Глава 9. Заключение договора через конкурентные процедуры
Торги (аукционы, конкурсы) как особый способ определения контрагента для вступления с ним в договорные отношения являются в последние годы одной из модных тенденций отечественной практики. Так или иначе, любой хозяйствующий субъект может быть задействован в этой процедуре (как заказчик или организатор торгов, претендент или участник). Не всегда торги объявляются и проводятся обоснованно, много неясностей вызывает подача совместных предложений участниками торгов (предложения консорциумов). Кроме того, торги представляют собой лишь одну из разновидностей конкурентных процедур заключения договора.
В настоящей главе, помимо прочего, анализируются основные различия торгов и приглашения делать предложения (запроса коммерческих предложений) для того, чтобы участники этих процедур смогли избежать многочисленных ошибок, связанных с неверной квалификацией схожих, но, тем не менее, разных способов заключения договора.
Общество с ограниченной ответственностью провело торги на заключение договора с генеральным подрядчиком. Вправе ли генеральный подрядчик проводить торги по определению субподрядных организаций?
Использование торгов возможно при заключении любых договоров. Независимо от того, по какой процедуре заключения договора был отобран генеральный подрядчик, он самостоятельно выбирает для себя способ выявления наилучших контрагентов-субподрядчиков. Это могут быть торги, причем по собственным правилам отличающимся от тех, что использовались при выборе генерального подрядчика. Это может быть запрос коммерческих предложений (приглашение делать предложения), заключение "прямого" договора, т.е. договора с конкретным заранее известным контрагентом. Альтернативным по отношению к торгам способом выявления контрагента являются также конкурентные переговоры (параллельные или последовательные).
Имеет ли право участвовать в торгах консорциум, ведь он не является юридическим лицом? В каком порядке заключаются договоры с консорциумом? Какими законодательными нормами это регулируется?
В международной практике существует ряд форм юридически допускаемых соглашений между участниками предстоящих торгов. Наиболее распространено представление заказчику торгов совместного тендерного (или конкурсного) предложения от двух и более претендентов. Обычно это происходит, если у отдельных участников недостает ресурсов для исполнения всего заказа, разыгрываемого на торгах. В таких случаях сотрудничество между участниками торгов может быть оформлено как создание новой компании, консорциума или доверенности на выполнение субподрядных работ и поставок*(301).
Одной из явных тенденций современной практики проведения торгов (как в России, так и в зарубежных странах) является рост числа международных консорциумов и других форм производственно-сбытовой кооперации для повышения коммерческой конкурентоспособности предложения и технической возможности выполнить заказ.
Прежде чем ответить на вопрос о правовом статусе консорциумов как участников торгов, необходимо определиться с сущностью данного предпринимательского объединения.
В западной бизнес-практике консорциумами (лат. consortium - соучастие, сотоварищество) считаются временные объединения юридических, физических лиц, в том числе иностранных, для совместной предпринимательской деятельности, требующей значительных объемов инвестиций. Консорциум является разновидностью контрактного объединения, сущностные черты которого частично прослеживаются в организационно-правовой конструкции финансово-промышленной группы*(302). Консорциумы строятся на основе целевого соглашения для совместного размещения капитала при осуществлении единого инвестиционного проекта. Участниками консорциума чаще всего являются банки, страховые и инвестиционные компании, промышленные, строительные, транспортные и другие корпоративные структуры в различном сочетании. Они объединяются с целью реализации конкретных коммерческих проектов в определенном сегменте рынка на какой-то период времени. При этом каждый партнер консорциума сохраняет свою юридическую самостоятельность.
В российском законодательстве отсутствует правовая регламентация консорциумов, что характерно, кстати, и для многих зарубежных правовых систем. Поэтому правовой основой организации и деятельности большинства консорциумов, картелей, синдикатов и т.п. в действующем российском законодательстве является договор простого товарищества (о совместной деятельности).
В консорциуме, созданном в форме простого товарищества, партнеры соединяют вклады, совместно несут хозяйственные риски от общей деятельности и распределяют полученную от этой деятельности прибыль. Это ассоциативный тип организации консорциума, именуемый также в международной практике "гражданским товариществом"*(303).
