Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 15.9. Комитет пользователей репозитарных услуг

Комментарий к статье 15.9

1. В п. 1 комментируемой статьи законодатель обязывает репозитарий не позднее трех месяцев со дня выдачи Банком России лицензии на осуществление репозитарной деятельности создать комитет пользователей репозитарных услуг.
Положение о комитете пользователей репозитарных услуг является внутренним документом репозитария, который определяет порядок формирования и работы комитета пользователей репозитарных услуг, а также порядок принятия решений и ответственность членов комитета. Такой документ разрабатывается репозитарием и утверждается Банком России в установленном порядке.
Согласно ст. 39.3 комментируемого Закона (п. п. 4, 7) положение о комитете пользователей репозитарных услуг является одним из документов, представляемых в Банк России для получения лицензии на осуществление репозитарной деятельности. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Комитетом финансового надзора Банка России в срок, не превышающий 2 месяцев с даты подачи документов; одновременно с принятием решения о выдаче лицензии Банк России (уполномоченное структурное подразделение) регистрирует документы и утверждает положение о комитете пользователей репозитарных услуг.
Уведомление о регистрации и утверждении документов, предоставляемых в Банк России для получения лицензии репозитарием, для осуществления репозитарной деятельности, а также отметки о регистрации (утверждении) документов должны содержать дату принятия Банком России (уполномоченным структурным подразделением) решения о регистрации (утверждении) документов и иметь оттиск гербовой печати Банка России.
Первые экземпляры зарегистрированных (утвержденных) Банком России (уполномоченным структурным подразделением) документов с отметкой о регистрации (утверждении) направляются репозитарию, вторые экземпляры вместе с иными документами, предоставленными для получения лицензии, хранятся в Банке России в установленном порядке (Инструкция Банка России от 8 июня 2016 г. N 173-И "О порядке и об условиях лицензирования репозитарной деятельности и о порядке уведомления репозитарием Банка России о назначении руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления репозитарной деятельности, или освобождении его от занимаемой должности").
2. В п. 2 комментируемой статьи законодатель закрепляет обязанность комитета пользователей репозитарных услуг со дня его создания осуществлять согласование проектов внутренних документов репозитария, а именно:
- правил осуществления репозитарной деятельности;
- правил управления рисками, связанными с осуществлением репозитарной деятельности;
- правил раскрытия информации репозитарием;
- тарифов на оказываемые репозитарные услуги и вносимых в них изменений.
Таким образом, комитет пользователей репозитарных услуг - это постоянно действующее представительство клиентов репозитария, которое создается для учета интересов клиентов при разработке и согласовании внутренних документов и тарифов репозитария в соответствии с положением о комитете пользователей репозитарных услуг.
Правила оказания репозитарных услуг подлежат согласованию комитетом пользователей репозитарных услуг после получения репозитарием лицензии и создания комитета пользователей репозитарных услуг в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России.
Кроме того, в рамках организации системы управления рисками репозитарий должен разрабатывать правила управления рисками репозитария в соответствии с требованиями Указания Банка России от 29 сентября 2016 г. N 4144-У "О требованиях к системе управления рисками, связанными с осуществлением репозитарной деятельности, и правилам управления рисками репозитария" по мере необходимости, но не реже одного раза в год, которые также должны согласовываться с комитетом пользователей репозитарных услуг.
Правила о раскрытии информации репозитарием должны разрабатываться на основании указания Банка России (Указание Банка России от 22 декабря 2017 г. N 4660-У "Об объеме и порядке раскрытия информации репозитарием").
Оплата репозитарных услуг производится плательщиками услуг в соответствии с тарифами, действующими на дату оказания репозитарных услуг, которые также подлежат согласованию с комитетом пользователей репозитарных услуг после получения репозитарием лицензии и создания комитета пользователей репозитарных услуг в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России в области финансовых рынков. Оплачивают репозитарные услуги либо информирующие лица клиента, либо сами клиенты в случаях, определенных тарифами оказания репозитарных услуг.
Важно отметить, что Банк России вправе устанавливать размер максимальной платы (тарифа) и (или) порядок ее определения, если комитет репозитарных услуг направил в Банк России запрос о необходимости установления такой максимальной платы.
В п. 2 комментируемой статьи законодателем установлено, что в случае, если комитет пользователей репозитарных услуг не согласовал проект внутреннего документа или тарифа на оказываемые репозитарием услуги, этот документ может быть утвержден решением совета директоров (наблюдательного совета) репозитария не менее чем 2/3 голосов членов совета директоров (наблюдательного совета).
3. В п. 3 комментируемой статьи законодатель устанавливает ограничения в отношении состава и количества членов комитета пользователей репозитарных услуг, а также размера материального вознаграждения за выполнение возложенных на них обязанностей.
Члены комитета осуществляют свою деятельность на общественных началах и не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в его работе.
Участие в комитете пользователей репозитарных услуг является персональным, добровольным и безвозмездным.
Состав комитета избирается правлением репозитария из числа:
- представителей пользователей репозитарных услуг;
- независимых экспертов;
- физических лиц, не являющихся представителями клиентов репозитария или работниками репозитария.
В комитет не могут входить работники репозитария. При этом не менее 3/4 от общего числа членов комитета должны составлять представители клиентов репозитария.
Члены комитета должны обладать квалификацией, знаниями и опытом, необходимыми для выполнения задач и функций комитета.
4. В п. 4 комментируемой статьи законодателем устанавливается, что положением о комитете пользователей репозитарных услуг определяются:
- порядок формирования комитета;
- порядок работы комитета;
- порядок принятия комитетом решений;
- ответственность членов комитета.
При этом дополнительные требования к порядку формирования комитета могут быть установлены нормативными актами Банка России.
Рассмотрим в качестве примерного Положение о комитете пользователей репозитарных услуг при правлении небанковской кредитной организации АО "Национальный расчетный депозитарий", утвержденное Банком России от 28 декабря 2016 г. <134>.
--------------------------------
<134> URL: https://www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/services/repository/formats/poloz_comm_rep.pdf (дата обращения: 1 июля 2020 г.).

