Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2

1. В комментируемой статье раскрываются основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе.
В соответствии с подп. 1 п. 1 комментируемой статьи эмиссионные ценные бумаги - это любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Законом формы и порядка;
- размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
- имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг.
Данную норму следует применять в системном толковании со ст. 142 ГК РФ, в п. 1 закрепляющей определение ценной бумаги, в соответствии с которым ценные бумаги подразделяются на документарные и бездокументарные:
- документарными ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов;
- бездокументарными ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав.
Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в бездокументарной и в документарной формах.
Согласно п. 2 ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. В ст. 2 настоящего Федерального закона, в частности, наряду с понятием акции и облигации раскрывается понятие таких эмиссионных ценных бумаг, как опцион эмитента и российская депозитарная расписка.
Как указывал М.М. Агарков, ценная бумага, являясь особым объектом гражданских прав, представляет собой способ переноса имущественных прав на вещь <7>. Комментируемая статья относит при этом к правам, которые могут быть удостоверены эмиссионной ценной бумагой, как имущественные, так и неимущественные права. Здесь следует иметь в виду, что имущественные права могут быть вещными и обязательственными, и именно обязательственные права в подавляющем большинстве случаев удостоверяют ценные бумаги. Вопрос о включении в группу прав, удостоверяемых ценными бумагами, неимущественных прав является спорным. Так, А.В. Габов в 2009 г. указывал, что "в настоящее время ни одна ценная бумага не закрепляет неимущественных прав. Этот вопрос в принципе остается открытым. Допускаем, что в рамках каких-то ценных бумаг, которые будут созданы в будущем, такого рода права могут быть закреплены, но исходя из анализа действующего законодательства, а также представленного подхода к такому "закреплению" следует отнестись отрицательно" <8>. Согласно иной точке зрения к таким неимущественным правам относятся права владельцев акций на участие в управлении делами акционерного общества <9>. С учетом произошедших в последние годы изменений в законодательстве и закрепления в ГК РФ категории корпоративных отношений З.А. Почежерцева приходит к выводу, что "все эмиссионные ценные бумаги удостоверяют обязательственные права, а акция удостоверяет наряду с обязательственными правами еще и корпоративные права" <10>. Между тем в действующей редакции п. 1 ст. 2 ФЗ "Об акционерных обществах" указано, что уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу, - о других видах прав здесь не говорится. В ст. 18 комментируемого Закона при этом говорится, что эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством РФ. Указанные положения затрудняют толкование комментируемой нормы и приводят к выводу о необходимости их более детальной проработки законодателем в отношении видов прав, закрепляемых эмиссионной ценной бумагой.
--------------------------------
<7> Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатинформ, 1993.
<8> См.: Габов А.В. Неимущественные элементы в содержании ценной бумаги // Адвокат. 2009. N 4.
<9> См., например: Митин Б.М. Ценные бумаги: учет, налоги, право // Статус-Кво 97, 2003.
<10> Почежерцева З.А., Холкина М.Г., Шевченко Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (постатейный). М., 2014.

Определение ценных бумаг, приводимое в ГК РФ, к сожалению, не позволяет разъяснить данный вопрос. Из него следует, что ценная бумага может в принципе удостоверять любые права, так как в п. 1 ст. 142 ГК РФ сказано, что она удостоверяет обязательственные и иные права.
Эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками и дополнительными выпусками, что является их ключевой характеристикой ("эмиссия" буквально означает "выпуск в обращение" <11>), и в рамках одного выпуска не обладают индивидуальными признаками. Ценные бумаги внутри выпуска предоставляют равный объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость (в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено для ценных бумаг этого вида).
--------------------------------
<11> См.: Эмиссия // Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

Говоря об объеме прав по эмиссионной ценной бумаге, следует учитывать возможность дробления одной ценной бумаги, при котором у владеющего ею лица, "оставаясь в рамках неизменного содержания ценной бумаги... меняется размер правопритязаний к обязанному по бумаге лицу (равно как и пределы возможностей)" <12>. Статья 25 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что части акций (дробные акции) образуются, если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером непубличного общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно. Дробная акция предоставляет акционеру - ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет.
--------------------------------
<12> Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011.

