Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г., Костюк И.В., Ротко С.В., Холкина М.Г., Рогалева М.А., Тимошенко Д.А.)
Статья 29.1. Представитель владельцев облигаций

Комментарий к статье 29.1

1. В начале комментария к настоящей статье следует отметить, что правовой статус представителя владельцев облигаций в принципе идентичен правовому статусу обычного представителя, поскольку он действует также от имени и в интересах лиц. В связи с этим на него распространяются нормы ГК РФ о представительстве.
При этом положениями рассматриваемой главы 6.1 (ст. ст. 29.1 - 29.4) устанавливаются особенности, характеризующие правовой статус представителя владельцев облигаций на рынке ценных бумаг: случаи его назначения, замены и избрания, предъявляемые к нему требования, особенности реализации принятых на себя обязательств в отношении владельцев облигаций и др.
Представитель владельцев облигаций ("трасти") - это организация (юридическое лицо), выступающая от имени всех владельцев облигаций (облигационеров) в отношениях с эмитентом, поручителем, иными лицами и органами власти с целью защиты их прав. Основная цель представителя владельцев облигаций - объединение действий владельцев облигаций для дальнейшей защиты их прав <187>.
--------------------------------
<187> Подробнее см.: Селивановский А., Селивановская М. Представитель владельцев облигаций: кому нужен этот институт // Хозяйство и право. 2013. N 11 (442). С. 45.

Представитель владельцев облигаций может быть определен как эмитентом облигаций, так и общим собранием владельцев облигаций.
1.1. Согласно п. п. 1 и 2 комментируемой статьи по общему правилу определение представителя владельцев облигаций является правом эмитента облигаций.
При этом делается оговорка о некоторых случаях, когда назначение представителя владельцев облигаций является для эмитента обязательным:
1) размещение облигаций с обеспечением, за исключением облигаций, обеспеченных государственной, муниципальной либо независимой гарантией или поручительством государственной корпорации либо коммерческой организации, которые в соответствии с федеральными законами являются институтами развития, путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а в случае размещения облигаций, конвертируемых в акции, также без учета лиц, имеющих преимущественное право приобретения таких облигаций, превышает 150;
2) допуск облигаций с обеспечением к организованным торгам, за исключением:
- облигаций, обеспеченных государственной, муниципальной либо независимой гарантией или поручительством государственной корпорации либо коммерческой организации, которые в соответствии с федеральными законами являются институтами развития;
- облигаций, предназначенных для квалифицированных инвесторов.
В информационном письме Банка России от 26 мая 2016 г. N ИН-06-52/38 "О некоторых вопросах, связанных с порядком определения представителя владельцев облигаций" дополнительно отмечено, что обязанность эмитента определить представителя владельцев облигаций не применяется в отношении облигаций выпуска:
1) размещение которых началось (первый договор о размещении которых заключен) до 1 июля 2016 г.;
2) решение о допуске которых к организованным торгам принято организатором торгов до 1 июля 2016 г.
Указанное обусловлено тем, что нормы п. 2 ст. 29.1 комментируемого Закона, предусматривающие случаи, когда эмитент облигаций обязан определить представителя владельцев облигаций, вступили в силу с 1 июля 2016 г., что предусмотрено п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 210-ФЗ.
Вместе с тем в случае размещения после 1 июля 2016 г. облигаций, отвечающих признакам, указанным в п. 2 ст. 29.1 комментируемого Закона, которые размещаются дополнительно к ранее размещенным облигациям с тем же объемом прав, в отношении которых отсутствует представитель владельцев облигаций, у эмитента возникает обязанность определить представителя владельцев облигаций, который представляет интересы владельцев облигаций как дополнительного, так и основного выпусков.
В п. 2.1 комментируемой статьи делается оговорка, что правила об обязательном назначении эмитентом представителя владельцев облигаций не применяются к эмитентам государственных и муниципальных ценных бумаг.