Выдвижение кандидатов осуществляется клиентами репозитария, другими заинтересованными лицами и репозитарием после размещения на сайте репозитария в сети Интернет информации о начале приема предложений о включении в список кандидатов для избрания в состав такого комитета. Предложение подается одновременно с согласием кандидата о включении его в список кандидатов для избрания в состав комитета.
Председатель комитета пользователей репозитарных услуг избирается правлением репозитария. Одновременно с избранием председателя комитета правление репозитария определяет:
- количественный состав комитета;
- порядок голосования по формированию состава комитета (списком или поименно).
Избранный состав комитета действует до принятия решения правления репозитария об избрании нового состава комитета.
Член комитета вправе досрочно сложить с себя полномочия члена комитета, уведомив об этом председателя комитета путем направления письменного заявления не менее чем за один месяц до предполагаемой даты сложения полномочий.
Документационное и техническое обеспечение деятельности комитета осуществляет секретарь комитета, который назначается председателем правления репозитария из числа работников репозитария. В случае отсутствия секретаря председатель правления репозитария назначает его из числа работников репозитария.
Заседания комитета проводятся по мере необходимости и созываются председателем комитета (а в его отсутствие - лицом, осуществляющим его функции) по его собственной инициативе, по требованию члена правления, члена комитета или по предложению руководителей структурных подразделений репозитария.
Принятые комитетом решения оформляются протоколом заседания комитета, который составляется не позднее 3 рабочих дней после его проведения.
При комитете могут создаваться рабочие группы, которые вырабатывают рекомендации по отдельным направлениям репозитарной деятельности.
Члены комитета несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, повлекших причинение репозитарию убытков, в соответствии с законодательством РФ и внутренними документами репозитария.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 484-ФЗ комментируемый п. 4 ст. 15.9 изменяется с 1 января 2021 г. Согласно новой редакции положение о комитете пользователей репозитарных услуг должно будет утверждаться уполномоченным органом репозитария (в настоящее время утверждается Банком России в установленном им порядке).
Кроме того, устанавливается дополнительное требование, согласно которому Положение о комитете пользователей репозитарных услуг и вносимые в него изменения должны будут размещаться на официальном сайте репозитария в сети "Интернет" не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения.
Указанные изменения призваны повысить ответственность репозитария и прозрачность его деятельности.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!