства в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, санитарно-эпидемиологического законодательства, ветеринарного законодательства, фитосанитарных, гигиенических требований, а также требований, предъявляемых к производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации продуктов питания и продовольственного сырья.
В соответствии с Правилами перечень пищевых продуктов и продовольственного сырья, подлежащих сертификации на территории Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный перечень содержит в себе одиннадцать групп однородных товаров. Причем вся пищевая продукция, подлежащая сертификации, делится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к срокам годности и хранения, на скоропортящуюся продукцию или продукцию кратковременного хранения (срок годности или хранения составляет месяц и более короткий промежуток времени) и продукцию со сроком годности или хранения более одного месяца (продукцию длительного хранения).
Необходимо заметить, что в зависимости от того, к какой группе относится конкретный пищевой продукт или продовольственное сырье, сертификация будет проводиться по различным схемам.
Под схемой сертификации понимается перечень действий и процедур участников сертификации, по результатам которых делается заключение о соответствии или о несоответствии конкретного вида пищевого продукта или продовольственного сырья законодательным нормам и требованиям, необходимым для получения сертификата установленного образца.
Необходимо заметить, что процедура сертификации может осуществляться в обязательном и добровольном порядке. Обязательная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья проводится на основании принадлежности конкретного вида пищевого продукта или продовольственного сырья перечню, который утверждается Правительством Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя, однако порядок проведения добровольной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья аналогичен порядку проведения обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Обратите внимание!
Добровольная сертификация не может заменить обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных перечнем Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами добровольная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья, включенных в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, проводится в случаях: если пищевая продукция или продовольственное сырье не предназначены для реализации гражданам для их личного бытового потребления или для реализации в государственный резерв, если пищевая продукция или продовольственное сырье не предназначены для реализации на территории Российской Федерации. Помимо этих случаев добровольная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья проводится при отсутствии возможности системы обязательной сертификации подтвердить соответствие конкретного вида пищевого продукта или продовольственного сырья по определенным критериям и показателям, требуемых заявителем.
Согласно Правилам оплату расходов, связанных с проведением обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, осуществляет заявитель.
Процедуры сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья проводят специальные органы по сертификации, а также аккредитованные в установленном законом порядке исследовательские лаборатории. Анализ ведется с соблюдением специальных методик, перечень которых устанавливается законодательно. Необходимо заметить, что при использовании методик, не закрепленных в законодательных документах, указанные субъекты должны подтвердить точность и достоверность результатов проведенных исследований и испытаний при помощи установки специального контрольного и учетного оборудования.
Сертификация пищевой продукции и продовольственного сырья проводится на основании определенной номенклатуры характеристик и показателей продуктов питания. В случае подтверждения некоторых показателей номенклатуры соответствующими органами государственного контроля и надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья сертификация пищевой продукции и продовольственного сырья может быть проведена по сокращенной номенклатуре.
В соответствии с Правилами сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья может проводиться по различным схемам. Критериям для выбора схемы проведения сертификации является уровень затрат (выбирается минимальный) и группа, к которой непосредственно принадлежит конкретный вид пищевой продукции или продовольственного сырья.
Помимо сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья качество и безопасность указанных видов продуктов может подтверждаться декларацией соответствия. Декларация соответствия представляет собой документ, который свидетельствует о соответствии указанной в ней продукции требованиям законодательства в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Перечень пищевой продукции и продовольственного сырья, на которые оформляется декларация соответствия, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам декларация соответствия подлежит регистрации в органе сертификации и обладает равной юридической силой по сравнению с сертификатом соответствия.
Как уже отмечалось в статье, сертификация пищевой продукции и продовольственного сырья осуществляется по различным схемам. К импортируемой пищевой продукции и продовольственному сырью применяются те же схемы, что и к отечественным пищевым продуктам. В отношение импортируемых пищевых продуктов обязательно наличие информации на упаковке на русском языке, а для пищевой продукции или продовольственного сырья, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации, необходимо наличие заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении указанных товаров.
Как для импортной, так и для отечественной пищевой продукции или продовольственного сырья, для которых отсутствуют требования законодательства в области обеспечения качества и безопасности по причине их новизны, необходимо наличие гигиенического заключения, оформленного в установленном законом порядке. Для продукции или продовольственного сырья животного происхождения обязательно наличие ветеринарного заключения в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами система сертификации имеет определенную структуру. В общем, в этой структуре выделяется центральный орган сертификации, который ответственен за администрирование всей системы сертификации, консультативный орган, представленный Советом, органы сертификации, испытательные лаборатории, Комиссия по апелляциям. Для каждого органа системы сертификации разрабатывается Положение. В рамках всей системы в целом вырабатывается единая политика в области сертификации продукции и услуг. Деятельность органов системы сертификации призвана обеспечить реализацию задач, которые ставятся в рамках единой политики системы сертификации.
