Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Комментарий к статье 39

1. Законодатель, определяя в п. 1 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица, закрепил правило, согласно которому юридические лица могут заниматься определенными видами деятельности лишь на двух условиях:
- при наличии специального разрешения органа государственной власти;
- в случае членства в саморегулируемой организации как непосредственно, так и путем выдачи данной организацией свидетельства о допуске к оказанию определенных видов работ.
Перечень видов деятельности, которые подпадают под действие разрешительного характера, определен специальными законодательными актами, в том числе нормами настоящего Федерального закона. В п. 1 комментируемой статьи в качестве условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг определяется получение от Банка России разрешения в форме лицензии на осуществление участниками рынка своей профессиональной деятельности.
При этом профессиональными участниками рынка ценных бумаг признаются юридические лица, созданные в соответствии с требованиями комментируемого Закона: брокеры, дилеры, форекс-дилеры, управляющие ценными бумагами, депозитарии, держатели реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы).
Разрешительный порядок осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг для указанных выше субъектов возможен в силу:
- выданной Банком России лицензии на четко определенный вид деятельности на рынке ценных бумаг. При этом на каждый вид профессиональной деятельности, определенный в комментируемом Законе, Банк России выдает соответствующую лицензию;
- на основании федерального закона - для государственной корпорации, которой является Внешэкономбанк, действующий в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ". В таком случае лицензирование деятельности на рынке ценных бумаг не требуется, поскольку право на ее осуществление прямо предусмотрено законом, в соответствии с которым государственная корпорация была создана. Пункт 11 ст. 3 ФЗ "О банке развития" определяет, что для обеспечения собственной ликвидности и управления рисками ВЭБ.РФ осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности. Таким образом, реализуя указанные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, Внешэкономбанк не нуждается в получении лицензии;
- на основании федерального закона - для центрального депозитария, правовой статус которого определен в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии". Важное требование, которое установлено в отношении данного субъекта, - его присоединение к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы в силу Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы". Присоединение к договору дает право последнему совершать сделки с ценными бумагами с эмитентом государственных ценных бумаг без лицензии на осуществление брокерской деятельности.
Статья 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензирование как деятельность лицензирующих органов по представлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В п. 1 комментируемой статьи Банк России признается органом, наделенным правом выдавать разрешения участникам рынка ценных бумаг, позволяющие последним выходить на рынок в целях осуществления своей профессиональной деятельности. Такое разрешение оформляется в форме выданной Банком России лицензии.
Следовательно, лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг можно определить как полномочие Банка России, направленное на выдачу специального разрешения - лицензии - участнику рынка ценных бумаг в целях реализации определенного вида деятельности.
Лицензия - это, прежде всего, документ, который подтверждает соответствие участника рынка ценных бумаг предъявляемым к нему требованиям, установленным Банком России на ведение одного из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Получение лицензии является обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определенной в гл. 2 комментируемого Закона.
Условно процедуру лицензирования профессиональной деятельности можно подразделить на несколько этапов:
- этап первый - формирование субъектом, претендующим выйти на профессиональный рынок ценных бумаг, пакета документов, необходимых для получения лицензии, перечень которых законодательно определен, и подача их в структурное подразделение Банка России. В соответствии со ст. 42 комментируемого Закона в функции Банка России входит, в частности, лицензирование различных видов деятельности на рынке ценных бумаг, приостановление и аннулирование лицензий в случае нарушения законодательных требований;
- этап второй - проверка поданных документов и принятие одного из решений Банком России: о выдаче лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае соответствия поданных документов требованиям, установленным законодательством, или об отказе в выдаче лицензии. Банк России взаимодействует с соискателями лицензий в сфере финансового рынка посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в сети Интернет, в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету. Информация о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче должна быть размещена на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) не позднее следующего рабочего дня после дня принятия соответствующего решения;
- этап третий - приобретение специального права, которое воплощается в получении соискателем лицензии Банка России, дающей ему право оказывать услуги на профессиональном рынке ценных бумаг в качестве его участника. В случае принятия положительного решения Банком России в выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии указывается вид разрешенной профессиональной деятельности (см. п. 6 комментария к настоящей статье).
Анализ предмета правового регулирования на рынке ценных бумаг позволяет говорить о том, что он намного шире, чем тот, который определен в ст. 1 комментируемого Закона (см. также комментарий к ст. 1). В этой связи можно выделить дополнительные виды наделения правом на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг ее участников:
- лицензирование бирж (ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах");
- лицензирование клиринговой деятельности (ст. 26 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте");
- лицензирование акционерного инвестиционного фонда (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");
- лицензирование деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (ч. 1 ст. 44 ФЗ "Об инвестиционных фондах");
- включение саморегулируемой организации в сфере финансовых рынков в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка");
- присвоение статуса центрального депозитария (гл. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии").
