Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 27.1-1. Особенности эмиссии и обращения структурных облигаций

Комментарий к статье 27.1-1

1. В соответствии с комментируемой статьей в рамках изменений, внесенных Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части регулирования структурных облигаций", на российском рынке появилась возможность выпуска структурных облигаций, не предусматривающих гарантированную обязанность эмитента по погашению номинала облигации.
Как было отмечено разработчиками указанного Закона, объем находящихся в обращении на мировом финансовом рынке так называемых структурных продуктов составляет около 2 трлн долларов, ежегодный объем продаж - около 500 млрд долларов. При этом более 70% всех выпущенных структурных продуктов приходится на продукты с частичной защитой капитала. В рамках российского правового поля выпуск долговых ценных бумаг, не гарантирующих возврата их владельцам полной номинальной стоимости, не допускался, в связи с чем для выпуска подобных инструментов российским банкам или профессиональным участникам рынка ценных бумаг приходилось привлекать иностранные юридические лица. Если до введения антироссийских санкций это можно было делать с использованием иностранных дочерних организаций российских компаний, то в настоящее время при выпуске структурных продуктов в обязательном порядке необходимо пользоваться услугами иностранных компаний, не связанных с российскими банками (профессиональными участниками рынка ценных бумаг), и, соответственно, терять часть доходности. В связи с этим меньшую доходность получают и владельцы структурных продуктов.
Поскольку со стороны инвесторов имеется существенный спрос на структурные продукты с частичной защитой капитала, которые предоставляют возможность получения более высокой доходности по сравнению с традиционными облигациями, было разработано законодательство, регулирующее процедуру выпуска и обращения такого рода инструментов в России.
Изначально законопроектом предлагалось создать новый вид эмиссионных ценных бумаг - структурные расписки, которые предусматривали бы выплату владельцу номинальной стоимости или части номинальной стоимости и (или) выплату дохода по такой ценной бумаге в зависимости от определенных обстоятельств. В ходе работы над законопроектом данные финансовые инструменты были обозначены как структурные облигации, которые предоставляют инвесторам возможность получения более высокой доходности по сравнению с традиционными облигациями.
В п. 1 комментируемой статьи раскрывается понятие структурных облигаций как облигаций, предусматривающих право их владельцев на получение выплат по ним в зависимости от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных абзацем 2 подп. 23 п. 1 ст. 2 комментируемого Закона.
Такими обстоятельствами выступают:
- изменение цены на товар, курса акции или валюты, процентной ставки, инфляции и любого другого определенного показателя - внешние факторы;
- изменение значений, основанных на указанных индикаторах;
- неисполнение обязательств третьими лицами - в таком случае облигация служит разновидностью страхового инструмента;
- иные обстоятельств, предусмотренные законодательством.
Фактически структурная облигация представляет собой ценную бумагу, доход по которой привязан к каким-либо рыночным активам или финансовыми показателям. Если цена такого актива или показателя достигает или превышает указанное значение, то инвестор получает дополнительный доход. Если нет - инвестор уже не получит дохода или вообще потеряет всю инвестированную сумму.
Таким образом, комментируемая статья разрешила российским эмитентам выпуск структурного финансового инструмента - структурных облигаций. По правилам настоящей статьи, если от наступления или ненаступления указанных в настоящем пункте обстоятельств зависит только размер дохода (цена размещения и (или) размер процента) по облигациям, такие облигации не являются структурными. Размер выплат по структурной облигации может быть меньше ее номинальной стоимости.
Структурные облигации принято разделять на два вида:
- облигации, обеспечивающие полную защиту капитала, - по таким облигациям гарантирован возврат капитала (т.е. фактически номинальной стоимости), а вот купонный доход зависит от наступления или ненаступления определенных обстоятельств;
- облигации без полной защиты капитала - ни погашение, ни доход не обусловлены заранее, однако эмитент может зафиксировать минимально возвращаемую сумму - это значение является ограничительным порогом риска.
Вместе с тем потенциал применения структурных облигаций не ограничивается созданием привлекательных инвестиционных продуктов для частных инвесторов. Положения Закона позволяют применять этот инструмент как эффективное средство управления кредитным риском. Его основное отличие от кредитного дефолтного свопа или, например, поручительства заключается в том, что продавец защиты при покупке структурных облигаций сразу вносит сумму средств, выполняющую функцию покрытия от убытков. В текущем регулировании выпуск структурных облигаций не позволяет разгрузить капитал банка, несмотря на полную передачу кредитного риска инвесторам через выпуск структурной облигации, выплаты по которой привязаны к исполнению обязательств заемщиком. Более тонкая настройка учета таких инструментов в банковском регулировании позволит банкам гибче управлять кредитными рисками заемщиков, а инвесторам - получить доступ к долгам непубличных компаний, тем самым расширив спектр инструментов, открытых для вложений <164>.
--------------------------------
<164> См.: Веролайнен А., Михлина Е., Уваровский Ю. Структурные облигации: критерии для розницы // Официальный сайт АО "Эксперт РА". URL: https://raexpert.ru/researches/ua/structural_bonds_2019 (дата обращения: 13 сентября 2020 г.).