2. В подп. 2 п. 1 комментируемой статьи раскрывается понятие выпуска ценных бумаг, которое взаимосвязано с определением эмиссионных ценных бумаг.
Выпуском эмиссионных ценных бумаг является совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих равные объем и сроки осуществления прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость <13> в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<13> Номинальная стоимость - это цена, изначально определяемая эмитентом при выпуске ценных бумаг и, как правило, указываемая на них. Номинальная стоимость может быть ниже или выше рыночной.

Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
Следует иметь в виду, что все виды эмиссионных ценных бумаг имеют номинальную стоимость, за исключением российской депозитарной расписки.
Обращаем ваше внимание, что с 11 мая 2020 г. Банк России упростил эмиссию и ввел электронную регистрацию выпусков ценных бумаг, что предусмотрено новой редакцией стандартов эмиссии ценных бумаг (Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг").
По новым правилам из эмиссионных документов исключается избыточная и дублирующая информация. Также сокращен перечень документов, требующих утверждения органами управления эмитента. Теперь допускается составление и раскрытие эмитентом проспекта ценных бумаг без регистрации, а также разрешается подписывать эмиссионные документы не только первым лицом компании-эмитента.
Кроме того, компания может представить в Банк России эмиссионные документы в электронном виде и получить электронную отметку об их регистрации.
Стандарты регулируют процедуру регистрации регистраторами выпусков акций, которые размещаются при учреждении акционерных обществ, а также с использованием инвестиционных платформ.
Вместе с тем Банк России впервые установил правила для эмитентов, планирующих выпускать "зеленые", социальные и инфраструктурные облигации. Институциональное выделение этих видов облигаций позволит в дальнейшем создавать регуляторные стимулы для их выпуска и приобретения.
3. Подпункт 3 п. 1 настоящей статьи раскрывает понятие дополнительного выпуска ценных бумаг. Под ним понимается совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска.
Ценные бумаги дополнительного выпуска, так же как и при начальном выпуске, размещаются на одинаковых условиях.
При дополнительном выпуске ценных бумаг оформляется отдельное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг.
4. Подпункт 4 п. 1 комментируемой статьи определяет регистрационный номер как цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг. Следует отметить, что регистрационный номер присваивается также при дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Обращаем внимание, что Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" внес серьезные изменения в правовую регламентацию эмиссии ценных бумаг.
Следует учитывать, что Стандарты эмиссии ценных бумаг, утвержденные Положением Банка России от 19 декабря 2019 г. N 706-П, не применяются к отношениям, связанным:
- с эмиссией ценных бумаг, выпуску (дополнительному выпуску) которых до 1 января 2020 г. присвоен государственный регистрационный номер или идентификационный номер;
- государственной регистрацией выпуска (выпусков) акций, размещенных при учреждении акционерного общества, если государственная регистрация акционерного общества - эмитента осуществлена до 1 января 2020 г.
Если выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг до 1 января 2020 г. присвоен государственный регистрационный номер или идентификационный номер, размещение таких ценных бумаг после 1 января 2020 г. должно осуществляться в соответствии с условиями размещения, определенными в решении о выпуске (дополнительном выпуске) указанных ценных бумаг, в соответствии с нормами:
- Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" для эмитентов, не являющихся кредитными организациями;
- Инструкции Банка России от 27 декабря 2013 г. N 148-И "О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации" для эмитентов, являющихся кредитными организациями.
Внесение изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспект ценных бумаг, условия выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций, выпуску (дополнительному выпуску) которых до 1 января 2020 г. присвоен государственный регистрационный номер или идентификационный номер, осуществляемое до завершения размещения ценных бумаг, осуществлялось в соответствии с нормами Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П для эмитентов, не являющихся кредитными организациями, или в соответствии с нормами Инструкции Банка России от 27 декабря 2013 г. N 148-И для эмитентов, являющихся кредитными организациями.
Внесение изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспект ценных бумаг, условия выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций, выпуску (дополнительному выпуску) которых до 1 января 2020 г. присвоен государственный регистрационный номер или идентификационный номер, осуществляемое после завершения размещения ценных бумаг, до вступления в силу Стандартов эмиссии ценных бумаг осуществлялось в соответствии с положениями комментируемого Закона в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ. В части вопросов, не урегулированных комментируемым Законом в указанной редакции, полагаем возможным руководствоваться применимыми нормами Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П для эмитентов, не являющихся кредитными организациями, или Инструкции Банка России от 27 декабря 2013 г. N 148-И для эмитентов, являющихся кредитными организациями.
Кроме того, требования Стандартов эмиссии ценных бумаг, связанные с запретом размещать ценные бумаги, с даты регистрации проспекта которых истек один год, не применяются в случае регистрации проспекта ценных бумаг до 1 января 2020 г. (допуска до 1 января 2020 г. биржевых облигаций к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций или присвоения биржей до 1 января 2020 г. идентификационного номера программе облигаций, если бирже для присвоения такого номера представлялся проспект облигаций). Размещение таких ценных бумаг допускается в течение установленного срока их размещения, но не более чем в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ (ч. 4 ст. 24 данного Закона), то есть до 1 января 2022 г. По истечении этого срока размещение (продолжение размещения) указанных ценных бумаг допускается при условии регистрации нового проспекта ценных бумаг.