А. Голубковым высказано мнение о том, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг можно условно подразделить на две крупные группы:
- посредническую деятельность, в ходе которой профессиональный участник выполняет роль связного между эмитентом и инвестором (сюда можно отнести брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами);
- организационную деятельность, которая подразумевает участие в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг и в связи с этим осуществление клиринговой, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельности по организации торговли на рынке <200>.
--------------------------------
<200> Голубков А. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг // Закон. 1997. N 6. С. 28.

Характеризуя правовую природу отношений, которые формируются в процессе выдачи разрешений на осуществление профессиональной деятельности между Банком России и соискателями, важно подчеркнуть, что они возникают на основании:
- Положения Банка России от 27 июля 2015 г. N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг";
- инструкции Банка России от 17 октября 2018 г. N 192-И "О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг".
В Банке России формируется специальное организационное звено, в компетенцию которого входит анализ документов, подаваемых претендентами на получение лицензии, ее последующее переоформление, выдача дубликата или выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также внесение сведений в указанный реестр, т.е. осуществление взаимодействия с соискателем и лицензиатом. Им является Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций.
Важным условием приема и работы с документами является их актуальный характер на дату подачи. Документы, составленные на иностранном языке, должны пройти процедуру их легализации, т.е. подаются в апостилированном виде, если иное не предусмотрено международными соглашениями. Заявление претендента на получение лицензии и прилагаемые к нему документы подаются по описи, которая заверяется лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, или иным уполномоченным лицом соискателя. Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются на бумажном носителе по почте или через экспедицию.
Само разрешение - лицензия - выдается на бланке Банка России, подписывается уполномоченным лицом и скрепляется гербовой печатью Банка России. В документе указывается лишь на один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи государственной корпорации не нужно получать лицензию на осуществляемую ею профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Основанием данного исключения из общего правила является указание на право осуществления данного вида деятельности в соответствующем законе федерального уровня, на основании которого государственная корпорация была создана.
Примером такого порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг является Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", в соответствии с которым Внешэкономбанк признан государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются указанным Законом, иными федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 11 ст. 3 данного Закона зафиксировано, что для обеспечения собственной ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Комментируемый Закон закрепляет за Внешэкономбанком право осуществлять следующие виды деятельности на профессиональном рынке ценных бумаг: дилерскую, депозитарную, деятельность по управлению ценными бумагами.
В ст. 4 комментируемого Закона зафиксировано, что дилером на рынке ценных бумаг может быть государственная корпорация, если для такой корпорации установлена возможность осуществления этого вида деятельности. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" прямо предусматривает осуществление Внешэкономбанком такой деятельности на финансовом рынке.
Фундаментальной целью деятельности Внешэкономбанка в сфере рынка ценных бумаг является обеспечение конкурентоспособности экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. В рамках данной цели Внешэкономбанк в том числе выпускает облигации и иные ценные бумаги.
2.1. Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы" в комментируемую статью введен п. 2.1. Нововведение устанавливает ограничения из общего правила лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и распространяется на центрального депозитария, правовое положение которого определено Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии".
Законодатель придает особый статус центральному депозитарию, суть которого сводится к тому, что депозитарием может стать небанковская кредитная организация, которой присвоен соответствующий правовой статус. Условием получения данного статуса является осуществление юридическим лицом в течение не менее 3 лет функций расчетного депозитария и наличие у него лицензии на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг. Трехлетний срок рассчитывается до момента подачи заявления на присвоение статуса центрального депозитария.
Статус центрального депозитария присваивается Банком России. Центральный депозитарий вправе осуществлять депозитарную деятельность, включая деятельность расчетного депозитария.
Центральный депозитарий наделен правом осуществлять функции регистратора финансовых транзакций. При этом возможность осуществлять сделки гражданско-правового свойства с государственными ценными бумагами без наличия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности возникает с момента присоединения к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы. По условиям договора об оказании услуг оператора финансовой платформы оператор такой платформы обязуется оказывать услуги, связанные с обеспечением возможности совершения участниками финансовой платформы финансовых сделок с использованием финансовой платформы. Заключение договора об оказании услуг оператора финансовой платформы осуществляется путем присоединения участников финансовой платформы к указанному договору.
