Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 50.1. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая форекс-дилеров

Комментарий к статье 50.1

1. Комментируемая статья посвящена СРО в сфере финансового рынка, объединяющим форекс-дилеров.
Статья 4 комментируемого Закона дает определение дилерской деятельности, которой признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером.
В то же время на финансовом рынке действует особый профессиональный субъект - форекс-дилер, к которому предъявляются определенные условия, позволяющие ему стать участником финансового рынка (см. комментарий к ст. 4.1).
Следует указать, что Форекс (в пер. с англ. FOReign EXchange - "зарубежный обмен") - это рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам.
Деятельность форекс-дилера сводится к заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:
1) договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар;
2) двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает и кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре.
Существенным условием договора является предоставление форекс-дилером физическому лицу возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.
Таким образом, форекс-дилером является компания, которая торгует с инвестором, а не предоставляет инвестору возможность по выходу на рынок Форекс.
Важным моментом является добросовестность форекс-дилера, в связи с чем к нему предъявляется ряд законодательных требований:
- юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории России;
- размер собственных средств по общему правилу должен составлять от 100 млн руб.;
- необходима лицензия на осуществление деятельности форекс-дилера;
- необходимо вступление в СРО в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров;
- запрещено совмещать деятельность форекс-дилера с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также другой деятельностью;
- программно-технические средства должны быть расположены на территории РФ;
- необходимо наличие сайта, доменное имя которого должно быть зарегистрировано на компанию (дополнительно форекс-дилер должен размещать на сайте информацию о положительных и об отрицательных финансовых результатах инвесторов, заключивших с ним договор);
- форекс-дилер должен соответствовать требованиям, предъявляемым к органам управления и работникам форекс-дилера как профессионального участника рынка ценных бумаг.
Важным признается момент приобретения статуса форекс-дилера, который дает ему право заниматься данным видом профессиональной деятельности и отсчитывается с даты вступления в соответствующую СРО в сфере финансового рынка.
Особенностью таких СРО является тот факт, что согласно п. 1 настоящей статьи членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, могут быть только форекс-дилеры.
Примером СРО, объединяющей форекс-дилеров, является Некоммерческая саморегулируемая организация "Ассоциация форекс-дилеров (АФД)" <228>, внесенная Банком России в реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка 12 октября 2016 г.
--------------------------------
<228> URL: https://sroafd.ru/ (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

Ассоциация создана в целях:
- развития финансового рынка Российской Федерации, содействия созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы России и обеспечения ее стабильности;
- реализации экономической инициативы профессиональных участников рынка ценных бумаг - форекс-дилеров;
- защиты и представления интересов форекс-дилеров в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, судах и международных организациях.
Членами АФД сейчас являются 4 организации, осуществляющие деятельность форекс-дилеров и имеющие соответствующую лицензию: Финам Форекс, ВТБ Форекс, ПСБ-Форекс, Альфа-форекс <229>.
--------------------------------
<229> URL: https://sroafd.ru/chlenstvo-v-afd/reestr-chlenov.html (дата обращения: 1 июля 2020 г.).