В соответствии с комментируемым Законом и Стандартами эмиссии ценных бумаг регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг должна осуществляться Банком России (государственная регистрация), а также в определенных настоящим Федеральным законом случаях, - регистрирующей организацией при условии заключения эмитентом договора с такой регистрирующей организацией.
Регистратором в соответствии с п. 1 ст. 20.1 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к ст. 20.1) может осуществляться регистрация:
- выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ;
- выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы.
Данные положения не распространяются на кредитные организации, а также на некредитные финансовые организации, решение о государственной регистрации которых в соответствии с федеральными законами должно приниматься Банком России.
Биржей осуществляется регистрация выпусков (дополнительных выпусков) биржевых облигаций, а также может осуществляться регистрация выпусков российских депозитарных расписок. Центральным депозитарием осуществляется регистрация выпусков (дополнительных выпусков) коммерческих облигаций.
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг, присвоение выпускам ценных бумаг регистрационных номеров, рассмотрение (предварительное рассмотрение) и государственная регистрация документов осуществляются в Банке России уполномоченным департаментом или территориальными учреждениями Банка России.
5. В подп. 5 п. 1 комментируемой статьи дается понятие владельца ценной бумаги.
Под владельцем ценной бумаги понимается лицо, указанное в учетных записях (записях по лицевому счету или счету депо) в качестве правообладателя бездокументарных ценных бумаг, либо лицо, которому документарные ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.
Данное понятие полностью согласуется с концепцией ст. 128 ГК РФ, четко определившей, что вещное право может быть распространено только на документарные ценные бумаги, а бездокументарные ценные бумаги относятся к иному имуществу.
Иные вещные права - это право хозяйственного ведения, право оперативного управления и сервитуты. Такие институты для рынка ценных бумаг нехарактерны. Ценные бумаги, как правило, не являются объектом права хозяйственного ведения, права оперативного управления и, разумеется, не могут быть объектом сервитута.
Собственник может передавать ценные бумаги в управление брокеру или управляющему. Отношения между собственником ценных бумаг и брокером имеют договорную природу. Управление ценными бумагами является видом доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК РФ) и не относится к ограниченным вещным правам. Кроме того, собственник передает ценные бумаги на хранение депозитарию на основании договора о счете депо.
6. В рамках подп. 6 п. 1 комментируемой статьи раскрывается понятие лиц, осуществляющих права по ценным бумагам. Под ними понимаются владельцы ценных бумаг и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами или их личным законом от своего имени осуществляют права по ценным бумагам.
Например, условием договора залога ценных бумаг может быть предусмотрено, что права по заложенным ценным бумагам осуществляет залогодержатель. Вместе с тем следует учитывать, что запись об обременении должна содержать информацию об этом. В таком случае в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, включается информация о залогодержателе, который осуществляет указанные права от своего имени.
7. Подпункт 7 п. 1 комментируемой статьи содержит определение эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Эмитент - это субъект, который несет обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Эмитентами могут выступать следующие субъекты:
- юридическое лицо - организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ);
- исполнительный орган государственной власти - высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство РФ. Возглавляемую им систему органов исполнительной власти Российской Федерации составляют федеральные министерства, службы и агентства (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (см. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");
- орган местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Юридическое лицо несет обязательства перед владельцами ценных бумаг от своего имени, а исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления - от имени публично-правового образования.
Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг определяются в соответствии со ст. 121.1 БК РФ.
Эмитентами государственных (муниципальных) ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных указанными ценными бумагами.
Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство РФ либо уполномоченное Правительством РФ Министерство финансов РФ.
Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ, наделенные законом субъекта РФ правом на осуществление государственных заимствований субъекта РФ.
Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.
Эмитент - субъект рынка ценных бумаг, который удовлетворяет спрос на инвестиционный капитал. Право выпускать (выдавать) ценные бумаги определенного вида законодатель ставит в зависимость:
- от организационно-правовой формы эмитента (акция, опцион эмитента) либо от его специального статуса (государственная и муниципальная облигация, облигация банка России);
- от наличия у субъекта специального разрешения для осуществления определенных видов деятельности (облигация с ипотечным покрытием, биржевая облигация, жилищный сертификат, российская депозитарная расписка, инвестиционный пай, ипотечный сертификат участия) <14>.
--------------------------------
<14> См.: Рогалева М.А. Особенности правового положения лиц, участвующих в деле о защите прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг // Право и экономика. 2010. N 11. С. 53 - 54.