3. Согласно п. 3 настоящей статьи кредитная организация наделена правом заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, следуя требованиям комментируемого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ст. 6 устанавливает право банка на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций реализовывать выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Поскольку перечень профессиональных участников на рынке ценных бумаг очерчен специальным законодательством, то те виды деятельности, которые кредитные организации осуществляют на рынке ценных бумаг, выходят за рамки простой банковской лицензии и требуют дополнительного разрешения, т.е. отдельного лицензирования этих действий.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой: "Если кредитная организация одновременно является и профессиональным участником рынка ценных бумаг, то наличие статуса кредитной организации не освобождает ее от исполнения требований действующего законодательства, предъявляемых к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг" (см. Постановление Федерального арбитражного суда Московской области от 9 июня 2011 г. по делу N А40-105654/10-92-576).
Более того, п. 3 комментируемого Закона является отсылочной нормой, которая позволяет сделать вывод о том, что отношения, в которые вступают кредитные организации, осуществляя свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве ее профессиональных участников, регламентируются прежде всего специальным законодательством, а именно нормами комментируемого Закона, а также Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", который в п. 1 ст. 7 наделяет кредитные организации правом осуществления эмиссии облигаций с ипотечным покрытием. В числе подзаконных нормативных актов для кредитных организаций обязательными к применению являются инструкция Банка России от 17 октября 2018 г. N 192-И "О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг", и инструкция Банка России от 13 сентября 2015 г. N 168-И, которая определяет процедуру лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В то же время для государственной корпорации - профессионального участника рынка ценных бумаг (Внешэкономбанка) актами федерального значения, регламентирующими ее деятельность в рассматриваемой сфере, являются комментируемый Закон, а также Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ". Указанная выше инструкция Банка России от 13 сентября 2015 г. N 168-И на нее не распространяется, поскольку Внешэкономбанк не нуждается в лицензировании законодательно разрешенной ему деятельности на профессиональном рынке, а осуществляет ее по праву приобретения статуса государственной корпорации.
4. Лицензирование - это трудоемкий процесс, предполагающий контроль за соблюдением лицензиатом условий выданной ему лицензии на осуществление профессиональной деятельности.
Банк России является органом, который наделен полномочиями по контролю и надзору за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В свою очередь, контрольные мероприятия охватывают все этапы лицензирования деятельности участника рынка ценных бумаг, в том числе и после выдачи лицензии.
Прежде всего, процедура контроля включает в себя осуществление следующих мероприятий:
- проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем с целью получения искомого разрешения.

Пример. В решении Верховного Суда РФ от 16 мая 2008 г. N ГКПИ08-1154 "О признании недействующим пункта 2.2 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 декабря 2007 г. N 07-113пз-н", в частности, нашли отражение следующие положения: "Одним из главных квалификационных требований, предъявляемых к специалистам финансового рынка, является наличие квалификационного аттестата по соответствующей специализации"; "Без подтверждения лицензиатом соответствия работников квалификационным требованиям путем представления, в частности, их квалификационных аттестатов лицензия на осуществление деятельности... не выдается". Поскольку контрольно-надзорные полномочия могут реализовываться и на стадии проверки документов при выдаче лицензии, судебный акт подтверждает важность осуществления контроля на всех стадиях лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июля 2008 г. N КАС08-379 суд подтвердил данные выводы;

- проверки соблюдения лицензионных требований в период обладания лицензией, т.е. в процессе осуществления деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.
В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных требований в течение года со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг Банк России вправе приостановить или аннулировать выданную ему ранее лицензию, что не позволит профессиональному участнику в дальнейшем реализовывать свои функции на рынке.
С 4 ноября 2017 г. вступило в силу Положение Банка России от 20 сентября 2017 г. N 601-П "О порядке приостановления, возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядке принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, сроках принятия такого решения в случаях, установленных подпунктами 2 - 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", об исчерпывающем перечне прилагаемых к заявлению об аннулировании лицензии документов и о порядке их представления, а также о порядке направления Банком России уведомления профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".
Данным Положением Банка России установлена процедура:
- приостановления и возобновления Банком России действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- принятия Банком России решения об аннулировании лицензии;
- направления Банком России уведомления лицензиату, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии.
Также Положением закреплены сроки принятия Банком России решения об аннулировании лицензии и перечень документов, прилагаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг к заявлению об аннулировании лицензии, а также порядок их представления.
В частности, решение об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг может быть принято одним из следующих субъектов:
- Банком России;
- Комитетом финансового надзора Банка России;
- Комитетом банковского надзора Банка России.
