Оспаривание сделок с заинтересованностью
В отличие от крупной сделки, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной в соответствии с п. 2 ст. 174 ГК РФ, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует. При этом отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной (абз. 2 п. 1 ст. 84 Закона об АО).
Согласно п. 2 ст. 174 ГК РФ сделка, совершенная представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску представляемого или по иску юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, по иску, предъявленному в их интересах иным лицом или иным органом, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для представляемого или для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.
Таким образом, для оспаривания сделки с заинтересованностью миноритарию необходимо доказать, во-первых, наличие ущерба от сделки, а во-вторых, осведомленность контрагента в сделке о таком ущербе либо наличие сговора или иного злонамеренного соглашения между сторонами сделки.
Предположим, уважаемый читатель, что тебе очень повезло, и ты, пробившись через противодействие менеджмента, получил информацию об интересующих тебя сделках, даже не пропустив еще срока исковой давности для их оспаривания. Внимательно изучил условия сделок, проанализировал экономические последствия их совершения и обнаружил, что они, сделки, абсолютно невыгодны для компании, а менеджмент при их совершении (получал откаты) действовал неразумно и недобросовестно. Полный праведного гнева, ты спешишь в суд с иском о признании сделки недействительной в портфеле, но... не спеши! Убедить суд в одной лишь убыточности сделки может быть недостаточно.
"Невыгодность сделки, как верно указано судами, не может сама по себе служить основанием для признания договора недействительным. При определенных обстоятельствах совершение субъектом предпринимательской деятельности внешне убыточной сделки может быть направлено на достижение благоприятного и желаемого данным субъектом экономического результата. Следовательно, для определения признака убыточности сделки для общества необходимо исследовать не только конкретные последствия совершения сделки, но и обстоятельства ее совершения, в том числе цели, которые преследовало общество при ее совершении" (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2019 г. N Ф03-280/19 по делу N А51-26890/2017).
"Факт убыточности сделки сам по себе не является основанием для признания сделки недействительной; указанное обстоятельство имеет значение при оценке порядка совершения сделки с заинтересованностью или крупной сделки, при этом отдельным или самостоятельным основанием недействительности сделки убыточность не является" (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2017 г. N Ф05-20979/16 по делу N А40-248190/2015).
"Да подождите, - начиная заводиться, говоришь ты суду. - Но разве вы не видите, что эти (жулики тут банально украли) менеджеры не очень эффективны. Разве это разумно - совершать такие сделки?" - уже почти кричишь ты суду. Остынь! Суд хладнокровен и непреклонен.
"...нарушение органами управления... обязанности действовать в интересах своего общества разумно и добросовестно, выразившееся в совершении сделки на предположительно невыгодных для общества условиях, само по себе не является основанием для признания недействительной сделки, совершенной упомянутыми органами... Занижение цены договора и возможная его убыточность сами по себе не свидетельствуют ни о злоупотреблении правом... ни о наличии предусмотренных законом оснований для признания сделки ничтожной на момент ее заключения" (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2012 г. N Ф07-7450/12 по делу N А56-55038/2011; Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 мая 2012 г. N Ф05-10365/11 по делу N А40-20674/2011-142-178).
Ты выходишь из суда бледный и потерянный. Долго стоишь на крыльце суда, приходя в себя. Произошедшее кажется тебе каким-то сюрреализмом. Мы тебе сочувствуем! Дыши глубже, прогуляйся на свежем воздухе. Не расстраивайся! Как поется в песне, "разум когда-нибудь победит". Просто не сегодня.
И потом с какой стороны посмотреть. Бывает и так, что убыточная сделка совершена в цепочке иных взаимосвязанных сделок, направленных в конечном итоге на получение обществом положительного эффекта.
Отказ в иске о признании недействительной крупной сделки, сделки с заинтересованностью или то обстоятельство, что сделка не оспаривалась, сами по себе не препятствуют удовлетворению требования о возмещении убытков, причиненных обществу лицами, названными в ст. 53.1 ГК РФ, п. 5 ст. 71 Закона об акционерных обществах, а также не препятствуют удовлетворению иска об исключении из непубличного общества акционера (п. 1 ст. 67 ГК РФ), заключившего данную сделку в ущерб интересам общества (в том числе в качестве единоличного исполнительного органа) либо давшего указание ее заключить или голосовавшего за ее одобрение на общем собрании акционеров.