Другой вид консорциума, именуемый простым, основан на сугубо обязательственных отношениях между партнерами и каждого из них с заказчиком. Партнеры простого консорциума несут непосредственно ответственность перед заказчиком и получают от него вознаграждение в соответствии с заключенными с ним договорами. Суть консорциального соглашения заключается в этом случае в координации действий партнеров для достижения согласованной цели.
В ГК РФ отражен доминирующий в отечественном законодательстве традиционный взгляд на простое товарищество как на неправосубъектное объединение (п. 2 ст. 1041). Именно поэтому консорциум не обладает статусом юридического лица; специальный порядок создания и регистрации объединений в форме консорциумов также не предусмотрен. В то же время нельзя отрицать, что некоторыми элементами правосубъектности объединение в форме простого товарищества все же обладает*(304). Это касается установленных законом правил ведения общих дел, несения расходов и убытков, солидарной ответственности по общим обязательствам и проч. (ст. 1044, 1046, 1047 ГК РФ).
В отличие от остальных гражданско-правовых договоров участники совместной деятельности преследуют единую цель, их интересы тождественны. Конечная цель подобной общецелевой сделки может выражаться в достижении различных экономических и юридических результатов, в том числе и таких, которые требуют вступления во встречные договорные правоотношения (например, совместное выполнение подрядных работ или оказание услуг)*(305). Поэтому необходимо различать внутренние взаимоотношения участников консорциума (простого товарищества) между собой и внешние отношения между членами консорциума и заказчиком.
В отношениях с третьими лицами полномочие товарища (или партнера консорциума) совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме (п. 2 ст. 1044 ГК РФ).
Может ли объединение юридических лиц, основанное на договоре простого товарищества, подавать заявку на участие в торгах? Может ли такое объединение стать победителем торгов? Сколько в этом случае победителей: один (ведущий партнер объединения) или несколько (согласно количеству участников договорного объединения или консорциума)? Эти вопросы целесообразно рассмотреть с учетом интересного арбитражного спора, получившего в свое время широкий резонанс и среди судейского корпуса, и среди практикующих юристов*(306).
ОАО "Корпорация "Трансстрой" (далее - Корпорация) и ООО "Фэцит" (далее - Общество) заключили соглашение о создании консорциума "Сибтрансстрой" (далее - Консорциум) для участия в торгах на право заключения государственного контракта по выполнению дорожных работ на строительство федеральной автомобильной дороги. Победителем торгов был признан Консорциум, состоящий из Корпорации и Общества. В протоколе конкурсной комиссии в качестве победителя был назван Консорциум, а также отдельно были поименованы его участники: Корпорация и Общество. Государственный заказчик подписал государственный контракт с ведущим партнером Консорциума, которым в соответствии с соглашением являлась Корпорация.
Спустя два года после проведения торгов Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Корпорации и государственному заказчику о признании недействительными состоявшихся торгов. Истец ссылался на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате работ и наличие задолженности Корпорации перед ним. Между тем исковые требования были основаны на положениях абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которым участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Объединение организаций в форме консорциума не обладает статусом юридического лица и, следовательно, не может принимать участие в торгах, а тем более признаваться их победителем.
Суд посчитал, что участниками торгов являлись две самостоятельные организации, с одной из которых был заключен государственный контракт, и отказал в удовлетворении иска. Апелляционная инстанция это решение отменила, признав торги на право заключения государственного контракта, а также сам государственный контракт недействительными по признаку ничтожности (ст. 168 ГК РФ). Апелляционная инстанция оценила торги как сделку, противоречащую ст. 153 ГК РФ, согласно которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
На первый взгляд, закон не запрещает участие в торгах нескольких организаций, действующих совместно в качестве консорциума. Поэтому допустимо участие консорциума "Сибтрансстрой" в торгах на размещение государственного заказа, признание его победителем, подписание государственного контракта непосредственно с ведущим партнером этого объединения. В данной ситуации неправосубъектное объединение правомерно вступает в гражданские правоотношения через уполномоченное юридическое лицо.