Если в п. п. 1 - 2.1 шла речь о назначении эмитентом представителя владельцев облигаций при размещении облигаций, то в п. 3 говорится о возможности его определения до размещения. Определение эмитентом облигаций представителя владельцев облигаций, если такой представитель не был определен до размещения облигаций, осуществляется при условии одобрения такого представителя решением общего собрания владельцев облигаций (см. комментарий к ст. 29.6).
1.2. Согласно п. 4 настоящей статьи представитель владельцев облигаций также может быть избран общим собранием владельцев облигаций. Соответствующее полномочие также закреплено за ним подп. 7 п. 1 ст. 29.7 комментируемого Закона, определяющей компетенцию общего собрания владельцев облигаций.
Общее собрание владельцев облигаций может избрать представителя владельцев облигаций в любое время:
1) первоначально, если ранее его определение не производилось;
2) взамен ранее определенного эмитентом облигаций;
3) взамен ранее избранного общим собранием владельцев облигаций.
При этом разъяснения, приведенные Банком России в информационном письме Банка России от 26 мая 2016 г. N ИН-06-52/38 применительно к п. 2 комментируемой статьи об обязательном назначении эмитентом представителя владельцев облигаций, и соответствующие ограничения на рассматриваемые правоотношения не распространяются. Это связано с тем, что положения п. 4 настоящей статьи вступили в силу ранее положений п. 2 в действующей редакции (1 июля 2014 г. и 1 июля 2016 г. соответственно).

Пример. АО "Гарант-М" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Соглашения об отступном от 30 ноября 2015 г., заключенного между ООО "Корпоративный менеджмент Рус" (представитель владельцев облигаций) и ООО "ЮТэйр-Финанс" (эмитент), по прекращению обязательств эмитента по облигациям в отношении облигаций, приобретенных АО "Гарант-М" до 1 июля 2014 г.
Из представленных документов следует, что 19 августа 2015 г. было проведено общее собрание владельцев документарных процентных неконвертируемых биржевых облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии БО-11 в форме заочного голосования, на котором владельцами облигаций серии БО-11 были приняты следующие решения, оформленные протоколом от 20 августа 2015 г.:
- избрать представителем владельцев облигаций ООО "Корпоративный менеджмент Рус";
- дать согласие на заключение представителем владельцев облигаций от имени владельцев облигаций соглашения о прекращении обязательств по облигациям предоставлением отступного не позднее 31 декабря 2015 г.
Истец принимал участие в вышеуказанном общем собрании владельцев облигаций и голосовал против принятия данных решений.
Рассматривая дело и оценивая доводы истца, суд указал, что разъяснения, указанные в информационном письме Банка России от 26 мая 2016 г. N ИН-06-52/38, касаются только применения норм п. 2 ст. 29.1 комментируемого Закона об обязанностях эмитента определить представителя владельцев облигаций, которые в данном случае не регулируют отношения между владельцами облигаций серии БО-11 и эмитентом в связи с проведением общего собрания владельцев облигаций и в связи с заключением соглашения об отступном, и к указанным правоотношениям неприменимы.
К правоотношениям, рассматриваемым в настоящем споре, применимы иные нормы главы 6.1 комментируемого Закона, предусматривающие право общего собрания владельцев облигаций в любое время принять решение об избрании представителя владельца облигаций, а также решение о согласии на заключение от имени владельцев облигаций соглашения о прекращении обязательств по облигациям предоставлением отступного. Данные нормы могут применяться к правоотношениям между владельцами облигаций и эмитентами, которые возникают после 1 июля 2014 г. в отношении облигаций выпуска, размещение которых началось (первый договор о размещении которых заключен) как до 1 июля 2014 г., так и после этой даты (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2016 г. по делу N А40-25751/2016).

Следует учитывать, что согласно ст. 29.6 комментируемого Закона решение общего собрания владельцев облигаций является обязательным для всех владельцев облигаций, в том числе для владельцев облигаций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
2. Согласно п. 5 настоящей статьи сведения о представителе владельцев облигаций указываются в решении о выпуске облигаций, а именно:
- полное фирменное наименование;
- место нахождения;
- иные данные, позволяющие идентифицировать представителя владельцев облигаций (ИНН, ОГРН, дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании представителя владельцев облигаций).
