1.1. Лица, имеющие право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
В соответствии со ст. 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Законом N 255-ФЗ и иными федеральными законами.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства:
1) работающие по трудовым договорам, каковыми признаются лица:
заключившие трудовой договор (со дня, с которого они должны были приступить к работе);
не заключившие договор, но фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством;
2) государственные гражданские, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если они добровольно вступили в соответствующие отношения и уплачивают за себя страховые взносы.
Обратите внимание!
На основании Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающий в нашей стране иностранный гражданин должен иметь вид на жительство.
Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее соответствующее разрешение.
Однако значительное число иностранных граждан прибыли в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получили миграционную карту, но не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание. Они имеют статус лиц, временно пребывающих в Российской Федерации. Такие лица в соответствии с Законом N 255-ФЗ не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам даже при наличии у них разрешения на трудоустройство.
Отдельно остановимся на положениях, касающихся граждан Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, одобренного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2351-р, граждане Белоруссии, проживающие на территории Российской Федерации, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации в отношении государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т.ч. по пособиям по временной нетрудоспособности и материнству.
Как видим, в Договоре идет речь только о проживающих, а не временно пребывающих на территории Российской Федерации гражданах Республики Беларусь. Проживающие должны иметь регистрацию по месту пребывания на территории России.
Возникает резонный вопрос: кто должен определять статус иностранного гражданина и решать, кому положено пособие?
Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (утвержден приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514) (далее - Порядок N 514) установил: листки нетрудоспособности выдаются постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства при предъявлении паспорта или заменяющего его документа (п. 4 Порядка N 514).
Следовательно, статус иностранного гражданина должен быть определен еще на стадии выдачи больничного в медицинском учреждении.
Однако, как показывает практика, нередки случаи, когда медицинские работники порядок выдачи листков нетрудоспособности нарушают, а пострадавшей стороной все равно оказывается организация.
Арбитраж
Предприятие оплатило сотруднику листок нетрудоспособности. Однако отделение ФСС России установило, что он был выдан с превышением полномочий медицинского работника. На этом основании предприятию было отказано в зачете произведенной выплаты.
Арбитражный суд, в который предприятие обратилось с жалобой, установил: в силу п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы на государственное социальное страхование, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в т.ч. суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из этого следует, что обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, выплачивающей своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право на возмещение средств за счет ФСС России.
Суд решил, что Фонд правомерно отказал предприятию в принятии к зачету расходов на выплату пособия.
Федеральный арбитражный суд оставил это решение без изменений.
(постановление ФАС Северо-Западного округа
от 12.07.2007 N А26-7482/2006-210)
Если ФСС России к зачету выплату пособий не принял, организация эти расходы списывает за счет прибыли (т.е. не учитывает в расходах, принимаемых в целях налогообложения). На эти выплаты следует начислить страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Такая формулировка означает, что к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений с ними, в т.ч. выплаты, прямо не прописанные в трудовых договорах с ними. Не облагаются страховыми взносами только суммы, указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В 2010 году аналогичное мнение высказывал Минздравсоцразвития России (см., например, письмо от 23.03.2010 N 647-19). В 2011 году позиция этого ведомства стала нормой закона.
Объект обложения страховыми взносами во многом совпадает с прежним объектом, установленным для ЕСН. Однако в Законе N 212-ФЗ нет положения, аналогичного п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ, позволявшему не начислять ЕСН на выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому пособия, оплаченные за счет прибыли организации, облагаются страховыми взносами.
Обратим внимание на порядок оформления листков нетрудоспособности граждан Российской Федерации по месту их пребывания и временного проживания.
Гражданам, находящимся вне места регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания), листок нетрудоспособности выдается (продлевается) с разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя с соответствующими записями в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного и листке нетрудоспособности (п. 7 Порядка N 514). Отсюда можно сделать вывод: для работника, оформляющего листок нетрудоспособности по месту временного проживания или пребывания, получать разрешение главного врача не требуется.
Для граждан, заболевших за границей, полученные там документы, подтверждающие временную нетрудоспособность (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца (п. 8 Порядка N 514).