2. Одной из важных функций Банка России является установление порядка формирования компенсационного фонда СРО, объединяющей форекс-дилеров, а также порядка выплаты компенсаций из компенсационного фонда.
Процедура формирования компенсационного фонда форекс-дилеров определена указанием Банка России от 13 сентября 2015 г. N 3796-У "О требованиях к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации форекс-дилеров, а также о порядке и условиях компенсационных выплат", в котором в соответствии с п. 2 настоящей статьи прямо предусмотрена цель создания такого фонда - возмещение убытков клиентам - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, которые причинены им в результате несостоятельности (банкротства) членов СРО форекс-дилеров.
Компенсационный фонд СРО форекс-дилеров рассчитывается путем умножения количества членов СРО форекс-дилеров на размер взноса каждого члена СРО форекс-дилеров в компенсационный фонд. Комментируемой статьей размер такого взноса установлен в сумме 2 млн рублей. Предусмотрен инструмент пополнения средств данного фонда в случае нехватки средств компенсационного фонда для осуществления выплат посредством внесения дополнительных взносов. При этом возбуждение в отношении форекс-дилера СРО процедуры банкротства и открытие конкурсного производства не исключает его обязанности принять участие в формировании дополнительных взносов в компенсационный фонд СРО.
Выплаты клиентам форекс-дилера производятся за счет средств формируемого компенсационного фонда при открытии конкурсного производства члена СРО. Прежде чем их производить, СРО должна удостовериться в банкротстве форекс-дилера и лишь после в течение 30 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда открыть реестр компенсационных выплат соответствующего форекс-дилера, который должен содержать следующую информацию о клиентах:
- фамилию, имя, отчество;
- адрес места жительства;
- основание осуществления компенсационных выплат;
- сумму основного долга, общую сумму требований, а также сумму погашенных требований в соответствии с выпиской из реестра требований кредиторов по каждому клиенту;
- размер компенсаций, подлежащий выплате;
- размер и дату выплаченных компенсаций.
Реестр хранится на протяжении всего срока осуществления деятельности СРО.
В указанные выше сроки СРО информирует на своем официальном сайте о банкротстве форекс-дилера.
Основанием для включения клиента в реестр компенсационных выплат являются:
- поданное им заявление, в котором указаны данные о клиенте, сведения о предпочтительном способе получения компенсационных выплат, банковские реквизиты либо почтовый адрес, по которым должны быть направлены компенсационные выплаты;
- выписка из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований;
- копия решения арбитражного суда.
После проверки и подтверждения достоверности поданных документов СРО принимается решение о включении клиента в реестр компенсационных выплат по данному форекс-дилеру. Внесение в реестр является основанием для выплат средств из компенсационного фонда. Непосредственно выплаты производятся в валюте РФ в течение двух рабочих дней с даты закрытия реестра компенсационных выплат.
При этом предусмотрен механизм, действующий в случае недостаточности средств компенсационного фонда для погашения задолженности перед клиентами:
- в течение 2 рабочих дней с даты закрытия реестра компенсационных выплат СРО форекс-дилеров осуществляет перевод денежных средств клиентам в размере, рассчитанном исходя из общего размера компенсационного фонда на день закрытия реестра компенсационных выплат, пропорционально размеру денежных средств, подлежащих возврату клиентам;
- СРО форекс-дилеров направляет требование о формировании дополнительных выплат в компенсационный фонд, которое должно быть исполнено не позднее чем через 120 рабочих дней. В течение 2 рабочих дней со дня перечисления денежных средств форекс-дилерами в компенсационный фонд в рамках исполнения данного требования СРО осуществляет компенсационные выплаты клиентам за вычетом ранее выплаченных денежных средств;
- в случае если после истечения 120 рабочих дней с момента направления требования о формировании дополнительных выплат в компенсационный фонд средств компенсационного фонда недостаточно для осуществления выплат клиентам, выплаты производятся в размере, рассчитанном исходя из общего размера компенсационного фонда на указанную дату пропорционально размеру денежных средств, подлежащих возврату клиентам.
В случае несостоятельности (банкротства) двух и более членов СРО форекс-дилеров закрытие реестра компенсационных выплат по следующему форекс-дилеру осуществляется по истечении 10 рабочих дней с даты осуществления компенсационных выплат клиентам предыдущего форекс-дилера.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает требования к внутренним документам СРО в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, направленные на обеспечение компенсационных выплат в случае несостоятельности (банкротства) организации. В них должны устанавливаться:
1) обязанность такой СРО по осуществлению компенсационных выплат, предусмотренных комментируемым Законом;
2) субсидиарная ответственность СРО по соответствующим обязательствам в отношении членов такой СРО.
Порядок формирования компенсационного фонда был раскрыт в п. 2 комментария к настоящей статье.
О необходимости принятия внутреннего документа, устанавливающего обязанность СРО по осуществлению компенсационных выплат, говорится также в указании Банка России от 25 января 2017 г. N 4270-У "О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими форекс-дилеров, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также о перечне операций (содержании видов деятельности) форекс-дилеров на финансовом рынке, подлежащих стандартизации".
В п. 4 данного документа закреплено, что разрабатываемый СРО в обязательном порядке базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, должен содержать минимальный объем информации о компенсационных выплатах из средств компенсационного фонда, включая порядок очередности удовлетворения требований, а также дополнительные основания для осуществления таких выплат.
4. В п. 9 комментируемой статьи закреплено, что финансовая отчетность СРО на финансовом рынке, включающая годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс, подлежит обязательному аудиту.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится ежегодно в отношении субъектов, которые перечислены в ч. 1 ст. 5 указанного Закона. СРО подпадает под действие указанного Закона на основании п. 6 ч. 1 ст. 5.
По результатам проведения такого аудита аудируемому лицу выдается аудиторское заключение, которое представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей отчетности аудируемой организации, содержащий мнение аудиторов о достоверности отчетности. Требования к форме и содержанию аудиторского заключения содержатся в ст. 6 указанного Закона.
Более того, в обязанность СРО входит размещение на своем официальном сайте указанной отчетности и результатов ее аудита за последние три года. Срок такого размещения регламентирован ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и составляет 30 дней с момента утверждения указанных документов общим собранием членов СРО.
Лишь по истечении 3 лет у СРО появляется право удалить соответствующую информацию. Обязанность по информированию о финансовом состоянии организации позволяет исследовать динамику ее экономической деятельности и дает потенциальным участникам возможность сделать обоснованный выбор в пользу вступления в членство той или иной саморегулируемой организации.
5. Пункт 12 комментируемой статьи закрепляет за СРО, объединяющими форекс-дилеров, в продолжение рассмотренных выше положений обязанности по:
1) разработке базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, содержащего в том числе:
- порядок и условия осуществления компенсационных выплат (см. п. п. 2 и 3 комментария к настоящей статье);
- правила рекламы услуг форекс-дилеров;
2) разработке методических рекомендаций по аттестации специалистов организаций - членов СРО в сфере финансового рынка;
3) осуществлению иных функций, установленных ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормативными актами Банка России и уставом СРО в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров.
Следует подчеркнуть, что саморегулирование в сфере финансового рынка рассматривается законодателем как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль за их соблюдением (п. 2 ст. 1 ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка").
Как уже отмечалось, в п. 1 указания Банка России от 25 января 2017 г. N 4270-У подчеркивается обязанность СРО разработать базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, а также другие стандарты, направленные на регламентацию управления рисками; корпоративного управления; совершения операций на финансовом рынке.
В базовом стандарте защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг должны содержаться условия о:
- минимальном объеме предоставляемой форекс-дилером информации, включая данные о компенсационных выплатах из средств компенсационного фонда;
- порядке предоставления форекс-дилером информации получателям финансовой услуги;
- правилах взаимодействия форекс-дилера с получателем финансовой услуги;
- минимальных стандартах обслуживания получателей финансовых услуг, касающиеся доступности и материального обеспечения офисов, доступности сайтов форекс-дилеров;
- правилах рекламы услуг форекс-дилера;
- требованиях к работникам форекс-дилера, осуществляющим непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг;
- порядке рассмотрения форекс-дилером обращений получателей финансовой услуги;
- формах реализации права получателя финансовых услуг на досудебный (внесудебный) порядок разрешения споров;
- порядке осуществления контроля за соблюдением требований базового стандарта; условиях и порядке применения базового стандарта.
Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих форекс-дилеров, размещен в специальном разделе официального сайта Ассоциации форекс-дилеров <230>. Базовый стандарт утвержден решением Комитета финансового надзора Банка России (протокол N КФНП-1 от 10 января 2019 г.).
--------------------------------
<230> URL: https://sroafd.ru/standarty/vnutrennie-standarty.html (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

