Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 49. Права саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

Комментарий к статье 49

1. Комментируемая статья посвящена саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Правовую основу создания саморегулируемых организаций (СРО) составляет ГК РФ, который в п. 1 ст. 123.8 устанавливает, что ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), СРО и их объединения.
Таким образом, статус СРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с нормами ГК РФ, а также Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в том числе для достижения социальных, образовательных, научных и управленческих целей, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов (п. 2 ст. 2).
Специальный акт - ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", вступивший в силу с 11 января 2016 г., определяет саморегулирование в сфере финансового рынка как самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями, и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов (п. 2 ст. 1).
В доктрине можно встретить несколько точек зрения по данному вопросу.
В частности, О.Н. Максимович определяет саморегулирование как "проявление гражданско-правовой диспозитивности, в рамках которой субъект гражданского права может не только по своему усмотрению участвовать в правореализационных процедурах, но и в определенных пределах создавать правила поведения, т.е. осуществлять гражданско-правовое саморегулирование" <220>.
--------------------------------
<220> Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 6.

П.В. Крючкова отмечает, что саморегулирование - это институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются, адаптируются и изменяются легитимные (не противоречащие установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, и объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора (контролера) <221>.
--------------------------------
<221> См.: Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 12, 13. Цит. по: Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013. С. 9.

Саморегулирование стало во многом противопоставлением лицензированию отдельных сфер деятельности, примером чего можно назвать аудиторскую и строительную сферу. В данном случае саморегулирование в большей степени представляет собой отход от тотального государственного регулирования, отражая противопоставление частных и публичных интересов в сфере финансовых рынков.
В мировой практике сложились две фундаментальные концепции регулирования рынка, основанные на:
- приоритете государственного регулирования с передачей небольшой части полномочий саморегулируемым организациям - концепция "rule-based" (США);
- главенствующей роли саморегулирования, которое в исключительных случаях корректируется органами государственной власти - концепция "principle-based" (Великобритания) <222>.
--------------------------------
<222> См. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как экономическое и правовое явление // Журн. рос. права. 2011. N 5. С. 52, 54.

До принятия ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" законодатель исходил из принципа добровольного членства финансовых организаций в СРО.
В настоящее время участие в СРО поставлено в качестве условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и к таким организациям предъявляются соответствующие требования, установленные ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", комментируемым Законом (в отношении СРО форекс-дилеров), а также нормативными актами Банка России.
СРО необходимо разработать для последующего применения ряд документов, регламентирующих деятельность СРО и детализирующих нормы ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка". Указанием Банка России от 30 мая 2016 г. N 4026-У утверждены перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, базовых стандартов и требования к их содержанию, а также перечень операций (содержание видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций.
О требованиях к деятельности СРО форекс-дилеров см. комментарий к ст. 50.1.
Законодатель в ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" четко сформулировал цели деятельности таких СРО, а именно:
1) развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ и обеспечения ее стабильности;
2) реализация экономической инициативы членов СРО;
3) защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.
На Банк России возложена обязанность по ведению единого реестра СРО в сфере финансового рынка (ст. 26), в который включаются следующие сведения об организации:
- ОГРН, ИНН, наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона СРО;
- сведения о руководителе СРО;
- сведения об официальном сайте СРО в сети Интернет;
- сведения о членах СРО;
- вид (виды) деятельности, в отношении которого (которых) осуществляется саморегулирование в сфере финансового рынка;
- дата (даты) приобретения статуса СРО по каждому виду деятельности, в отношении которого осуществляется саморегулирование в сфере финансового рынка;
- сведения о членах СРО.
Важным для СРО является момент приобретения статуса такой организации. Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" некоммерческая организация приобретает статус СРО со дня внесения сведений о ней в единый реестр СРО в сфере финансового рынка. Решение о внесении сведений о некоммерческой организации в указанный реестр принимается Банком России в течение 30 календарных дней, следующих за днем представления ей всех необходимых документов. Срок принятия указанного решения может быть продлен Банком России, но не более чем на 30 календарных дней, о чем некоммерческая организация должна быть уведомлена в письменной форме в течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия такого решения. В случае несоответствия представленных документов организации может быть отказано во включении в единый реестр (п. 10 ст. 3 ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка").
По данным Банка России <223>, в единый реестр включены 24 СРО в сфере финансового рынка, из них 4 объединяют профессиональных участников рынка ценных бумаг (НАУФОР, ПАРТАД, Национальная лига управляющих, Национальная фондовая ассоциация). Отдельно выделяются СРО в сфере финансового рынка, объединяющие форекс-дилеров (см. комментарий к ст. 50.1 и 50.2): аккредитована одна такая организация - Ассоциация форекс-дилеров.
--------------------------------
<223> URL: https://cbr.ru/registries/sro/ (дата обращения: 1 июля 2020 г.).