Банк России в п. 3 информационного письма от 26 мая 2016 г. N ИН-06-52/38 обращает внимание на то, что помимо сведений о представителе владельцев облигаций в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций могут быть дополнительно указаны:
- порядок информирования владельцев облигаций их представителем о выявлении (наступлении) определенных обстоятельств (подп. 5 п. 11 комментируемой статьи);
- иные обязанности, которые обязан исполнять представитель владельцев облигаций помимо обязанностей, предусмотренных подп. 1 - 8.1 п. 11 комментируемой статьи (подп. 9 п. 11 комментируемой статьи);
- сведения о том, что расходы представителя владельцев облигаций, связанные с обращением в арбитражный суд, осуществляются за счет эмитента облигаций (абзац 5 п. 13 комментируемой статьи).
Вместо указанной информации в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций может быть указано, что представитель владельцев облигаций осуществляет возложенные на него функции в соответствии с требованиями законодательства РФ.
3. В случае определения эмитентом облигаций или избрания общим собранием владельцев облигаций нового представителя владельцев облигаций на эмитента возлагается обязанность внести соответствующие изменения в решение о выпуске облигаций в порядке, определенном в п. 6 комментируемой статьи.
Сведения о представителе владельцев облигаций могут быть включены в решение о выпуске облигаций после регистрации выпуска облигаций.
Внесение соответствующих изменений в решение о выпуске облигаций осуществляется посредством направления уведомления в Банк России, а в отношении биржевых или коммерческих облигаций - бирже или центральному депозитарию. Указанные изменения регистрируются в порядке, установленном п. 7 ст. 24.1 настоящего Федерального закона (см. комментарий к ст. 24.1).

Пример. ООО "Синум Групп" обратилось в суд с исковым заявлением к ООО "ПСН Проперти Менеджмент" (далее "эмитент" или "ответчик") о взыскании 10 000 млн рублей номинальной стоимости облигаций, 648 200 000 рублей купонного дохода за третий купонный период, процентов в порядке ст. 395 ГК РФ по дату фактического исполнения обязательства.
В обоснование иска ООО "Синум Групп" указывало, что является представителем владельцев облигаций ООО "ПСН Проперти Менеджмент" на основании решения эмитента, ссылалось на то, что эмитентом не исполнены обязательства по выплате купонного дохода за третий купонный период, по выплате номинальной стоимости облигаций, предъявленных к выкупу их владельцами, а также накопленного купонного дохода на дату приобретения облигаций.
Суд, оставляя исковое заявление ООО "Синум Групп" без рассмотрения, исходил из того, что на момент подачи иска 20 апреля 2018 г. ООО "Синум Групп" не являлось представителем владельцев облигаций, уполномоченным на его подписание и предъявление, поскольку 26 февраля 2018 г. общим собранием владельцев облигаций представителем владельцев облигаций было избрано ООО "Лигал Кэпитал Инвестор Сервисез", при этом указанные изменения были зарегистрированы Банком России 19 марта 2018 г. (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2019 г. N Ф05-23463/2018 по делу N А40-86240/2018).

Кроме того, запрещается начинать размещение облигаций в случаях, указанных в п. 2 настоящей статьи, до внесения сведений о представителе владельцев облигаций в решение о выпуске таких облигаций.
В случае определения эмитентом облигаций или избрания общим собранием владельцев облигаций представителя владельцев облигаций после регистрации выпуска облигаций эмитент обязан внести соответствующие изменения в решение о выпуске облигаций в порядке, предусмотренном п. 6 настоящей статьи.
Срок, в течение которого согласно п. 7 комментируемой статьи в Банк России или в соответствующие регистрирующие организации должно быть представлено уведомление, содержащее сведения о представителе владельцев облигаций, составляет 30 дней с даты определения (избрания) представителя владельцев облигаций. Вместе с ним представляется доказательство уплаты государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в решение о выпуске.