Для сравнения обратимся к международному опыту проведения торгов. В частности, во многих документах Всемирного банка отмечается возможность участия в торгах совместных предприятий и консорциумов. Любая фирма может принимать участие в торгах самостоятельно или в составе совместных предприятий с местными и (или) иностранными фирмами, подтвердив персональную и солидарную ответственность. В то же время неприемлемы такие условия торгов, которые требуют обязательного наличия совместных предприятий или иных форм объединения между фирмами*(307).
Согласно п. 4.4 Типового документа конкурсных торгов конкурсное предложение может подавать консорциум, состоящий из двух или более фирм-партнеров*(308). Такое предложение должно включать в себя сведения о каждом партнере; должно быть составлено и подписано всеми партнерами; все партнеры должны нести солидарную ответственность за выполнение выигранного на торгах контракта в соответствии с его условиями. При этом один из партнеров назначается ведущим, уполномоченным нести обязательства и получать указания от имени и по поручению любого партнера и всех партнеров по консорциуму, вместе взятых, все операции по выполнению контракта, включая платежи, совершаются исключительно с ведущим партнером.
При отборе консультантов действуют несколько иные правила. Хотя объединение консультантов должно назначить одну из фирм в качестве представителя объединения, контракт подписывают все его члены. Они несут солидарную ответственность за выполнение контракта в целом*(309).
Можно ли имплементировать подобные процедуры в российскую практику? Да, но для этого потребуется внесение изменений в законодательство, в особенности в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Дело в том, что подача совместного конкурсного предложения означает, что участников торгов два и более, но само предложение у них одно. Побеждает на торгах, как правило, не конкретный участник, а заявка (предложение), которой присваивается первый номер. Если заявка принадлежит консорциуму компаний, сколько победителей должно быть объявлено конкурсной комиссией? Здесь возможны несколько вариантов. Во-первых, победитель один - это консорциум. Данный вариант неприемлем, т.к. по российскому законодательству консорциум является неправосубъектным объединением, он не признается носителем гражданских прав и обязанностей. Во-вторых, победитель один - это ведущий партнер консорциума (лидер объединения или, по российской терминологии, "товарищ, которому поручено ведение общих дел"). Этот вариант также не подходит, поскольку он не соответствует содержанию конкурсного предложения, ведь оно подавалось совместным объединением. В-третьих, победителей несколько - это консорциум в составе всех его участников, которые персонально указываются в протоколе о результатах торгов. Договор (контракт) подписывается либо ведущим партнером (лидером) такого объединения на основании выданных ему другими участниками доверенностей, либо заказчиком со всеми участниками объединения, которые будут выступать соисполнителями.
Последний вариант представляется наиболее верным. Кстати сказать, таким же образом были оформлены результаты торгов в комментируемом споре. Поэтому обоснованными являются выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении иска о признании торгов недействительными. Однако в нынешних условиях такая квалификация совместного конкурсного предложения и оформления результатов торгов не подходит для сферы размещения государственного и муниципального заказа. Проблема видится в том, что Закон о размещении заказов допускает определение нескольких победителей торгов лишь в строго определенных случаях (поставка технических средств для реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению). Причем право государственного заказчика заключить контракт одновременно с несколькими участниками размещения заказа должно быть предусмотрено в конкурсной документации. Очевидно, что здесь речь идет об определении нескольких победителей торгов, у каждого из которых была своя самостоятельная конкурсная заявка.
Таким образом, участие консорциумов допустимо лишь в торгах, проводимых для удовлетворения частных интересов. В этом случае в документации о торгах должны содержаться соответствующие разъяснения и о количестве победителей, и о процедуре заключения договора, если победившая в торгах заявка представляет собой совместное предложение (предложение консорциума).
В последние годы многие крупные компании объявляют о приглашении делать предложения (проводят запрос предложений) в отношении какого-либо договора. Что означает такая процедура и по каким правилам она проводится?
