7.4. Дегустации и раздача сувениров
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Традиционным способом распространения рекламы является дегустация выпускаемой продукции и раздача сувениров. При этом главным критерием отнесения таких затрат к рекламным расходам является предназначенность рекламы для неопределенного круга лиц.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в своем Письме от 5 апреля 2007 года N АЦ/4624 разъяснила, что предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает лишь отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.
Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции и дегустации выпускаемой продукции, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
То есть, если дегустация выпускаемой продукции или распространение сувенирной продукции проводятся в магазинах, на ярмарках, на улице и в других аналогичных местах, то есть с целью ознакомления с этой продукцией неопределенного круга потребителей, то имеют место рекламные расходы.
Если же такой круг лиц ограничен, например, при распространении сувенирной продукции (проведении дегустации) среди потенциальных покупателей организации, то речь идет не о расходах на рекламу, а о безвозмездной передаче имущества, стоимость которого в целях налогообложения не учитывается согласно подпункту 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Например, в Письме МНС Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 02-5-10/51 сказано, что сувенирная продукция, содержащая символику налогоплательщика, передаваемая конкретным лицам во время проведения деловых встреч с целью поддержания интереса к деятельности передающей стороны, в силу определенности круга получающих ее лиц не может быть квалифицирована в качестве рекламных расходов.
Кроме того, по этому поводу существует и арбитражная практика. Так, например, в Постановлении от 25 февраля 2004 года по делу N А21-3239/03-С1 ФАС Северо-Западного округа суд сделал вывод о том, что ручки и зажигалки, розданные работникам общества, не являются рекламой, поскольку их распространение было предназначено для ограниченного круга лиц и не способствовало реализации товаров, идей и начинаний, не формировало и не поддерживало интерес к юридическому лицу.
Данная точка зрения контролирующих органов актуальна и до сих пор. Более того, подобного рода расходы классифицируются налоговыми органами чаще всего не как рекламные, а как представительские. На данную точку зрения указывает Письмо УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 года N 20-12/041966.2.
Позицию налоговых органов столицы подтверждает и арбитражная практика. В частности, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 мая 2008 года по делу N А29-6646/2007, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2007 года по делу N А33-11414/06, а также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 января 2007 года по делу N А44-871/2006-15.
Аналогичного мнения контролирующие органы придерживаются и в отношении расходов на дегустацию продукции. Так, в Письме Минфина Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 03-03-04/1/113 сказано, что деятельность налогоплательщика по проведению дегустации продукции с целью ознакомления неопределенного круга потребителей с этой продукцией, распространение рекламных образцов и рекламной продукции должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе, в частности, ориентации на неопределенный круг лиц.
Такие же выводы содержатся в Письмах УФНС Российской Федерации по городу Москве от 19 ноября 2004 года N 26-12/74944, от 29 сентября 2004 года N 26-12/62976, УМНС Российской Федерации по Московской области от 20 октября 2004 года N 06-21/18767, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 года по делу N А56-29688/2005, от 3 мая 2007 года по делу N А13-16685/2005-21.
Таким образом, затраты на проведение мероприятий, связанных с дегустацией продукции, либо распространением сувениров отвечают понятию рекламных расходов только в том случае, если эти мероприятия ориентированы на неопределенный круг потребителей.
В налоговом учете расходы налогоплательщика по проведению дегустации своей продукции и раздачи сувениров во время массовых рекламных кампаний относятся к нормируемым расходам и принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 1 процента выручки (смотри Письма Минфина Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 03-03-04/1/113, от 16 августа 2005 года N 03-04-11/205, Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 19 ноября 2004 года N 26-12/74944).
Пример
В январе 2009 года организация в рамках рекламной кампании провела дегустацию собственной продукции. Посетителям было роздано 1 000 единиц готовой продукции, фактическая себестоимость которой за единицу составила 30 рублей.
Выручка от реализации продукции за первый квартал 2009 года составила 4 000 000 рублей, без учета НДС.
Расходы на дегустацию составят: 30 000 рублей (30 рублей х 1 000 единиц).
Предельный размер рекламных расходов за I квартала 2009 года составит 40 000 рублей (4 000 000 рублей х 1%).
Поскольку полученный в результате расчета предельный размер рекламных расходов меньше фактической суммы нормируемых расходов (30 000 рублей < 40 000 рублей), то такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных затрат.