Таким образом, в соответствии с п. 6 комментируемой статьи внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части сведений о представителе владельцев облигаций осуществляется посредством направления в Банк России, бирже или центральному депозитарию уведомления, содержащего сведения о представителе владельцев облигаций.
В случае если в отношении облигаций, в решение о выпуске которых вносятся изменения в части сведений о представителе владельцев облигаций, зарегистрирован проспект облигаций и указанные изменения вносятся до завершения размещения облигаций, изменения, вносимые в решение о выпуске облигаций посредством направления уведомления о представителе владельцев облигаций, также считаются внесенными в проспект облигаций.
Изменения в решение о выпуске облигаций в части сведений о представителе владельцев этих облигаций считаются зарегистрированными по истечении 7 рабочих дней с даты получения Банком России, биржей или центральным депозитарием уведомления о представителе владельцев облигаций, если в течение указанного срока Банком России, биржей или центральным депозитарием не принимается решение об отказе в их регистрации.
В случае определения эмитентом облигаций или избрания общим собранием владельцев облигаций представителя владельцев облигаций, определенного (избранного) после регистрации выпуска облигаций впервые или взамен ранее определенного (избранного) представителя владельцев облигаций, эмитент обязан внести в решение о выпуске облигаций изменения посредством направления уведомления о представителе владельцев облигаций в срок не позднее 30 дней с даты определения (избрания) нового представителя владельцев облигаций. В случае пропуска указанного 30-дневного срока уведомление может быть представлено новым представителем владельцев облигаций.
Уведомление о представителе владельцев облигаций должно быть составлено в соответствии с приложением 32 к Стандартам эмиссии ценных бумаг.
Вместе с уведомлением о представителе владельцев облигаций в Банк России, бирже или центральному депозитарию должны быть представлены следующие документы (копии документов):
- справка в произвольной форме о соответствии нового представителя владельцев облигаций требованиям ст. 29.2 комментируемого Закона. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа организации, являющейся новым представителем владельцев облигаций, или уполномоченным им должностным лицом такой организации, а в случае представления уведомления о представителе владельцев облигаций эмитентом таких облигаций - также лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента облигаций, или уполномоченным им должностным лицом эмитента. Эмитентом облигаций могут быть представлены две отдельные справки - от имени самого эмитента облигаций и от имени нового представителя владельцев облигаций, каждая из которых должна содержать указанную в настоящем абзаце информацию и должна быть подписана уполномоченным лицом эмитента облигаций или нового представителя владельцев облигаций, от имени которого она представлена;
- копия (выписка из) протокола общего собрания владельцев облигаций, которым принято решение об избрании (одобрении) нового представителя владельцев облигаций;
- копия (выписка из) документа (приказа, распоряжения или иного документа), в котором содержится решение единоличного исполнительного органа эмитента облигаций об определении нового представителя владельцев облигаций, а в случае, если в соответствии с уставом эмитента облигаций принятие такого решения относится к компетенции коллегиального органа управления эмитента облигаций, - копия (выписка из) протокола собрания (заседания) указанного органа с указанием кворума и результатов голосования за его принятие (в случае представления уведомления о представителе владельцев облигаций новым представителем владельцев облигаций и при условии определения представителя владельцев облигаций эмитентом облигаций).
Вместе с уведомлением о представителе владельцев облигаций в Банк России дополнительно к документам должны быть представлены:
- документ, подтверждающий уплату эмитентом облигаций или новым представителем владельцев облигаций государственной пошлины, взимаемой в соответствии с подп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию изменений, вносимых в решение о выпуске ценных бумаг;
- опись представленных документов. Уведомление о представителе владельцев облигаций должно быть представлено в Банк России, бирже или центральному депозитарию эмитентом в трех экземплярах, новым представителем владельцев облигаций - в четырех экземплярах, а прилагаемые к уведомлению документы - в одном экземпляре.
Уведомление о представителе владельцев облигаций, представляемое эмитентом облигаций, должно быть подписано лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом эмитента с указанием даты подписания.