Приглашение делать предложения, запрос предложений или альтернативные/конкурирующие технико-экономические предложения относятся к числу т.н. простых конкурентных способов заключения договора. По большому счету, подходы к установлению отборочных и оценочных критериев, ранжированию заявок участников как в процессе проведения торгов, так и при запросе предложений применяются одни и те же.
На первый взгляд, приглашение делать предложения идентично процедуре запроса котировок (цен), используемой в сфере размещения государственного (муниципального) заказа, и не только. Запрос котировок не является разновидностью торгов (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов). Он используется только как способ ценового соревнования (при сумме контракта до 500 тыс. руб.) по товарам, работам, услугам, для которых есть функционирующий рынок (ст. 42 Закона о размещении заказов). Приглашение делать предложения (запрос предложений) не ограничено суммой и (или) наличием функционирующего рынка товаров (работ, услуг) и тем более бюджетными источниками финансирования, поэтому сфера применения данной процедуры значительно шире, чем у запроса котировок. Кроме того, по результатам запроса котировок государственный (муниципальный) заказчик обязан заключить государственный (муниципальный) контракт с лучшей (наиболее дешевой) котировочной заявкой, а инициатор запроса предложений такого обязательства на себя не принимает.
Не всегда запрос предложений нацелен на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора. Если лицо, заинтересованное в заключении договора, не располагает конкретной информацией об инфраструктуре рынка, среднерыночных ценах на товары, климатических особенностях выполнения работ и проч., то запрос предложений превращается в процесс принятия решения о приемлемых условиях будущего договора, который впоследствии может быть заключен даже с субъектом, не принимавшим участия в процедуре запроса предложений.
В последние годы такая процедура выбора контрагентов получила широкое распространение практически во всех сферах предпринимательской деятельности. Она используется всеми организациями, ранее входившими в группу РАО "ЕЭС России", где считается одним из видов регламентированных внеконкурсных закупок товаров, работ и услуг. Выбор контрагентов посредством направления (объявления) им предложений делать оферты предусмотрен Единым регламентом договорной работы ОАО "ТНК-ВР Менеджмент". Он рассматривается как самостоятельный способ заключения договора, не тождественный аукциону или конкурсу. Данную процедуру используют подразделения Сбербанка России, ОАО "Мобильные Телесистемы", ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" и другие крупные отечественные компании. Как правило, инициатор выдвижения предложений (оферт) в сообщении о проведении этой процедуры указывает, что она не является конкурсом, публичным конкурсом (ст. 447-449, 1057-1061 ГК РФ) и не налагает на него гражданско-правовых обязательств.
Иногда если существует срочная потребность в приобретении товаров, работ или услуг, заказчик ограничивается проведением конкурентных переговоров с потенциальными контрагентами, на основании которых и заключает договор. Переговоры могут быть одновременными (параллельно со всеми потенциальными контрагентами) и последовательными. Конкурентные переговоры обычно используются для заключения договора возмездного оказания услуг, но чаще всего они являются составным элементом процедуры запроса предложений.
В целом способы заключения договоров в современной предпринимательской практике отличаются значительным многообразием. Как правило, хозяйствующие субъекты могут по своему усмотрению определять наилучшего контрагента. Приглашение делать предложения очень близко к такому способу заключения договора, как торги. Для верной квалификации целесообразно рассмотреть и общие, и отличительные черты этих процедур определения наилучшего контрагента. Процедура приглашения делать предложения является более гибкой и менее формализованной, чем заключение договора на торгах*(310).
Основным отличием запроса предложений от торгов является отсутствие обязательства заказчика заключить договор с лицом, чья заявка (предложение) заняла верхнюю позицию в ранжировке (заявка, которой присвоен первый номер). Однако это весьма условное различие. Участники торгов не могут требовать от их организатора проведения торгов и вынесения решения о выборе их победителя в соответствии с условиями извещения. Организатор торгов в любое время может отказаться от их проведения, здесь различаются лишь последствия такого отказа в зависимости от вида торгов (закрытые или открытые), а также от срока соответствующего заявления (п. 3 ст. 448 ГК РФ). Поэтому участники торгов могут оказаться в таком же уязвимом положении, как и лица, направившее свои предложения в рамках процедуры "Приглашение делать предложения". Ведь они тратят на подготовку и участие в торгах определенные средства и в случае проигрыша их теряют. Участие в торгах носит рисковый характер, даже если организатор торгов ведет себя добросовестно.
