Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 30. Раскрытие информации

Комментарий к статье 30

1. В комментируемой статье законодатель не только определяет понятие "раскрытие информации" на рынке ценных бумаг, но и устанавливает общие требования к порядку раскрытия такой информации и формы такого раскрытия для всех участников рынка ценных бумаг.
Согласно п. 1 комментируемой статьи под раскрытием информации на рынке ценных бумаг следует понимать создание условий для ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации с учетом процедуры, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, если в отношении ее проведены действия по ее раскрытию.
К действиям по раскрытию информации на рынке ценных бумаг относятся:
- размещение информации на сайте организаторов торгов или в сети Интернет;
- направление информации в адрес акционеров эмитента, участников рынка ценных бумаг;
- направление информации в Банк России;
- предоставление доступа к сведениям, которые хранятся по месту нахождения эмитента или иному адресу.
При этом все действия при раскрытии информации по своей важности отличаются между собой. Кроме того, если информация должна быть раскрыта путем опубликования ее в ленте новостей, то раскрытие такой информации иными способами, до момента ее опубликования в ленте новостей, не допускается (см. гл. 2 п. 10 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <193> (далее - Положение N 454-П)).
--------------------------------
<193> С 1 октября 2021 г. взамен Положения N 454-П вступает в силу Положение Банка России от 27 марта 2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг происходит на всех этапах эмиссии ценных бумаг.
Обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг возлагается на эмитентов, лиц, предоставивших обеспечение по облигациям эмитента, участников (акционеров) эмитента, контролирующих и подконтрольных лиц эмитента и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации устанавливается в комментируемом Законе (комментируемая статья 30), в нормативных актах Банка России и в документах организаторов торговли.
Вся раскрываемая информация на рынке ценных бумаг должна быть достоверной и не вводить в заблуждение.

Пример. ПАО "НПО "Сатурн" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения по Ярославской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Как следует из материалов дела, ПАО "НПО "Сатурн", являясь эмитентом эмиссионных ценных бумаг, раскрыло в сообщении о завершении размещения ценных бумаг недостоверную информацию в части сведений о дате начала размещения акций дополнительного выпуска, сопровождавшегося регистрацией проспекта ценных бумаг. Банком России был составлен протокол о назначении ПАО "НПО "Сатурн" наказания в виде штрафа. ПАО "НПО "Сатурн" не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано (подробнее см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2016 г. по делу N А82-16023/2015).