В бухгалтерском учете организации будет сделана проводка.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 20 "Основное производство" - 30 000 рублей - Списана стоимость готовой продукции, переданной в ходе рекламной акции.
Налоговые органы считают, что при передаче в рекламных целях сувенирной продукции, продуктов питания для дегустации в рамках рекламной кампании происходит безвозмездная реализация товаров.
Следовательно, возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ, но только при условии, что покупная стоимость или расходы на производство единицы сувениров превышают 100 рублей согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Налоговую базу надо также определять исходя из рыночных цен. Официальная позиция по этому поводу выражена в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 26 октября 2007 года N 20-12/102577.1 "О порядке налогообложения НДС безвозмездной передачи продукции в рекламных целях".
Поэтому при передаче сувениров, либо продуктов питания для дегустации стоимостью ниже 100 рублей НДС не начисляют, а сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы организации. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.
Пример
ООО "Мир" заключило договор с ООО "Заря" на поставку сувенирной продукции в количестве 1 000 штук на общую сумму 50 000 рублей, в том числе НДС - 7 627 рублей. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции.
Расходы на покупку одного сувенира составят: 42 рубля ((50 000 рублей - 7 627 рублей) / 1 000 штук).
Так как себестоимость одного сувенира не превышает 100 рублей, то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не нужно. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести на расходы, поскольку реализация этих ручек освобождается от налогообложения.
В бухгалтерском учете ООО "Мир" необходимо сделать следующие проводки:
Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 42 373 рубля - Приобретены сувениры для презентации.
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 7 627 рублей - Учтен НДС по приобретенным сувенирам.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 50 000 рублей - Перечислены денежные средства поставщику сувениров.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 20 "Материалы" - 42 373 рубля - Списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 7 627 рублей - Списан НДС по розданным сувенирам.
Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превысят 100 рублей, тогда налог нужно начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров. При этом входной НДС, относящийся к розданной продукции (товарам, работам, услугам), принимается к вычету в общем порядке согласно Письму МНС Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 03-1-08/528/18.
Пример
ООО "Салют" заключило договор с ООО "Орион" на поставку сувенирной продукции в количестве 100 штук на общую сумму 15 000 рублей, в том числе НДС - 2 288 рублей. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции.
Расходы на покупку одного сувенира составят: 127,12 рубля ((15 000 рублей - 2 288 рублей) / 100 штук).
Так как себестоимость одного сувенира превышает 100 рублей, то их стоимость подлежит обложению НДС. При начислении налога должна учитываться не фактическая себестоимость сувенира, а его рыночная цена. Предположим, что она соответствует цене покупки сувениров. Следовательно, с 1 сувенира ООО "Салют" надо начислить налог в сумме: 22,88 рубля (127,12 рубля х 18%).
Тогда общая сумма начисленного НДС составит: 2 288 рублей (22,88 рубля х 100 штук).
В бухгалтерском учете ООО "Салют" необходимо сделать следующие проводки:
Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 12 712 рублей - Приобретены сувениры для презентации.
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 2288 рублей - Учтен НДС по приобретенным сувенирам.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 15 000 рублей - Перечислены денежные средства поставщику сувениров.
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2 288 рублей - Списана сумма НДС.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 20 "Материалы" - 12 712 рублей - Списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2 288 рублей - Списан НДС по розданным сувенирам.
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 2 288 рублей - Начислен НДС по сувенирам.
Другую позицию заняли судьи. Они приводят множество аргументов в обоснование того, что расходы на дегустацию, бесплатную раздачу товаров и сувениров в рамках рекламной кампании не облагаются НДС.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 мая 2007 года по делу N А13-16685/2005-21 указано, что передача продукции в рамках рекламной кампании является расходами на рекламу и не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Аналогичное мнение выражено в Постановлениях ФАС Московской области от 8 октября 2007 года по делу N А40-63038/06-139-289, ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 года по делу N А11-306/2007-К2-23/55, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2007 года по делу N А33-11414/06-Ф02-1651/07, ФАС Центрального округа от 5 марта 2007 года по делу N А14-15515/2005/631/34.
В Постановлении ФАС Московской области от 9 ноября 2006 года по делу N КА-А40/10964-06 также отмечено, что при распространении сувенирной продукции организация в качестве возмещения получает определенные экономические выгоды, связанные с привлечением внимания к его услугам, поддержанием интереса к нему и его деятельности, продвижением на рынке.