Участник торгов также не несет обязательств в рамках проведения торгов: представление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями. Этими действиями он лишь реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку и даже оплативший задаток, тоже не может быть принужден к участию в самих торгах. Он вправе отказаться от участия в торгах в любое время, а внесенный им задаток подлежит возврату. Наше законодательство не предусматривает санкций по отношению к участникам торгов, отозвавшим свои заявки до окончания торгов, т.е. до объявления их победителя. Напротив, есть нормы, обязывающие организатора торгов возвратить внесенный задаток (обеспечение заявки) участникам торгов, отозвавшим свои конкурсные или аукционные заявки*(311).
Проблема отзыва предложений разрешается в рамках процедуры "Приглашения делать предложения". Как правило, условия приглашения требуют представления предложений в форме "твердых" оферт, т.е. с указанием срока их действительности, а сами предложения (оферты участников) делятся на категории по сроку их действительности*(312).
Как и торги, запрос предложений может быть открытым (с публикацией извещения в печатных средствах массовой информации или в сети Интернет) и закрытым (с участием лиц, заранее получивших персональное приглашение к участию в запросе). Решение о принятии конкретного предложения принимается на коллегиальной основе конкурсной, договорной комиссией или комиссией по проведению закупок товаров, работ и услуг - это, как правило, структурное подразделение инициатора запроса предложений.
По своей юридической природе и, соответственно, по правовым последствиям приглашение делать предложения и извещение о предстоящих торгах тождественны друг другу. Извещение о торгах - это односторонняя сделка организатора, с которой начинаются торги, ее последствием является приглашение делать оферты, т.е. подавать заявки (предложения). Подача предложений необходима не для совершения сделки, а лишь для реализации вытекающих из нее правовых последствий. Приглашение сделать оферты или вызов на оферту означают, что инициатива вступления в договорные отношения должна исходить от противоположной стороны, адресата данного приглашения.
Лицо, приглашающее делать оферты в соответствии с процедурой "Приглашение делать предложения", может принять любую из них (она будет признана офертой для акцепта), т.е. не обязательно ту, что содержит наилучшие условия. Оно также может отклонить любую оферту и даже отказаться от заключения договора со всеми участниками этой процедуры. Важно отметить, что, отклоняя предложения участников, договорная (конкурсная, закупочная и т.п.) комиссия не обязана информировать их о причинах своих решений.
При проведении торгов, напротив, организатор обязан следовать законодательно установленным правилам проведения торгов, в первую очередь он должен определить победителя торгов с учетом заранее установленных критериев отбора. При этом следует различать отборочные и оценочные критерии. Отборочные критерии предназначены для перевода претендентов на участие в конкретном конкурсе в разряд его непосредственных участников. Отклонить заявку на участие в торгах можно, если она формально не соответствует конкурсным или аукционным требованиям (например, к заявке не приложены все или некоторые требуемые документы). Иными словами, предложение нельзя отклонить произвольно, необходима соответствующая мотивировка отказа в допуске к участию в торгах. Что касается оценочных критериев, то они применяются в отношении предложений, допущенных к торгам, и предназначены для выявления наилучшего предложения (заявки). Поэтому в документации о торгах указывается не только перечень критериев, но и их значимость (чаще всего количество баллов или процентное соотношение). Произвольный подход к применению отборочных критериев противоречит правовой природе самих торгов.
В особенности это проявляется в процессе проведения конкурсных торгов. Так, признать участника конкурса победителем можно лишь по итогам сравнительной оценки его предложения с предложениями, исходящими от других участников, на основе всех заранее объявленных конкурсных критериев. Таким образом, в конкурсе побеждает не любое предложение, а лучшее по совокупности ранее объявленных организатором торгов критериев. По запросу проигравшего конкурс участника комиссия обязана проинформировать его о результатах сопоставления и оценки конкурсных заявок, т.е. о результатах принятого решения об определении победителя торгов. Проведение торгов исключает последующие переговоры об их результатах.
