9. Социальное пособие на погребение
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
органом, в котором умерший получал пенсию;
организацией, где работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
органом социальной защиты населения по месту жительства, если умерший не работал и не являлся пенсионером.
Перечисленные лица имеют право на получение пособия, только если погребение осуществлялось за их счет. Если они воспользовались бесплатными услугами по погребению, пособие не выплачивается (п. 5 ст. 9 Закона N 8-ФЗ и п. 7 Временного порядка обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели, утвержденного постановлением ФСС России от 22.02.96 N 16). В этом случае организация, в которой работал умерший или работает один из родителей (других членов семьи) умершего несовершеннолетнего, возмещает стоимость гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела (п. 11 Временного порядка).
Размер пособия на погребение с 1 января 2011 года составляет 4260 руб. (постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 813).
В районах и местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, социальные пособия на погребение выплачиваются с их учетом.
Арбитраж
ОАО выплатило вдове умершего работника пособие на погребение, применив коэффициент 1,7.
ФСС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре принял к зачету только сумму пособия с коэффициентом 1,5.
В обоснование своих доводов ФСС России привел позицию Совета Министров РФ, изложенную в постановлении от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 884) и информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке".
Арбитражный суд установил: согласно ст. 7 Закона N 4520-1 работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
В соответствии со ст. 10 данного закона устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливается федеральным законодательством. Поскольку на сегодняшний день такой федеральный закон не принят, в соответствии со ст. 423 ТК РФ продолжают действовать нормативные акты Российской Федерации и акты Союза ССР до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно п. 13 постановления Совета Министров РФ от 04.02.1991 N 76 Советы Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомы, облисполкомы и исполкомы Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами имеют право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Решением исполнительного комитета Ханты-Мансийского автономного округа от 28.02.1991 N 33 на территории ХМАО установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочим и служащим в размере 1,7. Указанное решение было признано утратившим силу с 1 января 2005 года постановлением правительства ХМАО - Югры от 28.12.2004 N 489-п.
Между тем в настоящее время продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области" (с изм. от 04.05.1978), утверждающее районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.
Таким образом, ОАО правомерно выплачивало пособие с применением районного коэффициента 1,7.
(решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского
автономного округа от 01.07.2009 N А75-5669/2009)
Для получения пособия необходимо заявление от лица, получающего пособие и копию свидетельства о смерти.
Арбитраж
ФСС России решил, что ОАО в нарушение п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ необоснованно выплатило родственнику А. пособие на погребение.
А. был уволен 31 мая 2006 года, а дата его смерти - 1 июня 2006 года.
По мнению Фонда, работник был уволен в период, когда был жив, поэтому имело место не прекращение действия трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а увольнение по инициативе предприятия. По этим основаниям Фонд посчитал, что А. не находился в трудовых отношениях, в связи с чем социальное пособие на погребение за счет средств ФСС России не выплачивается.
Арбитражный суд установил: распоряжением от 20.06.2006 действие трудового договора с А. прекращено на основании п. 6 ст. 83 ТК РФ в связи с его смертью. Данное распоряжение свидетельствует, что прекращение трудового договора оформлено в связи с возникшим обстоятельством, не зависящими от воли сторон, - смертью работника.
Вопрос об определении даты прекращения трудового договора в случае смерти работника не может быть поставлен в зависимость от выплаты пособия на погребение.
ОАО представило в обоснование правомерности выплаты пособия на погребение справку о смерти работника, что соответствует требованиям п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ. При указанных обстоятельствах суд признал неправомерным отказ Фонда в принятии к зачету расходов, связанных с выплатой пособия на погребение.
(постановление ФАС Западно-Сибирского округа
от 19.10.2009 N А27-2073/2009)
* * *
ООО осуществило выплату пособия на погребение вдове работника в день ее обращения до получения ею из загса справки о смерти супруга.
ФСС России решил, что пособие выплачено незаконно, т.к. на момент обращения в ООО этой справки не было.
Суд решил: основанием для выплаты пособия является наступление страхового случая. Определяющий фактор для решения вопроса о выплате пособия - дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти.
Таким образом, страховщиком не доказано, что при предъявлении расходов на выплату пособия по беременности и родам, а также пособия на погребение ООО нарушило требования законодательства, (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.2010 N А27-20466/2009).