Уведомление о представителе владельцев облигаций, представляемое новым представителем владельцев облигаций, должно быть подписано лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа нового представителя владельцев облигаций, или уполномоченным им должностным лицом нового представителя владельцев облигаций с указанием даты подписания.
В случае если в течение 7 рабочих дней с даты получения уведомления о представителе владельцев облигаций Банком России не принимается решение об отказе в регистрации изменений, вносимых в решение о выпуске облигаций посредством направления уведомления о представителе владельцев облигаций, Банк России не позднее следующего рабочего дня с даты истечения указанного срока должен разместить на своем официальном сайте информацию о том, что вносимые изменения считаются зарегистрированными.
Банк России в течение 3 рабочих дней с даты размещения на официальном сайте Банка России в сети Интернет информации о том, что вносимые изменения считаются зарегистрированными, должен направить (выдать) эмитенту облигаций:
- уведомление о том, что изменения, вносимые в решение о выпуске облигаций посредством направления уведомления, считаются зарегистрированными;
- два экземпляра уведомления о представителе владельцев облигаций.
В случае представления уведомления о представителе владельцев облигаций новым представителем владельцев облигаций Банк России должен направить (выдать):
- новому представителю владельцев облигаций уведомление о том, что изменения, вносимые в решение о выпуске облигаций посредством направления уведомления о представителе владельцев облигаций, считаются зарегистрированными, и один экземпляр уведомления о представителе владельцев облигаций;
- эмитенту облигаций уведомление о том, что представленные новым представителем владельцев облигаций изменения, вносимые в решение о выпуске облигаций посредством направления уведомления о представителе владельцев облигаций, считаются зарегистрированными, и два экземпляра уведомления о представителе владельцев облигаций.
В случае принятия Банком России решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в решение о выпуске облигаций посредством направления уведомления о представителе владельцев облигаций, Банк России должен:
- не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения об отказе в регистрации вносимых изменений разместить на своем официальном сайте информацию об отказе в регистрации вносимых изменений;
- в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения направить (выдать) эмитенту облигаций (новому представителю владельцев облигаций в случае, если уведомление представляется новым представителем владельцев облигаций) уведомление об отказе в государственной регистрации указанных изменений, содержащее основания отказа.
4. Пунктом 9 комментируемой статьи определяются полномочия представителя владельцев облигаций по представлению интересов владельцев облигаций:
- перед эмитентом;
- перед лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента;
- перед иными лицами;
- в органах государственной власти Российской Федерации (в том числе в судах), органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления.
Документом, легитимирующим полномочия представителя владельцев облигаций, является решение о выпуске облигаций. Получение доверенности на представление интересов не требуется.
Комментируемая статья неисчерпывающим образом определяет круг процессуальных полномочий представителя владельцев облигаций, относя к ним:
- подписание искового заявления, отзыва на исковое заявление и заявления об обеспечении иска;
- передачу дела в третейский суд;
- полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска;
- изменение основания или предмета иска;
- заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам;
- подписание заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- обжалование судебного акта арбитражного суда;
- получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Следует учитывать, что действующим законодательством не предусмотрена возможность вступления представителя владельцев облигаций в процесс, инициированный самим владельцем облигаций.

Пример. При рассмотрении дела о взыскании солидарно суммы номинальной стоимости биржевых облигаций в судебном заседании от ООО "КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РУС" поступило заявление о том, что общим собранием владельцев облигаций серии БО-09 данное общество избрано представителем владельцев облигаций серии БО-09. В связи с этим в соответствии с п. 15 ст. 29.1 комментируемого Закона процессуальные полномочия истца ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" прекратились в момент избрания представителя владельцев облигаций и в соответствии с п. 9 ст. 29.1 комментируемого Закона перешли к его законному представителю - ООО "КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РУС".
