Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 8.6-1. Порядок предоставления информации держателями реестра, номинальным держателем или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги

Комментарий к статье 8.6-1

1. Комментируемая статья является новой в рамках настоящего Федерального закона. Данная статья, посвященная порядку предоставления информации держателями реестра, номинальным держателем или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги, была введена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
О номинальном держателе ценных бумаг см. комментарий к ст. 8.3.
Банком России в письме от 8 апреля 2016 г. N ИН-015-54/22 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" разъясняется, что в настоящей статье определены:
1) круг субъектов, на которых распространяется данная статья:
- держатели реестра - лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (см. комментарий к ст. 8);
- номинальные держатели - депозитарии, на лицевом счете (счете депо) которых учитываются права на ценные бумаги, принадлежащие иным лицам (см. п. п. 1, 2 комментария к ст. 8.3);
- лица, осуществляющие централизованный учет прав на ценные бумаги (см. комментарий к ст. 7);
2) непосредственно предмет регулирования в части определения особенностей деятельности отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
При этом ст. 8.6-1 устанавливает лишь общий порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг при предоставлении информации в отношении учитываемых ими ценных бумаг и только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Положения указанной статьи не распространяются на порядок осуществления прав по ценным бумагам или получения выплат по соответствующим ценным бумагам.
Согласно п. 1 настоящей статьи и информационному письму Банка России от 14 июля 2016 г. N ИН-01-33/52 "О применении федеральных законов" держатель реестра и указанные лица обязаны предоставить по требованию эмитента ценных бумаг (лица, обязанного по ценным бумагам), Банка России список владельцев ценных бумаг, составленный на дату, определенную в требовании.
При этом эмитент правомочен заявить указанное требование только при условии, что предоставление такого списка необходимо ему для исполнения обязанностей, предусмотренных федеральными законами. Основания для запроса эмитентом списка владельцев ценных бумаг названы в письме Банка России от 29 мая 2014 г. N 015-55-4/4158 в разделе 3 и аналогичны случаям, к которым отсылает п. 5 ст. 8.6 настоящего Закона (см. п. 6 комментария к ст. 8.6).
Следует учитывать, что требование эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) о предоставлении списка владельцев ценных бумаг направляется только держателю реестра или лицу, осуществляющему обязательное централизованное хранение ценных бумаг.
Настоящим пунктом также определяется срок предоставления списка, составляющий не более 15 рабочих дней с даты получения требования. Если дата, определенная в требовании, наступает позднее дня его получения, то список представляется в течение 15 рабочих дней со дня наступления этой даты.
2. Пунктом 2 настоящей статьи определяются требования к содержанию сведений, которые должны быть указаны в списке владельцев ценных бумаг. Представленный перечень включаемых в список сведений является подробным и исчерпывающим.
В частности, в списке владельцев эмиссионных ценных бумаг должны быть указаны следующие сведения:
- позволяющие идентифицировать ценные бумаги (включая вид, категорию (тип) ценных бумаг);
- позволяющие идентифицировать эмитента (лицо, обязанное по ценным бумагам);
- о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, и о лицах, в интересах которых указанные лица осуществляют права по ценным бумагам <73>, сведения, позволяющие идентифицировать указанных лиц, и количество принадлежащих им ценных бумаг;
- о лицах, права на ценные бумаги которых учитываются на казначейском лицевом счете (казначейском счете депо) эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), на депозитном лицевом счете (депозитном счете депо), на иных счетах, предусмотренных другими федеральными законами, если указанные лица не осуществляют права по ценным бумагам, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанных лиц, и количество принадлежащих им ценных бумаг;
- международный код идентификации лица, осуществляющего учет прав на ценные бумаги (в том числе иностранного номинального держателя ценных бумаг и иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги);
- о лицах, которые не предоставили в соответствии с комментируемым Законом информацию для составления списка владельцев ценных бумаг, а также о количестве ценных бумаг, в отношении которых такая информация не предоставлена, и о количестве ценных бумаг, учтенных на счетах неустановленных лиц.
--------------------------------
<73> Следует учитывать, что в список владельцев ценных бумаг не включаются сведения о лицах, в интересах которых осуществляются права по ценным бумагам, при условии, что лицом, осуществляющим права по ценным бумагам, является управляющая компания паевого инвестиционного фонда или иностранная организация, которая в соответствии с ее личным законом относится к схемам коллективного инвестирования и (или) к схемам совместного инвестирования как с образованием, так и без образования юридического лица, если число участников таких иных схем совместного инвестирования превышает 50.

