Бухгалтерия в вопросах и ответах!
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 80vh;">

1.3.3. Индекс цен в экономике торговли

style="max-height: 50vh;">


То есть в данном случае величина * будет отрицательным числом, что будет свидетельствовать о снижении объема реализации.
В экономике торговли существует модель, которая объединяет безрисковые варианты изменения цены. Объединение в модели происходит через индивидуальный индекс цены (отношение текущего (планируемого) уровня цены к цене предыдущего (базового периода)):
















Если результат необходимо оценить в процентах:



                           , где

   - начальный уровень цены (фактическое значение);
   - начальный уровень объема продаж (фактическое значение) -количество единиц реализуемого товара;

   - начальный уровень переменных расходов на единицу товара (фактическое значение);
   - изменение цены (разность цен прогнозного значения и фактического);
   - индекс цен;
   - индекс объема продаж;
 
    - прогнозируемый уровень объема продаж.
В деятельности торговых организаций встречаются ситуации, когда необходимо выйти на заранее заданный объем продаж и при этом сохранить прежний уровень прибыли. Тогда необходимо определить то изменение цены (как положительное, так и отрицательное), которое бы обеспечило решение этой задачи. Формула для расчета изменения цены при заранее известном объеме реализации в натуральном выражении выглядит следующим образом:





Таким образом, при помощи экзогенно заданных переменных в каждом конкретном случае, торговая организация может рассчитать параметры цены, количества и удельных переменных издержек для более рациональной организации своей деятельности.

Пример
Организация А в текущем периоде реализует следующие виды товаров:
100 единиц товара А;
200 единиц товара Б;
300 единиц товара В;
400 единиц товара Г.
Цена на товары А, Б, В, Г установлена - 1000 рублей.
Переменные расходы составляют:
на одну единицу товара А - 100 рублей;
на одну единицу товара Б - 300 рублей;
на одну единицу товара В - 400 рублей;
на одну единицу товара Г - 700 рублей.
В следующем периоде деятельности организация А планирует произвести изменения в маркетинговой политике и рассматривает следующие варианты продаж своего товара:
товар А - является достаточно новым на рынке, поэтому для стимулирования покупательного спроса на этот товар планируется установить скидку в размере 7 процентов;
товар Б - на складе имеется остаток в размере 90 единиц. Организация планирует реализовать весь остаток, причем спрос на товар Б характеризуется как неэластичный по цене;
товару В - организация планирует реализовать весь объем приобретенного товара в прошлом периоде 600 единиц;
по товару Г - в связи с ростом цены на этот вид товара у организаций - конкурентов планируется увлечение цены на 10 процентов.
Требуется рассмотреть возможные варианты реализации запланированных изменений с точки зрения безубыточности для организации.
Товар А:
Скидка в размере 7 процентов означает, что индекс цены на товар А составит 0,93.
Тогда снижение цены на семь процентов потребует роста объема реализации товара. А составит:






1000 (1 - 0,93) / 1000 х 0,93 - 100 =70/830 = 8,43%.
Таким образом, при снижении цены реализации товара А на семь процентов организации необходимо увеличить объем продаж на 8,43 процентов.
Товар Б:







(1000 - 300) х 200 + 300 х 90 / 1000 х 90 = 1,856.
Следовательно, чтобы организация сохранила величину маржинального дохода от реализации 60 единиц товара Б, цена должна быть установлена как минимум на 85,6 процентов выше текущего уровня цен, что в денежных единицах составляет 1856 рублей и является пороговой ценой в прогнозируемом периоде.
Товар В:







(1000 - 400) х 300 + 400 х 600 / 1000 х 600 = 420 000 / 600 000 = 0,7.
Таким образом, чтобы реализовать весь запланированный объем товара необходимо снизить цену не больше, чем на 30 процентов, что в денежном выражении составляет 700 рублей.
Товар Г:
Индекс цены в связи с ее повышением составит 1,1. Следовательно, необходимо будет изменить количество реализуемого товара на:







1000 (1 - 1,1) / 1000 х 1,1 - 700= - 0,25% в меньшую сторону на 25 процентов.
На динамику объема реализации, вызванную изменением ценовых показателей влияет не только сама динамика цены, но и структура постоянных и переменных расходов, а точнее их соотношение в цене товара. Чем выше доля переменных расходов в структуре цены, тем большее изменение в объеме реализации вызовет ее изменение. Поэтому, чтобы комплексно оценить происходящие изменения в объеме реализации необходимо отслеживать не только динамику цен, но и соотношение постоянных и переменных издержек в структуре цены, а также их динамику в отдельности. При росте цены и переменных издержек изменение объема реализации будет описываться следующей моделью:





                               , где

    - начальный уровень цены (фактическое значение);
    - начальный уровень объема продаж (фактическое значение) -количество единиц реализуемого товара;
  
    - начальный уровень переменных расходов на единицу товара (фактическое значение);
   
