Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Схема взаимодействия между вендинговым аппаратом и ИФНС

-------------¬     -------------¬
¦ ПОКУПАТЕЛЬ ¦----\¦ ВЕНДИНГОВЫЙ¦
¦            ¦L--¬/¦   АППАРАТ  ¦
L-------------     L-------------
                        --¬
                       -- L-
                        \ /
-------------¬     -------------¬
¦            ¦/L--¬¦  ОПЕРАТОР  ¦
¦    ИФНС    ¦\----¦ ФИСКАЛЬНЫХ ¦
¦            ¦     ¦   ДАННЫХ   ¦
L-------------     L-------------

Среди положительных моментов можно указать следующие:
- наличие возможности контроля за вендинговым оборудованием онлайн;
- переход на современные методы учета и ведения отчетности;
- возможность регистрации вендингового автомата онлайн.
Поэтапный переход на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде, позволит сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет за счет перехода к повсеместному использованию контрольно-кассовой техники и обеспечению дополнительных оперативных механизмов контроля за корректностью отражения выручки, получаемой в форме наличных денежных средств (письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-01-15/32703).
Среди отрицательных моментов выделяются следующие:
- необходимость переоборудования аппаратов, для установки онлайн-касс придется существенно изменить конструкцию автоматов, ведь в них не предусмотрено места под такое оборудование. Придется замещать кассовой техникой одно из устройств оплаты, а это может повлечь за собой лишение гарантии от производителя;
- необходимость регистрации подобных аппаратов в налоговом органе и подачи дополнительных данных в случае, если необходимо перевезти аппарат на другое место.
Кроме того, некоторые вендинг-аппараты не предусматривают возможности встраивания контрольно-кассовой техники. В силу пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности, в том числе разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). Таким образом, если аппарат не предусматривает возможности предоставления чека, то в настоящее время можно использовать такой аппарат. А вот с 2018 года такой возможности не будет, даже если представить экспертное заключение о невозможности встраивания ККТ с передачей данных в модель вендингового аппарата.
Зачастую вендинг-оператор максимально сочетает все сопутствующие элементы вендинга: осуществляет ремонт оборудования (через собственный сервисный центр), занимается расстановкой торговых автоматов посредством своих работников (или самостоятельно). Поэтому необходимо будет провести обучение персонала, внести изменения в процесс ремонта оборудования.
Таким образом, в 2017 году необходимо:
- проверить возможность доработки вендинговых аппаратов кассовыми аппаратами с онлайн-передачей данных;
- обучить персонал работе с новыми аппаратами;
- провести регистрацию аппаратов в налоговом органе;
- заключить договор технического обслуживания аппаратов или же самостоятельно проводить обслуживание не только самого аппарата, но и кассового устройства в его составе.
Как отразятся изменения на необходимости установления лимита по кассе?
Согласно пункту 2 указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - указание) для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Таким образом, кроме перехода на новые ККТ, необходимо будет устанавливать лимиты по кассе каждого вендингового аппарата, при этом выручку из торговых автоматов можно инкассировать не каждый день.
Как отразится переход на новые ККТ на покупателях?
Для покупателей переход на новые ККТ предполагает большую защиту. Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) установлена обязанность применять контрольно-кассовую технику с выдачей кассового чека при осуществлении расчетов, в том числе с использованием автоматических устройств, в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Наличие у покупателя кассового чека, бланка строгой отчетности или иного документа, подтверждающего факт оплаты за указанный товар (оказанную услугу), является, в частности, основанием обмена или возврата товара согласно пункту 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Необходимость применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов посредством автоматических устройств для расчетов обусловлена тем, что такое устройство осуществляет прием денежных средств без участия представителя хозяйствующего субъекта при отсутствии зачастую информации о таком хозяйствующем субъекте в местах осуществления расчетов и в случае необходимости возврата товара у покупателя могут возникнуть затруднения с доказыванием факта приобретения такого товара у соответствующего хозяйствующего субъекта (письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-15/48555).
Таким образом, для покупателей переход на новую технику позволяет лучше обезопасить и отстоять свои права.
Риски неприменения контрольно-кассовой техники продавцами - владельцами вендинговых автоматов.
В настоящее время имеется судебная практика в отношении неприменения контрольно-кассовой техники. И очень часто суды поддерживают налогоплательщиков, не находя оснований для привлечения к ответственности. Так, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 N 15АП-2704/2008 по делу N А32-2644/2007-26/54-6АЖ суд не нашел оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика. Суд пришел к выводу о том, что торговый автомат "Sagoma H7" является передвижным средством развозной и разносной торговли, в связи с чем в силу положений пункта 3 статьи 2 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ при осуществлении обществом "ПВК" деятельности с помощью автомата "Sagoma H7" не подлежала обязательному применению контрольно-кассовая машина. В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 N 10АП-11966/2016 по делу N А41-24224/16 суд также принял решение в пользу налогоплательщика. Одно лишь указание в оспариваемом Постановлении на то, что заявитель нарушил требования законодательства о применении контрольно-кассовой техники, является недостаточным для признания данного лица виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Отсутствие в действиях данного юридического лица состава вменяемого административного правонарушения исключает возможность привлечения данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности.
Но анализ судебной практики и законодательства позволяет сделать вывод о том, что основной риск продажи через автоматы, не содержащие контрольно-кассовой техники, а также техники с онлайн-передачей данных, состоит в штрафных санкциях. Согласно статье 14.5 КоАП РФ consultantplus://offline/ref=31F44AAEE2DA4CC2110A8B56ED5A1EE4C463F88B6CBCB03211476558CDB50C093EF44E6330D675D5W9R неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Ясно, что с середины 2019 года судебная практика претерпит изменения, поскольку неприменение ККТ с онлайн-передачей данных просто не будет предусмотрено и фактически владельцы вендинговых автоматов вынуждены будут или убрать старые аппараты, или модернизировать их во избежание штрафных санкций.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!