Следует учитывать, что согласно п. 2.1 настоящей статьи не включаются в список владельцев ценных бумаг сведения о лицах, в интересах которых осуществляются права по ценным бумагам, если в требовании, предусмотренном п. 1 комментируемой статьи, отсутствует указание на необходимость предоставления таких сведений.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрен механизм предоставления информации для составления списков владельцев ценных бумаг депозитарию либо держателю реестра в тех случаях, когда зарегистрированные лица и депоненты являются номинальными держателями, иностранными номинальными держателями или лицами, которым открыт счет депо депозитарных программ.
В этом случае держатель реестра и депозитарий при получении требования о предоставлении списка владельцев эмиссионных ценных бумаг имеют право затребовать необходимую для составления списка информацию у своих зарегистрированных лиц и депонентов соответственно.
В п. 4 комментируемой статьи с учетом разъяснений, данных в письме Банка России от 14 июля 2016 г. N ИН-01-33/52, определяются корреспондирующие обязанности номинального держателя ценных бумаг. Он должен представить лицу, у которого ему открыт лицевой счет (счет депо) номинального держателя ценных бумаг, по его требованию информацию для составления на определенную в требовании дату списка владельцев ценных бумаг.
Соответственно, с момента предъявления такого требования уполномоченным лицом к депозитарию последний приобретает право требовать от своих депонентов предоставления информации для составления указанного списка.
Согласно п. 5 настоящей статьи лицо, осуществляющее права по ценным бумагам в интересах других лиц, также обязано по требованию держателя реестра или депозитария, которые осуществляют учет прав на ценные бумаги такого лица, представлять информацию для составления списка владельцев ценных бумаг.
Обращаем внимание на то, что комментируемая статья с 1 января 2021 г. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ дополняется новым п. 5.1, предусматривающим обязанность оператора информационной системы, в которой осуществлен выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по таким ценным бумагам, представить информацию для составления списка владельцев ценных бумаг об обладателях соответствующих цифровых финансовых активов в объеме, необходимом для составления такого списка. Предоставление необходимой информации осуществляется только при направлении соответствующего требования держателя реестра или депозитария, в котором открыт лицевой счет (счет депо) цифровых финансовых активов.
4. Номинальный держатель, лицо, осуществляющее обязательное централизованное хранение ценных бумаг, и держатель реестра несут ответственность за непредставление предусмотренного в комментируемой статье списка владельцев ценных бумаг либо включение в него недостоверной и неполной информации.
В п. 6 комментируемой статьи определяются условия освобождения указанных субъектов от ответственности. Это возможно только в следующих случаях:
1) непредставление номинальным держателем, лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги, либо держателем реестра информации произошло по причине непредставления им информации зарегистрированными лицами и депонентами;
2) зарегистрированными лицами и депонентами была предоставлена недостоверная и неполная информация.
5. Пунктом 7 настоящей статьи устанавливается электронная форма передачи сведений номинальными держателями держателю реестра или номинальными держателями и иностранными номинальными держателями для исполнения своих обязанностей по формированию списка владельцев ценных бумаг лицу, осуществляющему централизованный учет прав на ценные бумаги. Такие сведения для формирования списка владельцев ценных бумаг предоставляются в форме электронных документов.
По нашему мнению, к данному документообороту могут быть применены правила, определенные Приказом ФСФР России от 8 декабря 2005 г. N 05-77/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов".

Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!