8. В подп. 8 п. 1 комментируемой статьи определяется понятие специализированного общества, которым признается хозяйственное общество, которое соответствует установленным главой 3.1 комментируемого Закона требованиям (см. подробнее комментарий к ст. ст. 15.1 - 15.4).
К специализированным обществам в комментируемом Законе относятся:
1) специализированное финансовое общество (СФО), которое создается в целях приобретения имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, а также осуществления эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований;
2) специализированное общество проектного финансирования (СОПФ), которое создается в целях финансирования долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с осуществлением такого проекта, приобретения иного имущества и осуществления эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.
Данная новая для российского права категория является широко обсуждаемой в научной среде. Е.А. Суханов, в частности, отмечает, что в силу специфики правового регулирования специализированных обществ они выпадают из закрытого перечня коммерческих корпораций, предусмотренного п. 2 ст. 50 ГК РФ, так как формально их особый гражданско-правовой статус остается за рамками прямого действия основных актов отечественного корпоративного законодательства <15>.
--------------------------------
<15> См.: Суханов Е.А. Предпринимательские корпорации в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 5 - 13.

А.В. Белицкая, считая создание специальных субъектов предпринимательской деятельности путем уточнения правового статуса юридических лиц, созданных в традиционных организационно-правовых формах, эффективным методом решения задачи развития рыночной экономики, выделяет следующие особенности правового статуса специализированных обществ, которые позволяют считать их специальным субъектом предпринимательской деятельности:
1) имеют целевую правоспособность, установленную законом (ст. 15.1 комментируемого Закона) и уставом специализированного общества;
2) для корпоративного управления в специализированных обществах характерен повсеместный контроль кредиторов и владельцев облигаций за всеми решениями, которые принимаются обществом;
3) СФО не имеет штата работников и не вправе заключать трудовые договоры, а СОПФ может отказаться от наличия штата работников;
4) определенными особенностями обладают создание, реорганизация и ликвидация специализированного общества (ст. 15.2 комментируемого Закона). Деятельность специализированного общества не лицензируется, они не являются членами саморегулируемых организаций;
5) фирменное наименование специализированного общества должно содержать слова "специализированное финансовое общество" или "специализированное общество проектного финансирования";
6) оплата акций специализированного общества осуществляется только деньгами. Кроме того, оно не вправе принимать решение об уменьшении своего уставного капитала <16>.
--------------------------------
<16> Подробнее см.: Специализированное общество как специальный субъект предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2015. N 3. С. 23 - 29.