Материалами дела было установлено, что вопрос об избрании ООО "КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РУС" представителем владельцев облигаций разрешался на общем собрании владельцев документарных процентных неконвертируемых биржевых облигаций. При этом на момент обращения истца ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" в суд с настоящим иском вопрос об избрании представителя владельцев облигаций не был разрешен. Тем самым, ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" как владелец облигаций реализовало свое право на обращение в суд до разрешения вопроса об избрании представителя владельцев облигаций. Судом отмечено, что действующим арбитражным процессуальным законодательством, равно как и законодательством о рынке ценных бумаг, не предусмотрена возможность вступления представителя владельцев облигаций в процесс, инициированный самим владельцем облигаций, тем более посредством замены такого владельца, как того просит ООО "КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РУС". С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявления ООО "КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РУС" (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г. N 08АП-11635/2015 по делу N А75-7029/2015).

5. Пунктом 10 комментируемой статьи устанавливаются принципы добросовестности и разумности действий представителя владельцев облигаций при осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей.
В нарушение данного принципа на практике возможна такая ситуация, когда представитель владельцев облигаций, призванный, по идее, защищать интересы инвесторов, в случае дефолта может оказаться недобросовестным не только из-за наличия связи между ним и эмитентом, но и по причине его собственной заинтересованности в конечном результате <188>.
--------------------------------
<188> Селивановский А., Селивановская М. Представитель владельцев облигаций: кому нужен этот институт // Хозяйство и право. 2013. N 11 (442). С. 51.

Главным критерием, по нашему мнению, которым должен руководствоваться представитель владельцев облигаций при добросовестном выполнении своих полномочий, помимо законности своих действий, должен выступать критерий их максимальной эффективности и целесообразности.
Важно отметить позицию, сформированную правоприменительной практикой в отношении соблюдения принципа добросовестности в действиях участников гражданских правоотношений: "По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались" (см. Определение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 4-КГ16-40; Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.).
Законом устанавливается право представителя владельцев облигаций привлекать иных лиц для исполнения своих обязанностей, тем самым передоверяя им представление интересов владельцев облигаций. При этом представитель владельцев облигаций отвечает за действия указанных лиц как за свои собственные. Их ответственность является солидарной.
6. Правовой статус представителя владельцев облигаций складывается из его прав и обязанностей, основные из которых определяются комментируемой статьей.
6.1. В п. 11 комментируемой статьи определяется перечень обязанностей, возлагаемых на представителя владельца облигаций в силу закона.
Данный перечень не является исчерпывающим. Иные обязанности, которые обязан исполнять представитель владельцев облигаций помимо обязанностей, предусмотренных подп. 1 - 8.1 п. 11 комментируемой статьи, могут быть указаны в иных федеральных законах, в решении о выпуске облигаций или определены решением общего собрания владельцев облигаций (подп. 9 п. 11 комментируемой статьи).
Следует учитывать, что порядок информирования владельцев облигаций, о котором идет речь в подп. 5 п. 11 комментируемой статьи, определен в главе 3 Положения Банка России от 29 октября 2014 г. N 439-П.
Возможны следующие способы информирования представителем владельцев облигаций:
- путем опубликования сообщения о выявлении или наступлении соответствующего обстоятельства в ленте новостей;
- путем опубликования (размещения) сообщения о выявлении или наступлении соответствующего обстоятельства на странице представителя владельцев облигаций в сети Интернет;
- путем опубликования сообщения о выявлении или наступлении соответствующего обстоятельства в печатном издании, указанном в решении о выпуске облигаций;
- путем направления сообщения о выявлении или наступлении соответствующего обстоятельства заказным письмом или вручения такого сообщения под подпись каждому владельцу облигаций.
6.2. Наряду с обширным перечнем обязанностей, связанных с осуществлением представителем владельцев облигаций своей деятельности, п. 12 комментируемой статьи определяет перечень прав, реализация которых позволяет представителю владельцев облигаций выполнять требования законодательства.