2. В п. 2 комментируемой статьи законодателем установлено, что общедоступная информация на рынке ценных бумаг - это информация, не требующая привилегий для ее доступа или подлежащая раскрытию в соответствии с комментируемым Законом.
В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при условии соблюдения ими установленных ограничений в отношении распространения такой информации. Эффективным способом раскрытия общедоступной информации является размещение ее в сети Интернет.
Следует учитывать, что не допускается распространение информации об акционерном инвестиционном фонде или о паевом инвестиционном фонде, акции или инвестиционные паи которых ограничены в обороте. Такая информация может распространяться только путем размещения на официальном сайте такого акционерного инвестиционного фонда, официальных сайтах управляющей компании и специализированного депозитария такого акционерного инвестиционного фонда и (или) такого паевого инвестиционного фонда и на официальном сайте Банка России для неограниченного круга лиц (ст. 51 ФЗ "Об инвестиционных фондах").
3. Значительный объем информации на рынке ценных бумаг раскрывается эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Согласно п. 4 комментируемой статьи за эмитентом закрепляется обязанность раскрытия информации:
- на этапах регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг;
- в форме отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (отчет), бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, консолидированной финансовой отчетности эмитента или, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности не создает группу, финансовой отчетности эмитента, а также сообщений о существенных фактах.
При этом положение, касающееся консолидированной финансовой отчетности и финансовой отчетности эмитента, не применяется:
- к специализированным обществам и ипотечным агентам;
- субъектам малого или среднего предпринимательства при условии, что эмиссионные ценные бумаги субъектов малого или среднего предпринимательства не включены в котировальный список;
- эмитентам, в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций) при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам;
Начиная с финансовой отчетности за 2021 год указанное положение применяется к финансовой отчетности эмитента, который вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности не создает группу (см. п. 9 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг").
Вместе с тем требование комментируемой статьи о раскрытии информации применяется не ко всем эмитентам. В качестве исключения из общего числа эмитентов в п. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ названы эмитенты, которые не являются публичными акционерными обществами и в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
- проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций) не предусматривал размещение путем подписки (отчуждение) акций среди неограниченного круга лиц или среди заранее известного круга лиц, число которых превышало 500;
- акции, в отношении которых зарегистрирован проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), были погашены в результате их конвертации в акции с большей или меньшей номинальной стоимостью, в том числе в связи с их консолидацией или дроблением, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", т.е. до 28 января 2018 г.
Информацию о дате начала размещения ценных бумаг эмитент обязан опубликовывать в ленте новостей и на странице в сети Интернет в срок не позднее чем за один день до даты начала размещения ценных бумаг (п. 5.3 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П). Раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета обязаны не все эмитенты эмиссионных ценных бумаг, а лишь определенная их часть (п. 10.1 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П). К ним относятся:
- эмитенты, у которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;
- эмитенты, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
- эмитенты, являющиеся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
- эмитенты, биржевые облигации которых допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта биржевых облигаций для такого допуска;
- эмитенты российских депозитарных расписок (РДР), допущенных к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта РДР для такого допуска.
Обязанность раскрытия информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого проводилась регистрация первого проспекта ценных бумаг.
В случае если в текст ежеквартального отчета вносятся изменения, такое сообщение должно быть доступно на странице в сети Интернет с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета с внесенными изменениями и до истечения срока его опубликования.
Основаниями для прекращения раскрытия информации в форме ежеквартального отчета являются:
- принятие (вступление в силу) решения о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг или проспекта эмиссии ценных бумаг, несостоявшимся или недействительным;
- принятие (вступление в силу) решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
- погашение всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг или проспект эмиссии ценных бумаг.
Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующей день после опубликования в ленте новостей сообщения, имеющего основание для прекращения раскрытия информации (см. п. 10.3 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П).
Раскрытие информации в форме консолидированной финансовой отчетности эмитента распространяется:
- на годовую консолидированную финансовую отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности, которая раскрывается путем опубликования ее текста в сети Интернет не позднее 3 дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года. Доступ к тексту годовой консолидированной финансовой отчетности эмитента с приложением текста аудиторского заключения в сети Интернет должен быть обеспечен не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования (п. 68.1 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П);
- промежуточную консолидированную финансовую отчетность, составленную за отчетный период, состоящий из 6 месяцев отчетного года, которая раскрывается путем опубликования текста в сети Интернет не позднее 3 дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала. Доступ к тексту в сети Интернет должен быть не менее одного года с даты истечения установленного срока, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования (п. 68.2 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П).

Пример. ОАО "Белон" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Кемеровский области Сибирского главного управления Банка России о привлечении к административной ответственности. Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано. Как следует из материалов дела, ОАО "Белон" несвоевременно раскрыло промежуточную консолидированную финансовую отчетность за 6 месяцев 2015 г. Судом установлено, что промежуточная консолидированная финансовая отчетность за 6 месяцев 2015 г. была раскрыта ОАО "Белон" позднее 60 дней после даты окончания второго квартала 2015 г. (подробнее см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2016 г. по делу N А27-156/2016).