При этом решение об аннулировании лицензии у профессионального участника рынка ценных бумаг - кредитной организации принимается одним из следующих уполномоченных лиц Банка России: Председателем Банка России, первым заместителем Председателя Банка России или заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующим и контролирующим работу уполномоченного структурного подразделения Банка России.
Основанием принятия Банком России решения об аннулировании лицензии является выявление одного из следующих обстоятельств:
- признания профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом;
- отзыва у кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление банковских операций.
Такое решение может быть принято в течение одного года с момента выявления указанных выше обстоятельств. Моментом вступления в силу вынесенного Банком России решения об аннулировании лицензии признается день его принятия.
Следует разграничить процедуру отказа в выдаче лицензии и ее приостановление и аннулирование как крайнюю меру. Если отказ в выдаче лицензии возможен на стадии волеизъявления соискателя лицензии, то ее приостановление и аннулирование происходят в процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Признание профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом происходит в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций признается основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, поскольку для нее деятельность на рынке ценных бумаг носит производный от основной деятельности - оказания банковских услуг - характер. Условиями отказа в выдаче лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг признаются аннулирование или отзыв лицензии, выданной Банком России на осуществление банковских операций.
Отзыв лицензии кредитной организации возможен по одному из оснований, некоторые из которых названы ниже:
- установление недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
- задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
- установление фактов существенной недостоверности отчетных данных;
- задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
- осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
- неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Исчерпывающий перечень оснований из 12 пунктов установлен в ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", отзыв лицензии по иным основаниям не допускается.
Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается Банком России и вступает в силу со дня его принятия в форме акта Банка России. Решение подлежит обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" в недельный срок со дня принятия. В случае несогласия с принятым актом кредитная организация может обжаловать его в судебном порядке в 30-дневный срок со дня его опубликования. Данный срок исчисляется рабочими днями. При этом обжалование решения Банка России не приостанавливает его действия.
За отзывом лицензии у кредитной организации следует возбуждение процедуры принудительной ликвидации по правилам Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". У Банка России возникает обязанность в 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением одного случая - если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства). В таком случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном параграфом 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
5. Пункт 5 комментируемой статьи определяет, что Банк России контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Анализ законодательных актов в банковской сфере, включая положения, регламентирующие полномочия Банка России на финансовом рынке, позволяет говорить о том, что последний осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении субъектов рынка ценных бумаг. В этой связи использование словосочетания "контролирует деятельность", закрепленного в п. 5 комментируемой статьи, можно признать некорректным по отношению к рассматриваемой сфере отношений.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг отнесены к категории некредитных финансовых организаций. Статья 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Непосредственным субъектом, реализующим контрольно-надзорные полномочия, является Комитет финансового надзора.
Фундаментальные цели контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями заключаются:
- в обеспечении устойчивого развития финансового рынка;
- в эффективном управлении рисками, возникающими на финансовых рынках, включая выявление кризисных ситуаций и противодействие им;
- в защите прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Исключение составляет оперативная деятельность некредитных финансовых организаций.
Согласно ст. 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к ним предусмотренные федеральными законами иные меры. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России, по поручению Банка России - аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора - саморегулируемыми организациями. В ходе таких проверок оценивается, в частности, соответствие лицензиатов квалификационным требованиям.
Банк России обладает надзорными полномочиями и в отношении кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, которые также вправе осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг.
Как уже отмечалось ранее, важной мерой реализации контрольных мероприятий является возможность приостановления или аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Банком России в ответ на несоблюдение профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательных требований. В случае если у кредитной организации отзывается лицензия на осуществление банковских операций, следствием принятия такого решения является отказ в выдаче, приостановление или аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
6. Законодатель предусматривает два вида лицензий, на получение которых может претендовать ее соискатель:
- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;
- лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра.
Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг дает право последнему осуществлять отдельные виды деятельности на рынке, которые предусмотрены ст. ст. 3 - 5, 7 комментируемого Закона: брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность форекс-дилера и деятельность по управлению ценными бумагами.
При этом деятельность по управлению ценными бумагами не предусматривает лицензирования в том случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.
Статья 8 комментируемого Закона предусматривает такой вид деятельности, как деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, которую осуществляют юридические лица в форме сбора, фиксации, обработки, хранения данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставления информации из реестра владельцев ценных бумаг. Указанных лиц называют держателями реестра или регистраторами. Данный вид профессиональной деятельности требует оформления особой лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра.
Порядок лицензирования и требования к соискателям лицензии определены в Положении Банка России от 27 июля 2015 г. N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!