     - индекс цен;
     - индекс переменных расходов на единицу товара.
Общая модель, отражающая безубыточный вариант продаж при изменении цены, переменных и постоянных расходов, выглядит следующим образом:




                                                , где

     - начальный уровень цены (фактическое значение);
    - начальный уровень объема продаж (фактическое значение) -количество единиц реализуемого товара;

    - начальный уровень переменных расходов на единицу товара (фактическое значение);


   - индекс цен;
   - индекс переменных расходов на единицу товара;
    - начальный уровень постоянных расходов;
 
    - индекс постоянных расходов.
Следует отметить, чтобы не допустить ошибки в расчетах, необходимо чтобы все величины, входящие в модель, обладали одинаковой размерностью (либо все относительные, либо все абсолютные).
Организации, осуществляющие торговую деятельность несколькими видами товаров или товарными группами, должны учитывать не только динамику основных экономических показателей как цены, объем реализации, постоянные и переменные расходы, но и особое внимание следует уделить товарным группам и их взаимосвязи. Из экономической теории известно, что все товары по отношению к другим товарам делятся на товары заменители (товары субституты, причем под ними следует понимать товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность) и дополняющие (комплименты). Эти сведения должны непосредственно учитываться в анализе стратегий ценообразования.

Пример
Торговая организация Б в текущем периоде реализует 100 единиц товара А по цене 50 тысяч рублей.
Удельные переменные расходы составляют 30 тысяч рублей.
Удельные постоянные расходы 200 тысяч рублей.
В последующих периодах организация планирует осуществлять свою маркетинговую политику следующим образом:
Предоставление скидки в размере 15 процентов и сокращение переменных расходов на 7 процентов в связи со сменой условий поставки товара.
В связи с ростом цен конкурентов предполагается повышение цены на 10 процентов вместе с 3 процентным сокращением переменных расходов на единицу товара.
По причине роста цен поставщиков планируется увеличение удельных переменных расходов на 6 процентов, по этой причине торговая организация планирует увеличить цену реализации на 15 процентов. Удельные постоянные расходы остаются неизменными.
В связи с ростом цен поставщиков на 4 процента и ростом удельных постоянных расходов на 7 процентов (по причине роста арендных платежей) торговая организация планирует увеличить цену реализации на 15 процентов.
Требуется оценить уровни безубыточности рассматриваемых решений.
Исходные данные в условных обозначениях:

       = 50; * = 100; * = 30; * = 200.
Вариант 1) * = 0,85; * = 0,93
Вариант 2) * = 1,1; * = 0,97.
Вариант 3) * = 1,15; * = 1,06.
Вариант 4) * = 1,15; * = 1,04; * = 1,07.
Используя формулу расчета безубыточности решений по изменению цен и переменных расходов на основе индекса цен, получим:
Вариант 1:

  


50 (1 - 0,85) - 30 (1 - 0,93) / 50 х 0,85 - 30 х 0,93 = 7,5 - 2,1 / 42,5 - 27,9 = 5,4 / 14,6 = 0,37



              = 1 + 0,37 = 1,37; q1 = 137
Следовательно, при предоставлении скидки в размере 15 процентов и снижении удельных переменных расходов на 7 процентов торговой организации будет необходимо увеличить объем реализации товара на 37 процентов, что в количественном выражении составляет 137 единиц товара.
Вариант 2:





50 (1 - 1,1) - 30 (1 - 0,97) / 50 х 1,1 - 30 х 0,97 =- 5 + 0,9 / 55 - 29,1 = - 5,9 / 25,9 = - 0,23


         = 1 - 0,23 = 0,77;     = 77
Следовательно, при повышении цены на 10 процентов и снижении удельных переменных расходов на 3 процента, чтобы сохранить прибыль организации на прежнем уровне необходимо будет снизить объем реализации не меньше, чем на 23 единиц товара.
Вариант 3:



50 (1 - 1,15) - 30 (1 - 1,06) / 50 х 1,15 - 30 х 1,06 = - 7,5 +1,8 / 57,5 - 31,8 = -5,7 / 25,7 = - 0,22
  
        = 1 - 0,22 = 0,88;         = 88
Таким образом, при росте цены реализации на 15 процентов и увеличении удельных переменных расходов на 6 процентов, торговой организации необходимо будет обеспечить объем реализации на уровне не ниже 88 единиц товара.
Вариант 4:






(50 (1- 1,15) - 30 (1 - 1,04) / 50 х 1,15 - 30 х 1,04) - 200 (1 - 1,07) / 100 (50 х 1,15 - 30 х 1,04) = (- 7,5 + 1,2 / 57,5 - 31,2) + 14 / 100 х 26,3 = - 0,17 + 0,053 = - 0,117
   
           = 1 - 0,117 = 0,883;       = 88,3
Таким образом, индексный анализ ценовых показателей на основе информации о цене, ее структуре, количестве товара, а также об уровне постоянных и переменных издержек позволяет торговой организации выработать рациональную стратегию ценообразования, которая по своему построению позволит учесть все условия быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2010 - 2022. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!