Бухгалтерия в вопросах и ответах!
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 80vh;">

7.11. Спонсорство

style="max-height: 50vh;">
7.11. Спонсорство

Особым видом рекламы является спонсорство. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) не содержит понятия "спонсорство".
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ФЗ определено, что спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице, как о спонсоре.
Спонсорскую помощь условно можно разделить на безвозмездную и возмездную. Если спонсорский договор предполагает распространение информации о производимой продукции спонсора, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг.
Безвозмездная спонсорская помощь, отвечающая целям, предусмотренным Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", признается благотворительностью (далее - Закон N 135-ФЗ).
Спонсорство следует отличать от благотворительности, поскольку у спонсорства отсутствует такой признак, как безвозмездность. Отношения спонсора и спонсируемого именно строятся на возмездной основе. В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате, на запланированное мероприятие. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространить среди участников информацию о спонсоре. Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Пример
ООО "Детский мир":
- безвозмездно перечислило детскому дому на приобретение одежды для детей 100 000 рублей;
- выступило спонсором конкурса детского рисунка "Мой город" и перечислило организатору конкурса - некоммерческой ассоциации "Зеленый город" 250 000 рублей. Согласно спонсорскому договору предоставление информации о спонсоре не предусмотрено;
- выступило спонсором конкурса детского творчества "Сказочное детство" и перечислило организатору конкурса - некоммерческой ассоциации "Непоседы" 300 000 рублей, при этом обществу было предоставлено право, открыть от своего имени церемонию награждения победителей.
В данном случае помощь детскому дому в размере 100 000 рублей признается благотворительной. Средства, перечисленные на проведение конкурсов, представляют собой спонсорскую помощь. При этом спонсорская помощь в размере 250 000 рублей некоммерческой ассоциации "Зеленый город" одновременно является и благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства, которая предусмотрена Законом N 135-ФЗ. Спонсорская помощь организатору конкурса - некоммерческой ассоциации "Непоседы" в размере 300 000 рублей была оказана обществом в целях рекламы своего товара.
Расходы спонсора, оказывающего помощь на условиях распространения рекламы, отражаются в составе рекламных расходов, связанных с продажей товаров. Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н (далее - ПБУ 10/99) такие затраты являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно пунктам 16, 18 ПБУ 10/99 расходы на спонсорскую помощь в целях рекламы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н, такие расходы учитываются либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", либо по дебету счета 44 "Расходы на продажу".
Спонсорский взнос согласно пунктам 6, 6.1 ПБУ 10/99 принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактически понесенных расходов, которая исчисляется в денежном выражении и равна величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных в спонсорском договоре.
Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ (далее - НК РФ).
Свой вклад в целях налогообложения прибыли спонсору следует учитывать в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, учитываются в полном объеме в случаях, если они связаны:
с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе через объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, с оформлением витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, с изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.
При размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должны выполняться следующие условия, установленные статьей 16 Закона N 38-ФЗ, а именно:
Наличие пометки "реклама" или "на правах рекламы". Если редакционные статьи не содержат соответствующей пометки, то плата за их размещение в размере спонсорского взноса не учитывается для целей налогообложения прибыли (смотри Письма Минфина Российской Федерации от 5 сентября 2006 года N 03-03-04/2/201, от 31 января 2006 года N 03-03-04/1/66).
Объем рекламы должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. При этом это требование не распространяется на периодические печатные издания, зарегистрированные в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых указана информация о такой специализации.
Таким образом, если при показе телепередачи или трансляции спортивного мероприятия, на рекламных стендах или рекламных щитах, а также на выставках, ярмарках, экспозициях будет демонстрироваться название спонсора, то его спонсорские затраты можно в полном объеме учесть при налогообложении прибыли.

Пример
ООО "Блинка" выступило спонсором телевизионного турнира по бальным танцам - 2009. Сумма спонсорского взноса составила
1 180 000 рублей, в том числе НДС - 180 000 рублей. Спонсорским договором предусмотрено, что во время проведения мероприятия до телезрителей будет доведена информация о производимой продукции ООО "Блинка".
В каком размере можно учесть расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи при налогообложении в указанном случае?
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 264 НК РФ проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации, в том числе по телевидению, относятся к ненормируемым расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, спонсорский взнос в размере 1 000 000 рублей при налогообложении прибыли ООО "Блинка" можно учесть в полном объеме.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ спонсорская помощь, оказанная в целях рекламы, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Если оказанная помощь в виде передачи товаров (работ, услуг) является благотворительной, то согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ обязанность по уплате НДС не возникает.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 1 180 000 рублей - перечислена предварительная оплата организатору программы телевизионного турнира по бальным танцам - 2008.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 1 000 000 рублей - отнесена на расходы стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг.
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 180 000 рублей - отражен НДС по спонсорскому взносу.
При выполнении всех условий принятия НДС к вычету сумму входного НДС можно зачесть согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ. В бухгалтерском учете будет сделана проводка:
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 180 000 рублей - принят к вычету НДС по спонсорскому взносу.
Согласно абзацу 5 пункта 4 статьи 264 НК РФ спонсорский вклад налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Спонсорскую помощь на условиях распространения рекламы следует признавать выручкой спонсируемого от оказания рекламных услуг и учитывать при расчете налога на прибыль согласно статье 249 НК РФ.
Следовательно, затраты на предоставление призов для участников спонсируемых соревнований или конкурсов, а также размещение логотипов спонсора на одежде участников или команд при расчете налога на прибыль подлежит нормированию.

Пример
ООО "Сладко" в феврале 2009 года выступило спонсором проведения общероссийского Интернет-форума "Золотая паутина". Спонсорским договором предусмотрено, что информация об обществе и оказываемых им услугах общественного питания будет доведена до потребителя путем размещения логотипа спонсора на одежде участников форума. Сумма спонсорского взноса составляет 100 000 рублей без НДС. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 1 квартал 2009 года составила 5 000 000 рублей без НДС. Других нормируемых расходов в отчетном квартале у ООО "Сладко" не было.
В какой сумме можно учесть расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи при налогообложении в случае, если общество находится на традиционной системе налогообложения?
Расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ учитываются в сумме, не более 1% выручки от реализации. Выручка определяется на основании статьи 249 НК РФ.
Норматив рекламных расходов за первый квартал 2009 года составил 50 000 рублей (5 000 000 рублей х 1%). Таким образом, в уменьшение налоговой базы можно отнести: 50 000 рублей (100 000 рублей - 50 000 рублей).
Поскольку в бухгалтерском учете расходы ООО "Сладко" признаются в полном объеме, возникает необходимость отражения постоянного налогового обязательства согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 114н.
В бухгалтерском учете ООО "Сладко" будут отражены следующие проводки:
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 100 000 рублей - перечислены денежные средства на проведение общероссийского Интернет-форума "Золотая паутина".
Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 100 000 рублей - затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, включены в состав расходов на продажу.
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 100 000 рублей - затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, списаны на себестоимость продукции.
Дебет счета 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль" - 10 000 рублей - отражен отложенный налоговый актив ((100 000 рублей - 50 000 рублей) х 20%).
Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2010 - 2022. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!