2. В п. 2 комментируемой статьи определен перечень возможных эмитентов структурных облигаций. Эмитентами структурных облигаций могут быть только кредитные организации, брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества, которые в соответствии с целями и предметом их деятельности вправе осуществлять эмиссию структурных облигаций.

Пример. Сбербанк разместил на Московской бирже дебютный выпуск структурных облигаций на сумму 1 млрд рублей. Их базовым активом стали паи закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сбербанк - Арендный бизнес 3", которым управляет компания "Сбербанк Управление Активами". Фонд инвестирует в коммерческую недвижимость, такую как торгово-развлекательные и бизнес-центры Москвы и Санкт-Петербурга, и управляет ими в интересах пайщиков. Номинал одной структурной облигации составляет 1000 рублей, срок обращения - 4,5 года. Доходы инвесторов в ценные бумаги будут складываться из арендных платежей по объектам фонда и прироста стоимости объектов при реализации имущества фонда. Приобрести данные облигации в соответствии с российским законодательством могут только квалифицированные инвесторы. Эмитентом является компания специального назначения "СБ Структурные продукты" <165>.
--------------------------------
<165> Официальный сайт АО "Сбербанк Управление Активами". URL: https://www.sberbank-am.ru/company/news/47636/ (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

Кроме того, законодательно определено, что брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества вправе размещать только структурные облигации, обеспеченные залогом денежных требований и (или) иного имущества.
Следует учитывать, что введенный в хозяйственный оборот новый финансовый инструмент предназначен фактически только квалифицированным инвесторам. Физические лица могут приобрести только те структурные облигации, которые отвечают критериям, установленным нормативным актом Банка России. Однако до настоящего времени данные критерии еще не определены (п. 6 комментируемой статьи).
Следует учитывать, что п. 9 комментируемой статьи предусматривает право физического лица, не являющегося квалифицированным инвестором или индивидуальным предпринимателем и приобретающего размещаемые структурные облигации, которые не являются ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора, на основании которого размещаются указанные структурные облигации, расторгнуть его в одностороннем порядке и потребовать возврата внесенных в оплату структурных облигаций денежных средств. При этом эмитент обязан вернуть внесенные в оплату структурных облигаций денежные средства физическому лицу, расторгнувшему соответствующий договор по основанию, указанному в настоящем пункте, в течение 7 рабочих дней с даты получения уведомления о его расторжении.
По мнению специалистов, Банку России как регулятору не следует допускать позиционирования структурных облигаций банка как альтернативы депозиту. Кредитный рейтинг структурных облигаций - наиболее эффективный критерий для ограничения рисков неквалифицированных инвесторов. Для структурных облигаций характерна меньшая ликвидность, и потому перед инвестором должны быть раскрыты риски потерь в случае досрочной продажи. Требования к раскрытию рисков и иных сведений в удобном формате могут быть недостаточными для разрешения доступа неквалифицированных инвесторов к этому рынку. Выработка новых регулятивных подходов к риск-профилированию инвесторов и определению неквалифицированного инвестора должна позволить устанавливать более дифференцированные критерии для вложений. В части структурных облигаций для наиболее массового сегмента могут быть установлены критерии по типу базового актива, лежащего в основе инструмента. Наличие требования по уровню кредитного рейтинга самой структурной облигации позволит ограничить вложения неквалифицированных инвесторов на этом рынке менее рискованными инструментами, но при этом не лишит массового инвестора возможности осуществлять вложения с повышенной доходностью. В зависимости от степени консервативности регулятор может установить тот или иной пороговый рейтинговый уровень <166>.
--------------------------------
<166> Подробнее см.: Веролайнен А., Михлина Е., Уваровский Ю. Структурные облигации: критерии для розницы // Официальный сайт АО "Эксперт РА". URL: https://raexpert.ru/researches/ua/structural_bonds_2019 (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