9. Подпункт 9 п. 1 комментируемой статьи содержит понятие эмиссии ценных бумаг, которой посвящена гл. 5 комментируемого Закона.
Эмиссией является установленная настоящим Федеральным законом последовательность связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг действий эмитента и иных лиц.
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
3) регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Подробнее о процедуре эмиссии см. комментарий к ст. 19.
По замечанию Банка России, изложенному в информационном письме от 10 марта 2020 г. N ИН-06-28/14 "Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг после 01.01.2020", последовательность действий эмитента, наличие или отсутствие того или иного этапа эмиссии ценных бумаг могут быть установлены только положениями комментируемого Закона, но не уставом эмитента или его внутренними документами.
Процедура эмиссии ценных бумаг регламентируется также Положением Банка России от 19 декабря 2019 г. N 706-П.
10. Подпункт 10 п. 1 комментируемой статьи раскрывает понятие акции.
Акция является корпоративной ценной бумагой. Владельцем акции является акционер - участник акционерного общества. Деятельность акционерных обществ регулируется нормами главы 4 ГК РФ об акционерных обществах и ФЗ "Об акционерных обществах").
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (п. 1 ст. 2 ФЗ "Об акционерных обществах").
Законодатель определяет акцию как эмиссионную ценную бумагу (см. п. 1 комментария к настоящей статье), закрепляющую совокупность следующих прав ее владельца (акционера):
1) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов;
2) на участие в управлении акционерным обществом;
3) на часть имущества, остающегося после ликвидации акционерного общества.
Аналогичное содержание прав, закрепляемых акцией, предусмотрено в п. п. 1, 2 ст. 31 ФЗ "Об акционерных обществах", при этом право на участие в управлении акционерным обществом охарактеризовано более детально: акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с данным Федеральным законом и уставом общества: участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества. Данный перечень прав, предоставляемых акционерам, является традиционным для участников любых корпораций. В ФЗ "Об акционерных обществах" права акционеров определяются более детально, а наиболее конкретно они закрепляются в уставе общества.
Согласно ст. 11 данного Федерального закона в уставе акционерного общества должны быть закреплены количество, номинальная стоимость, категория (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом, а также права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа).
Акции в акционерном обществе делятся на два типа: обыкновенные и привилегированные. Согласно ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах" общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Привилегированные акции отличаются тем, что дают их владельцам право на первоочередное получение дивидендов по фиксированной ставке вне зависимости от уровня прибыли, полученной акционерным обществом в данном периоде. Владелец привилегированных акций обладает также преимущественным правом на получение доли имущества ликвидируемой акционерной компании <17>. При этом акционеры - владельцы привилегированных акций общества по общему правилу не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено прямо положениями ФЗ "Об акционерных обществах". Если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, в нем должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. В целом совокупность прав акционеров - владельцев привилегированных акций общества определяется ст. 32 ФЗ "Об акционерных обществах". Также в уставе акционерного общества могут быть предусмотрены один или несколько типов привилегированных акций, предоставляющих помимо или вместо прав, предусмотренных указанной статьей, право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров, преимущественное право приобретения размещаемых обществом акций определенных категорий (типов) и иные дополнительные права.
--------------------------------
<17> См.: Привилегированная акция / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

Согласно нормам ст. 102 ГК РФ и ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах" номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций общества может различаться, причем стоимость привилегированных акций не может быть ниже стоимости обыкновенных.
Одинаковыми в любом случае должны быть:
1) номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества;
2) номинальная стоимость привилегированных акций одного типа и объем предоставляемых ими прав.
Понятие дивиденда раскрывается в ст. 43 НК РФ: дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Не признаются дивидендами:
1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.
Порядок выплаты акционерным обществом дивидендов установлен ст. 42 ФЗ "Об акционерных обществах", а ограничения на их распределение - ст. 43 указанного Федерального закона и ст. 102 ГК РФ.
Общество вправе принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года и (или) по результатам отчетного года, если иное не установлено данным Федеральным законом, в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества, то есть прибыль после налогообложения. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.
Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды: 1) до полной оплаты всего уставного капитала; 2) если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов; 3) в иных случаях, предусмотренных ст. 43 ФЗ "Об акционерных обществах".
Право на участие в управлении акционерным обществом является основным правом, удостоверяемым акцией. Как уже отмечалось, ФЗ "Об акционерных обществах" более конкретно говорит о праве акционера участвовать в общем собрании акционер
Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!