Как и перечень обязанностей представителя, перечень его прав не является исчерпывающим. Иные права, которыми обладает представитель владельцев облигаций, помимо прав, предусмотренных подп. 1 - 7 п. 12 комментируемой статьи, могут быть указаны в иных федеральных законах, в решении о выпуске облигаций или определены решением общего собрания владельцев облигаций (подп. 8 п. 12 комментируемой статьи).
7. Пункт 13 комментируемой статьи содержит основные положения, регулирующие договор, заключаемый эмитентом и представителем владельцев облигаций.
На основании данного договора эмитентом осуществляется оплата услуг представителя владельцев облигаций, тем самым снимается финансовая нагрузка с владельцев облигаций.
Следует отметить, что договор, заключенный между эмитентом облигаций и представителем владельцев облигаций, не включается в перечень эмиссионной документации, подлежащей обязательному раскрытию. При этом Закон возлагает обязанность на эмитента и представителя владельцев облигаций по указанию владельца облигаций предоставлять ему копию договора, заключенного между эмитентом и представителем облигаций, в строго определенный срок - не позднее 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.
Предусмотрена возможность одностороннего отказа представителя владельцев облигаций от исполнения обязанностей по договору с эмитентом. По общему правилу представитель владельцев облигаций должен уведомить эмитента об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора. Более короткий срок уведомления может быть предусмотрен самим договором.
Заметим, что порядок досрочного расторжения договора по инициативе эмитента настоящей статьей комментируемого Закона не урегулирован. Таким образом, согласимся со специалистами, указывающими, что "существует опасность, что эмитент в преддверии дефолта или после него воспользуется этим своим правом и расторгнет договор", тем самым "интересы владельцев облигаций окажутся незащищенными на неопределенное время" <189>.
--------------------------------
<189> Селивановский А., Селивановская М. Представитель владельцев облигаций: кому нужен этот институт // Хозяйство и право. 2013. N 11 (442). С. 45.

Поскольку данный договор по своей природе относится к договорам возмездного оказания услуг, то к нему также возможно применить соответствующие нормы ГК РФ. В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. При этом согласно позиции Президиума Верховного Суда РФ "отсутствие предварительной оплаты понесенных расходов не является препятствием для реализации права заказчика на такой отказ. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет услуг, как оказанных, так еще и не оказанных, до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора. Таким образом, расходы, понесенные исполнителем, могут быть оплачены заказчиком как до отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг, так и после него, в том числе взысканы с заказчика в судебном порядке" (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2015 год N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 марта 2015 г.).
Расторжение договора между эмитентом и представителем владельцев облигаций возможно также по соглашению сторон, при этом условием заключения такого соглашения является одобрение его общим собранием владельцев облигаций с одновременным избранием нового представителя владельцев облигаций.
Перечень прав и обязанностей представителя владельцев облигаций, указанный в п. п. 11 и 12 комментируемой статьи, не может быть ограничен положениями договора, заключаемого между ним и эмитентом. Настоящей статьей декларируется принцип, определяющий, что условия договора, освобождающие представителя владельцев облигаций от исполнения всех обязанностей или их части, а также ограничивающие его права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, ничтожны.
8. Бремя расходов представителя владельцев облигаций, связанных с обращением в арбитражный суд, может быть в силу п. 13 настоящей статьи возложено согласно решению об их выпуске:
1) на эмитента облигаций;
2) на владельцев облигаций;
3) совместно и на эмитента, и на владельцев облигаций.
При этом в случае, если расходы представителя владельцев облигаций, связанные с обращением в арбитражный суд, были оплачены отдельными владельцем или владельцами облигаций, указанные расходы возмещаются за счет денежных средств, присужденных владельцам облигаций судом по иску к эмитенту облигаций и (или) к лицу, предоставившему обеспечение по облигац
Безымянная страница
Другие статьи и литература
Финансовые вопросы 2021
Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
Вопрос - ответ 2020
Частное банковское право: учебник
Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Сложные вопросы компенсационных выплат и премирования
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
- Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
- Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
- Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
- Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
- Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
- Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
- Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
- Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
- Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
- Региональное финансовое право: Монография
- Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
- Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
- Налоговое право: Курс лекций

Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2021. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!