Существенными фактами на рынке ценных бумаг признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента (см. п. 7 комментария к настоящей статье).
Обязанность раскрытия информации в форме существенного факта возникает с даты, следующей за днем начала размещения соответствующих ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам (п. 12.3 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П). Однако в случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.
Прекращается обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. В случае же регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.
Раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования ее в следующие сроки с момента его наступления:
- в ленте новостей - не позднее одного дня;
- на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования (см. гл. 13 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П).
4. В п. 4.1 комментируемой статьи законодатель закрепляет обязанность эмитента, являющегося акционерным обществом, раскрывать информацию на рынке ценных бумаг в случае регистрации проспекта акций при приобретении им публичного статуса.
Необходимо отметить, что в случае регистрации проспекта акций при приобретении эмитентом, являющимся акционерным обществом, публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций (внесении в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом) (п. 12.3 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П).
В п. 5 комментируемой статьи законодатель закрепляет обязанность эмитента - акционерного общества раскрыть информацию в случае погашения акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, в результате их конвертации в акции с большей или меньшей номинальной стоимостью, в том числе в связи с их консолидацией или дроблением.
5. Для участников рынка ценных бумаг особый интерес представляет информация, содержащаяся в отчете, так как она отражает экономическое положение эмитента. Отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала (п. 10.1 Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П). Информацию о содержании отчета можно получить на официальном сайте эмитента.
Согласно п. 6 комментируемой статьи форма (формат) отчета эмитента и требования к его содержанию определяются нормативными актами Банка России. В настоящее время состав такого отчета определяется Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П, в него включается:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
- промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за отчетный период, состоящий из трех месяцев, шести и девяти месяцев отчетного года, вместе с аудиторским заключением, если в отношении соответствующей отчетности проведен аудит.
Пунктом 7 комментируемой статьи законодательно предписано, что такая отчетность раскрывается в порядке и в сроки, которые установлены нормативными актами Банка России, т.е. Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П.
В п. 8 комментируемой статьи законодатель закрепляет обязанность эмитента обеспечивать доступность информации, включая в состав отчета сведения о предоставленном обеспечении и о лицах, которые его предоставили.
Нарушение предусмотренных комментируемой статьей требований в части несоблюдения требований к содержанию ежеквартального отчета, установленных Банком России, влечет наступление административной ответственности.

Пример. ОАО "Омскоблгаз" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении, принятого Банком России. Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Как следует из материалов дела, в составе ежеквартального отчета ОАО "Омскоблгаз" за 3 квартал 2016 г., опубликованного в сети Интернет, информация обо всех должностях, занимаемых членами совета директоров К. и С. в других организациях, отражена не в полном объеме, что является нарушением требований п. 9 ст. 30 комментируемого Закона. Следовательно, в данном случае имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
ОАО "Омскоблгаз", действуя в соответствии с требованиями законодательства, должно было получить согласие субъектов персональных данных (в данном случае К. и С.) на обработку их персональных данных либо указать в отчете на невозможность отражения персональных сведений о таких лицах в связи с их отказом на обработку персональных данных (подробнее см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 г. по делу N А46-4021/2017).