В случае возникновения спорных вопросов в отношении процедур проведения сертификации либо отдельных вопросов, касающихся сертификации конкретных видов продукции или услуг, они решаются при помощи Комиссии по апелляциям.
Разделом четвертым Правил устанавливается порядок проведения обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В соответствии с этим порядком процедура обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется в несколько этапов.
Следует заметить, что заявитель вправе самостоятельно определить орган сертификации.
Итак, порядок проведения обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья включает в себя подачу заявки о проведении процедур обязательной сертификации, рассмотрение заявки и принятие решения (на этом этапе осуществляется также выбор схемы сертификации). Далее производится отбор проб и образцов пищевой продукции или продовольственного сырья. На следующем этапе проводится необходимый анализ и исследования с привлечением исследовательских лабораторий. После проведения всех необходимых процедур анализа в соответствии со схемой проведения обязательной сертификации оцениваются результаты, полученные в ходе проведения соответствующих мероприятий. В случае признания полученных результатов удовлетворительными заявителю выдается сертификат соответствия. Этапы проведения обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья включают в себя: проведение соответствующего инспекционного контроля, а также мероприятия, которые направлены на ликвидацию фактов несоответствия сертифицированной продукции или сырья установленным нормам и правилам. Следует заметить, что содержание, порядок и сроки проведения инспекционного контроля устанавливаются соответствующими схемами обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В соответствии с Правилами заявление на проведение сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья рассматривается в течение трех дней для продукции сроком годности или хранения более одного месяца. Для продукции и продовольственного сырья, срок годности или хранения которых установлен месяц и менее, - рассмотрение заявки производится в тот же день.
Согласно Правилам срок действия сертификата соответствия устанавливается органом сертификации. При этом орган сертификации должен учесть сроки, на которые сертифицированы производство и система качества выпускаемой продукции. Необходимо заметить, что срок действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию может быть установлен не более трех лет.
Оформление сертификатов соответствия производится на бланках установленной формы. В общем случае сертификат соответствия оформляется на конкретный вид пищевой продукции или продовольственного сырья. Возможно также оформление сертификата соответствия с приложением к нему перечня наименований пищевой продукции и продовольственного сырья, на которые распространяется действие указанного сертификата соответствия.
Обратите внимание!
В указанном перечне пищевая продукция и продовольственное сырье должны быть объединены в определенные группы по тому или иному классификационному признаку. Это может быть сырьевой состав пищевой продукции, тип пищевой продукции или продовольственного сырья, идентичность продукции, схожесть рецептур и так далее.
В случае если после получения сертификата соответствия в технической или иной нормативной документации произошли изменения, заявитель обязан сообщить об этих изменениях в орган сертификации.
В соответствии с Правилами сертифицированная пищевая продукция и продовольственное сырье маркируются специальным знаком соответствия, который оформляется на основании сертификата соответствия.
Обратите внимание!
Для пищевой продукции и продовольственного сырья, на которые установлены сроки годности, хранения, действие знака соответствия распространяется только на промежуток времени, которым определяется срок годности или хранения указанных продуктов.
Как уже отмечалось в статье, органами сертификации организуется инспекционный контроль над пищевой продукцией и продовольственным сырьем, на которые в надлежащем порядке оформлен сертификат соответствия. Инспекционный контроль реализуется через систему специальных процедур и мероприятий, перечень и порядок проведения которых устанавливается конкретной схемой проведения сертификации. Помимо мероприятий, установленных схемой сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья, органы сертификации имеют право проводить внеплановые проверки в случае поступления информации о нарушении организацией - заявителем норм и правил, предъявляемых к сертифицируемым видам продукции.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В связи с тем что продажа продуктов питания может представлять потенциальную опасность для человека, государство возлагает на организации, торгующие пищевыми продуктами, обязанность по соблюдению норм санитарного законодательства. Данное требование закреплено в статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и призвано обеспечить право гражданина Российской Федерации на охрану здоровья, которое закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации. В частности, торговые организации должны соблюдать санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6. 1066-01 (далее - Правила), введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 "О введении в действие санитарных правил".