В свою очередь, выбор наилучшей оферты не означает, что лицо, инициировавшее запрос предложений, обязано заключить договор. Напротив, возможна встречная оферта, переход к проведению переговоров в отношении условий будущего договора. Причем стороны могут в любом объеме отклониться от содержания самой оферты. Если же право на заключение договора было предметом торгов, то отступление от условий заявки N 1 (заявки, признанной победителем торгов) недопустимо. В противном случае торги, а следовательно, и договор, заключенный по их итогам, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица (например, любого проигравшего торги участника).
По окончании торгов стороны обязаны заключить договор в течение 20 дней или иного указанного в извещении срока (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Запрос предложений, напротив, часто оканчивается не заключением договора, а оформлением какого-либо преддоговорного соглашения (допустим, протокола о намерениях, рамочного договора и т.п.). В этой связи в приглашении делать предложения, как правило, указывается не конкретный, а предположительный срок заключения договора.
Еще одним, пожалуй, "внешним" отличием запроса предложений от процедуры торгов является отсутствие задатка - денежной суммы, внесение которой на счет организатора торгов является одним из необходимых условий допуска претендента к участию в торгах (п. 4 ст. 448 ГК РФ).
Таким образом, руководствуясь ст. 421 ГК РФ (принцип свободы договора, в частности, свободы в выборе контрагента для вступления в договорные отношения), следует разграничивать два похожих, но, тем не менее, самостоятельных способа заключения договора: приглашение делать предложения и торги.
Можно ли объявлять торги или запрос предложений по заключению договора, если аналогичный договор у компании есть, он не расторгнут и не закончился по сроку действия?
Вопрос о возможности проведения запроса предложений или торгов в условиях, когда инициатор запроса или заказчик торгов связан идентичными договорными обязательствами, является весьма актуальным. Чаще всего право, предусмотренное условиями договора, не имеет исключительного характера. Исключением, пожалуй, могут быть только эксклюзивные права агента и принципала в договоре агентирования (ст. 1007 ГК РФ), пользователя и правообладателя, связанных договором коммерческой концессии (ст. 1033 ГК РФ). Запрет на поиск иных альтернативных контрагентов, отказ от права заключения других подобных договоров можно рассматривать как ограничение свободы договора, что, конечно, недопустимо. Предположим, инициатор запроса предложений (заказчик торгов) предполагает заключить по результатам соответствующей процедуры аналогичный договор на иные услуги и (или) на их дополнительные объемы. Поэтому проведение торгов или запроса предложений в условиях действующего договора, аналогичного предмету объявленных торгов (запроса предложений), при определенных условиях допустимо.
Ситуации, когда запрос предложений (приглашение делать предложения) осуществляется в условиях действующего договора, сейчас не редкость. Заинтересованное лицо (инициатор запроса) проводит его, преследуя, как правило, одну из следующих целей. Во-первых, чтобы подобрать альтернативного контрагента, с которым можно было бы вступить в договорные отношения после прекращения действия существующего договорного обязательства. Во-вторых, если с контрагентом планировалось долгосрочное сотрудничество, в том числе пролонгация (продление по сроку) имеющегося договора, целесообразно проверить, какие условия исполнения аналогичных договоров предлагают иные предприниматели. Если имеются более предпочтительные предложения по исполнению подобных договоров, дальнейшее сотрудничество сторон, возможно, будет прекращено.
Запрос предложений в условиях действующего договора не обязательно нарушает права и законные интересы контрагента. Ведь определив наилучшее предложение, можно заключить договор, отказавшись от исполнения существующего договора (если односторонний отказ допускается законом, ст. 310 ГК РФ) либо дождавшись окончания срока его действия. Наличие такого намерения у инициатора запроса предложений вполне можно предположить, поскольку конкретных обязательств по заключению договора он на себя не принимает.