2. Комментируемой статьей предусмотрены следующие права СРО в сфере финансового рынка:
1) осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
2) принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты в случае, если СРО в сфере финансового рынка является аккредитованной Банком России.
Так, к примеру, НАУФОР, являясь крупной СРО на финансовом рынке, осуществляет аттестацию специалистов финансового рынка по всем видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании аккредитации, выданной Банком России, и выдает аттестаты специалиста финансового рынка после успешной сдачи базового экзамена (основы рынка ценных бумаг) и соответствующего специализированного экзамена по направлению:
- брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность форекс-дилера;
- деятельность организатора торговли и клиринговая деятельность;
- ведение реестра владельцев ценных бумаг;
- депозитарная деятельность;
- управление паевыми инвестиционными фондами;
- деятельность спецдепозитария;
- деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.
Также НАУФОР осуществляет обучение по внутреннему контролю в целях противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма <224>.
--------------------------------
<224> См.: Официальный сайт НАУФОР. URL: http://www.naufor.ru/ (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

На сегодняшний день участниками НАУФОР являются 487 членов, из них 10 ассоциированных (финансовые организации, являющиеся членами другой СРО того же вида, а также иные лица) <225>.
--------------------------------
<225> Реестр членов НАУФОР // Официальный сайт НАУФОР. URL: http://www.naufor.ru/tree.asp?n=13092 (дата обращения: 1 июля 2020 г.).

Аккредитация СРО в сфере финансового рынка проводится в порядке, предусмотренном указанием Банка России от 23 апреля 2015 г. N 3627-У "Об условиях и порядке аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка". Реестр аккредитованных организаций приведен на сайте Банка России <226>.
--------------------------------
<226> URL: https://cbr.ru/registries/sro/ (дата обращения: 15 сентября 2020 г.).

Непосредственно аттестация специалистов финансового рынка включает в себя прием у граждан квалификационных экзаменов в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев и выдачу им соответствующих квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка. Для получения аттестата необходимо сдать базовый и специализированный экзамен в любой из аккредитованных организаций.
Экзамены проводятся по программам, утвержденным Банком России и ФСФР России, и в порядке, определяемом каждой аккредитованной организацией на основе рекомендаций ФСФР России (информационное письмо от 1 сентября 2011 г. N 11-ДП-02/22423 "О рекомендациях к разработке документа, регламентирующего прием квалификационных экзаменов для специалистов финансового рынка").
Действующие программы квалификационных экзаменов утверждены, в частности, следующими актами:
- указание Банка России от 27 апреля 2016 г. N 4005-У "Об утверждении программы базового квалификационного экзамена для специалистов финансового рынка";
- указание Банка России от 8 сентября 2016 г. N 4131-У "Об утверждении программы квалификационных экзаменов для аттестации физических лиц в сфере брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и деятельности форекс-дилера";
- указание Банка России от 10 июля 2017 г. N 4455-У "Об утверждении программы квалификационного экзамена для аттестации граждан в сфере деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг";
- указание Банка России от 11 мая 2017 г. N 4372-У "Об утверждении программы квалификационного экзамена для аттестации граждан в сфере депозитарной деятельности";
- Приказ ФСФР России от 3 апреля 2012 г. N 12-21/пз "Об утверждении Программы специализированного квалификационного экзамена для специалистов финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (экзамен пятой серии)".
Аттестат соответствующего типа выдается гражданину, сдавшему специализированный экзамен. Единая форма аттестата утверждена указанием Банка России от 21 июня 2016 г. N 4047-У "О типах и форме квалификационных аттестатов, выдаваемых аккредитованными Банком России организациями, осуществляющими аттестацию специалистов финансового рынка").
Полный перечень лиц, которым необходимо иметь аттестаты, приведен в приложении N 1 к Положению о специалистах финансового рынка, утв. Приказом ФСФР России от 28 января 2010 г. N 10-4/пз-н.
3. Также отметим в рамках комментария к настоящей статье положения ст. 17 ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", устанавливающей, что СРО вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - членов СРО.
Пункт 2 ст. 20 указанного Федерального закона предусматривает правило, согласно которому данная норма действует до вступления в силу соответствующих изменений в комментируемый Закон. Между тем в комментируемой статье данные положения не были отражены, и до сих пор правовое регулирование вопроса создания фондов СРО на законодательном уровне не развито, за исключением СРО форекс-дилеров (см. комментарий к ст. 50.2) <227>.
--------------------------------
<227> См. подробнее: Холкина М.Г., Кондратьева О.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (постатейный). М., 2014.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!