Пунктом 10 комментируемой статьи регламентирован порядок утверждения ежеквартального отчета. Если в соответствии с уставом (учредительным документом) указанного эмитента и иными документами эмитента предусмотрено утверждение отчета, то он утверждается в соответствии с такими документами.
Важно отметить, что отчет эмитента подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и (или) уполномоченным им должностным лицом эмитента, которые подтверждают достоверность всей содержащейся в ежеквартальном отчете информации.
Такой отчет может подписываться и иными лицами, в том числе консультантами эмитента, аудитором (аудиторской организацией), оценщиком (юридическим лицом, в штате которого состоит оценщик), подтверждающими достоверность информации в указанной ими части ежеквартального отчета.
В п. 11 комментируемой статьи законодатель закрепляет, что солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете недостоверной, неполной и вводящей в заблуждение информации, несут:
- лица, подписавшие отчет;
- лица, утвердившие отчет (проголосовавшие за его утверждение), если в соответствии с уставом (учредительным документом) эмитента такой отчет эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом эмитента;
- аудиторская организация, составившая аудиторское заключение или иной документ по результатам проверки указанной отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности;
- лица, подписавшие бухгалтерскую (финансовую) отчетность, консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность эмитента;
- лица, предоставившие обеспечение по облигациям эмитента.
Согласно ст. 323 ГК РФ определено, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Если кредитор не получил полного удовлетворения от одного из солидарных должников, то он имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Кроме того, солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
6. В п. 12 законодатель устанавливает требование к срокам составления консолидированной финансовой отчетности или финансовой отчетности эмитента.
Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность (финансовая отчетность) составляется наряду с обычной бухгалтерской финансовой отчетностью и регулируется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ).
Однако вступившие в силу с 19 июля 2017 г. нормы дают возможность ряду организаций устанавливать отчетный год, отличный от календарного (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений в ст. 30 ФЗ "О рынке ценных бумаг" и ст. 3 и ст. 4 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"). К таким организациям относятся, например, кредитные, страховые, клиринговые организации, головные организации банковских холдингов, негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании, управляющие компании инвестиционных и паевых инвестиционных фондов.
Следует отметить, что при создании организации первым отчетным годом для годовой консолидированной отчетности считается период с даты государственной регистрации организации по 31 декабря того же календарного года включительно (см. ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ). Если вновь созданная организация установила для себя нестандартный отчетный год для консолидированной финансовой отчетности, то первым отчетным годом считается период с даты ее регистрации по дату окончания нестандартного отчетного года включительно.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" приостановлено действие положений о сроках раскрытия годовой консолидированной финансовой отчетности (годовой финансовой отчетности эмитента) за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности и промежуточной консолидированной финансовой отчетности (промежуточной финансовой отчетности эмитента за 6 месяцев отчетного года) вместе с аудиторским заключением или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, до 31 декабря 2020 г. включительно.
В п. 4 информационного письма Банка России от 13 апреля 2020 г. "Информация об особенностях регулирования корпоративных отношений в 2020 году" разъяснено, что годовая отчетность за 2019 год должна быть раскрыта эмитентами не позднее 28 июля 2020 г., а промежуточная отчетность за шесть месяцев 2020 года - не позднее 28 декабря 2020 г. При этом правило о раскрытии отчетности не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения (документа по результатам аудиторской проверки) сохраняется.
Возможно также ожидать решение Банка России об увеличении сроков раскрытия эмитентами ценных бумаг в 2020 году отчетов эмитента, списков аффилированных лиц, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2020 году.
7. Как следует из положения п. 13 комментируемой статьи, существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента и (или) на принятие решения о приобретении или об отчуждении эмиссионных ценных бумаг эмитента любым заинтересованным лицом, действующим разумно и добросовестно.
Специалистами справедливо отмечается, что "в действительности на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг оказывает влияние бесконечно большое количество факторов как микро-, так и макроэкономического уровня, включая не только существенные факты, которые раскрывает эмитент, но также политические, социально-экономические процессы в стране и мире. Для целей комментируемого Закона под существенными фактами подразумеваются только события микроэкономического уровня, находящиеся в зависимости от действий эмитента, а именно: решения органов его управления, совершение сделок, подготовка финансовой отчетности и др." <194>.
--------------------------------
<194> Почежерцева З.А., Холкина М.Г., Шевченко Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (постатейный). М., 2014.

Раскрытие информации о существенных фактах является одной из гарантий защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, иных заинтересованных лиц и стабильности корпоративных отношений.