Общими положениями Правил установлено, что они распространяются на все виды действующих торговых организаций независимо от форм собственности, а также на организации, находящиеся в состоянии строительства и реконструкции.
В каждой организации, осуществляющей торговлю пищевыми продуктами, должен осуществляться на постоянной основе производственный контроль.
Производственный контроль в торговых организациях предполагает: наличие в организации официально изданных санитарных правил, регулирующих их деятельность, организацию и проведение различных лабораторных исследований, испытаний и мероприятий, организацию медицинских осмотров персонала, контроль над наличием соответствующих сертификатов, а также других документов, свидетельствующих о соответствии деятельности организации установленным санитарным требованиям. Помимо этого торговые организации осуществляют учет и формирование отчетности в процессе осуществления производственного контроля.
Перед проведением производственного контроля торговая организация составляет план или производственную программу, которая может составляться в произвольной форме с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации. Следует заметить, что организации (индивидуальные предприниматели) должны составлять план (программу) производственного контроля до начала осуществления торговой деятельности. В плане производственного контроля должны быть установлены перечни санитарных правил, исследований и мероприятий, форм учета и отчетности, возможных аварийных ситуаций, должностей и сотрудников, на которых возложена непосредственная ответственность за реализацию программы производственного контроля в организации.
Помимо требования о проведении производственного контроля в организациях торговли Правилами выдвигаются требования:
к размещению торговых организаций;
к водоснабжению и канализации;
к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда;
к планировке, размещению и устройству помещений;
к оборудованию, инвентарю, посуде;
к приему и хранению пищевых продуктов;
к реализации пищевых продуктов;
к содержанию помещений и оборудования;
к транспортировке пищевых продуктов.
Требования в отношении размещения торговых организаций перечислены в разделе 2 Правил. Так, организации, находящиеся на стадии проектирования строительства и реконструкции, должны соответствовать установленным правилам, а при строительстве торговых зданий и сооружений земельный участок предоставляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этого земельного участка указанным требованиям.
Организации торговли могут быть размещены как в жилых, так и в нежилых помещениях. Более того, деятельность торговой организации не должна нарушать условий жизни людей, находящихся в пределах территории, на которой размещена данная торговая фирма. С другой стороны, предприятия промышленности, вблизи которых размещена торговая организация, также не должны нарушать условий ее функционирования. Что касается торговых организаций, размещенных в жилом фонде, то здесь запрещается размещение крупных торговых точек площадью более 1000 кв. м., а также специализированных рыбных магазинов. Такие крупные торговые организации, а также рынки должны быть размещены на расстоянии более чем 50 метров от жилых помещений. Если речь идет о рынке, то он должен быть разделен на несколько зон, каждая из которых содержится в соответствии с Правилами. Так, торговая зона должна содержаться в чистоте, хозяйственная - оборудована контейнерами для сбора мусора, а также системой регулярного опустошения мусорных контейнеров и вывоза мусора. На территории рынка должна быть предусмотрена стоянка автотранспорта, обеспечены подъездные пути, налажена система ливневой канализации.
Требования к водоснабжению и канализации установлены разделом 3 Правил, в которых указано, что все торговые организации должны быть снабжены канализацией и водоснабжением с качеством воды, соответствующим требованиям к качеству воды в централизованных и нецентрализованных системах питьевого водоснабжения. Причем если торговая организация располагается в здании жилого или иного назначения, канализационная сеть этой организации не объединяется с канализацией этих зданий. При размещении стоков в торговой организации производственные стоки должны быть размещены выше хозяйственно-фекальных стоков. Стояки канализации разрешается прокладывать в производственных и складских помещениях (в специальных коробах), не допускается размещение стояков под потолком помещений, предназначенных для приемки и хранения продуктов питания.
Стационарные торговые организации должны быть обязательно оборудованы туалетами и раковинами для персонала. Если площадь торговой организации превышает 1000 кв. м., то такая организация должна быть оборудована туалетами для посетителей, причем туалеты для персонала и посетителей являются раздельными.
Требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих изложены в разделе 4 Правил. В соответствии с указанным разделом торговые организации должны быть снабжены соответствующими системами вентиляции и кондиционирования, причем торговые организации, расположенные в жилых зданиях и зданиях иного назначения, должны иметь свою систему вентиляции, не связанную с системой этих зданий. Также в самой торговой организации автономными системами вытяжной вентиляции должны быть обеспечены санитарно-бытовые помещения, а охлаждаемые камеры для хранения продуктов питания - механической приточной вентиляцией, которая