6. Согласно п. 13 настоящей статьи к числу обязанностей СРО в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, относится создание специального подразделения, в функционал которого входит проведение проверок членов СРО в части соотнесения размера средств физических лиц, которые размещены на их номинальных счетах, и размера собственных средств форекс-дилеров.
Требования к размеру собственных средств форекс-дилера установлены п. 5 ст. 4.1 комментируемого Закона. По общему правилу он должен составлять не менее 100 млн рублей, но подлежит увеличению, если размер находящихся на номинальном счете (счетах) форекс-дилера денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, превышает 150 млн рублей (см. п. 4 комментария к ст. 4.1).
В качестве примера реализации комментируемых положений рассмотрим Положение о Комиссии АФД по осуществлению мониторинга соотношения находящихся на номинальном счете (счетах) членов АФД денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к размеру собственных средств члена АФД <231>.
--------------------------------
<231> Положение утверждено решением Коллегии АФД (протокол N 38 от 14 августа 2019 г.) // Официальный сайт Ассоциации форекс-дилеров (АФД). URL: https://sroafd.ru/wp-content/uploads/2019/08/Polozhenie-o-Komissii-AFD-po-monitoringu-denezhnyh-sredstv-na-utv.-14.08.2019-itog.pdf (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

В рамках реализации поставленной цели Комиссией осуществляются следующие мероприятия:
- создание механизма мониторинговых мероприятий в отношении номинального счета (счетов) членов АФД;
- разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа информации;
- своевременное выявление несоответствия размера собственных средств членов АФД средствам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, находящимся на номинальном счете (счетах) члена АФД;
- своевременное принятие необходимых мер в целях соблюдения требований ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и комментируемого Закона.
Работа по мониторингу должна проводиться в следующем порядке:
1) определяется размер денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на номинальном счете (счетах) члена СРО;
2) если размер денежных средств превышает заявленные в комментируемом Законе показатели (150 млн руб. согласно п. 5 ст. 4.1), то в адрес члена СРО направляется письменное требование о приведении размера собственных средств в соответствие с требованиями, установленными комментируемым Законом, в течение 6 месяцев со дня определения членом СРО размера денежных средств;
3) проводится контроль выполнения направленного требования.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!