Гарантии защиты прав акционеров - владельцев
привилегированных акций при невыплате дивидендов
Для владельцев обыкновенных акций в случае невыплаты по ним дивидендов никаких гарантий защиты интересов Закон об АО не предусматривает, поскольку наряду с правом на дивиденды такие акционеры обладают всеми другими корпоративными правами, включая право на управление.
Однако акционеры - владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров, а следовательно, невыплата им дивидендов лишает их участие в корпорации какого-либо экономического смысла.
В связи с этим законодатель предусмотрел для владельцев привилегированных акций гарантию, защищающую их интересы в случае, если общество не принимает решение о выплате дивидендов или выплачивает их не в полном размере.
При невыплате или неполной выплате дивидендов акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.
В этом случае право голоса предоставляется начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа, а прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере (п. 5 ст. 32 Закона об АО).
Как справедливо отметил арбитражный суд применительно к п. 5 ст. 32 Закона об АО, "указанное правило расширяет права владельцев привилегированных акций для обеспечения возможности их влияния на принятие общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов, размер которых закреплен уставом Общества, т.е. достижения той экономической цели - получения части чистой прибыли от деятельности общества, которая преследуется при приобретении привилегированных акций" <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2017 г. N Ф06-20139/17 по делу N А57-14558/2016.
При этом невыплата или неполная выплата дивидендов по привилегированным акциям может использоваться недобросовестными мажоритариями в качестве способа увеличения корпоративного контроля (об этом ниже).
Акционеры - владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного типа имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов. Право акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Кроме того, акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам привилегированных акций иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций.
Решение о внесении таких изменений и дополнений считается принятым, если за него отдано не менее чем 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, за исключением голосов акционеров - владельцев привилегированных акций, права по которым ограничиваются, и 3/4 голосов всех акционеров - владельцев привилегированных акций каждого типа, права по которым ограничиваются, если для принятия такого решения уставом общества не установлено большее число голосов акционеров (абз. 2 п. 4 ст. 32 Закона об АО).
Как отметил Арбитражный суд г. Москвы, анализируя абз. 2 п. 4 ст. 32 Закона об АО, в данной норме "установлен примерный перечень ограничений, которые дают основания для предоставления привилегированным акционерам права голоса на общем собрании акционеров, на котором принимаются решения о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества... Указанный перечень ограничений не является закрытым, однако приводимые в нем типичные ситуации ограничений прав владельцев привилегированных акций (которые дают право на участие в общем собрании) всегда касаются прав этих акционеров на дивиденды и ликвидационную стоимость акций. Таким образом, перечень ограничений прав акционеров-владельцев привилегированных акций является открытым, однако перечень объектов ограничиваемых прав закрыт и подразумевает ограничение эксклюзивных имущественных прав на фиксированные дивиденды и ликвидационную стоимость акций" <1>.
--------------------------------
<1> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 января 2017 г. по делу N А40-191942/16-159-1635.