Пример. ОАО "ГлавТоргПродукт" (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об оспаривании постановления Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе Банка России, которым Общество привлечено к административной ответственности об административных правонарушениях. Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Изучив материалы дела, суд установил, что Общество должно было раскрыть на странице в сети Интернет в форме сообщения о существенном факте информацию о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии заявления (искового заявления) к производству. Вместе с тем материалами дела подтверждается факт длительного (более 1,5 месяца) противоправного поведения (бездействия) Общества. С учетом того что предусмотренный законодательством РФ срок для опубликования на странице в сети Интернет соответствующей информации составляет 2 дня, период невыполнения Обществом соответствующей обязанности не может быть охарактеризован как непродолжительный.
Как правомерно указал суд первой инстанции, жалоба акционера на действия Общества, связанные с нарушением гарантированного законодательством РФ неограниченному кругу лиц (в первую очередь акционерам, которых у Общества более 850) права на информацию об Обществе, а также нарушение Обществом более чем на 1,5 месяца срока исполнения обязанности по раскрытию сообщения о возбуждении арбитражным судом производства по делу свидетельствуют о наличии в действиях Общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (подробнее см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2016 г. по делу N А56-70547/2015).

Законодатель в контексте статьи под стоимостью ценной бумаги понимает ее рыночную, а не нарицательную стоимость (номинал ценной бумаги). В случае если акция обращается на вторичном рынке ценных бумаг, она становится котируемой после листинга. Котировка акции - это стоимостный показатель, в соответствии с которым эмитент или же держатель акции готов продать ее, или же цена, которую предлагает покупатель. Необходимо отметить, что существенные факты могут влиять на стоимость ценных бумаг как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения <195>.
--------------------------------
<195> См.: Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" / Н.В. Елизарова и др.; под ред. С.А. Рогожникова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.

Пример. В Верховный Суд РФ поступила кассационная жалоба ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (далее - ПАО "ДВМП") по заявлению ПАО "ДВМП" к Банку России о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Основанием для привлечения ПАО "ДВМП" к административной ответственности явилось неисполнение требований законодательства РФ, выразившееся в нераскрытии информации о существенном факте - возникновении у владельцев биржевых облигаций общества серии БО-02 права требовать от эмитента досрочного погашения принадлежащих им облигаций эмитента. Правонарушение выявлено Банком России в ходе рассмотрения сообщения ПАО АКБ "Приморье" относительно сведений о решении компании Far East Capital Limited S.A., отвечающей критериям дочернего и зависимого общества ПАО "ДВМП", не выплачивать сумму очередного купонного дохода по своим еврооблигациям, превышающую 10 млн долл. США. Банком России установлено, что данный факт является основанием для возникновения у держателей облигаций ПАО "ДВМП" права требовать их досрочного погашения. Информация о данном факте подлежала раскрытию ПАО "ДВМП" в установленный срок (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2017 г. по делу N А40-206762/2016).

Положениями п. 14 комментируемой статьи предусмотрена возможность установления Банком России различных требований к раскрытию информации в форме отчета эмитента и в форме сообщений о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации в зависимости:
- от вида, категории (типа) ценных бумаг, включения ценных бумаг в котировальный список или допуска ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальный список;
- от вида основной деятельности эмитента;
- от того, является ли эмитент субъектом малого или среднего предпринимательства.
При этом следует понимать, что обязанность по раскрытию существенного факта возникает в момент его наступления. Рассмотрим в комментарии лишь некоторые особенности наступления существенных фактов, которые регламентируются Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П.
Так, моментом наступления существенного факта о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента является дата составления протокола (заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, на котором принято решение о созыве (проведении) общего собрания участников (акционеров) эмитента.
Моментом наступления существенного факта о проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и о принятых им решениях является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством РФ для составления протокола) общего собрания участников (акционеров) эмитента (см. п. п. 14.3 и 14.5 Положения).
Моментом наступления существенного факта о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня является дата принятия председателем совета директоров (наблюдательного совета) эмитента решения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента или дата принятия иного решения, которое является основанием для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента (п. 15.3).
Для раскрытия сведений об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг эмитента моментом наступления существенного факта о принятии решения о размещении ценных бумаг является дата составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг (п. 26.3 Положения).
Моментом наступления существенного факта о принятии решения об утверждении программы облигаций является дата составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на
Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!