3. Согласно п. 3 рассматриваемой статьи решение о выпуске структурных облигаций, помимо сведений, предусмотренных комментируемым Законом для облигаций (см. комментарий к ст. 27.1-2), должно содержать:
1) сведения об обстоятельствах, в зависимости от наступления или ненаступления которых осуществляются либо не осуществляются выплаты по структурной облигации с указанием числовых значений (параметров, условий) или порядка их определения либо с указанием на то, что такие числовые значения (параметры, условия) или порядок их определения будут установлены уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций;
2) размер выплат по структурной облигации или порядок его определения либо указание на то, что такой размер или порядок его определения будет установлен уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций. При этом может быть предусмотрено, что в зависимости от наступления или ненаступления обстоятельств, указанных в решении о выпуске структурных облигаций, выплаты по структурной облигации не осуществляются.
В п. 5.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг предусмотрен порядок определения выплат по каждой структурной облигации при ее погашении.
Для структурных облигаций указывается обстоятельство (обстоятельства), от наступления или ненаступления которого зависит осуществление выплат по структурной облигации при ее погашении, с указанием числовых значений (параметров, условий) или порядка их определения либо с указанием на то, что такие числовые значения (параметры, условия) или порядок их определения будут установлены уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций.
Указывается размер выплат по структурной облигации при ее погашении или порядок его определения либо указывается на то, что такой размер или порядок его определения будет установлен уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций. В случае если в зависимости от наступления или ненаступления обстоятельств, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, выплаты по структурной облигации при ее погашении не осуществляются, указывается данное обстоятельство.
В случае если числовые значения (параметры, условия) обстоятельств, от наступления или ненаступления которых зависит осуществление выплат по структурной облигации при ее погашении, и (или) размер таких выплат либо порядок определения указанных значений (параметров, условий) и (или) размера устанавливаются уполномоченным органом эмитента до начала размещения структурных облигаций, указывается порядок раскрытия (предоставления) эмитентом информации об этих значениях (параметрах, условиях) и (или) размере либо о порядке их определения.
4. Согласно п. 4 комментируемой статьи на эмитента структурных облигаций, решение о выпуске которых предусматривает определение уполномоченным органом эмитента числовых значений (параметров, условий) и (или) размера выплат либо порядка их определения, возлагается обязанность до начала размещения таких облигаций представить в Банк России уведомление о содержании решения о выпуске структурных облигаций уполномоченного органа эмитента.
Порядок представления указанного уведомления и требования к его форме определяются нормативными актами Банка России. Так, главой 35 Стандартов эмиссии определены особенности представления в Банк России уведомления о содержании решения уполномоченного органа эмитента о выпуске структурных облигаций.
Уведомление должно быть представлено в Банк России в одном экземпляре не позднее одного рабочего дня до даты начала размещения этих облигаций. Уведомление должно быть составлено в соответствии с приложением 39 к Стандартам эмиссии ценных бумаг и подписано лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом эмитента.
Вместе с уведомлением о содержании решения уполномоченного органа эмитента о выпуске структурных облигаций в Банк России должна быть представлена копия (выписка из) протокола собрания (заседания) (приказа, распоряжения или иного документа) уполномоченного органа управления эмитента, которым принято решение об определении отдельных условий выпуска структурных облигаций, с указанием, в случае если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие.
5. Пунктом 5 комментируемой статьи установлено правило о том, что структурная облигация не может предусматривать право на ее досрочное погашение по усмотрению ее эмитента, за исключением не зависящих от воли эмитента случаев, предусмотренных решением о выпуске структурных облигаций.
6. В силу п. 7 рассматриваемой статьи Банк России определяется как уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию выпусков структурных облигаций, в том числе в рамках программы структурных облигаций.
7. Пунктом 8 настоящей статьи предусмотрено, что выплаты по структурным облигациям возможны как деньгами, так и другим имуществом.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!