Бухгалтерия в вопросах и ответах!
3. Изменения в документообороте при применении
контрольно-кассовой техники

Электронный документооборот при регистрации ККТ.
Когда компания или предприниматель приобретают кассовый аппарат или модернизировали уже существующий аппарат, то в этом случае необходимо:
- зарегистрировать аппарат;
- провести перерегистрацию контрольно-кассовой техники.
Сделать это возможно с помощью электронных документов на сайте налоговой службы.
Для организации электронного документооборота создан кабинет контрольно-кассовой техники - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Для регистрации ККТ необходимо на сайте ФНС заполнить в личном кабинете необходимые формы и подписать их сертификатом электронной цифровой подписи.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
- адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
- наименование модели контрольно-кассовой техники;
- заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
- сведения о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности).
На основании электронных документов налоговый орган присваивает кассовому аппарату регистрационный номер и присылает налогоплательщику.
Данный номер вводится в фискальный накопитель, формируется отчет о фискализации и направляется в ИФНС. На основании данных отчета налоговый орган формирует регистрационную карточку.
Таким образом, особенностями изменений в документообороте является усиление роли электронного документооборота и снижение человеческого фактора в регистрации ККТ.
Изменение договорных отношений при использовании кассы.
Ранее при использовании контрольно-кассовой техники необходимо было в обязательном порядке заключить договор с центром технического обслуживания, в настоящее время возможно работать без такого договора. Необходимо только решить:
- кто будет осуществлять гарантийный ремонт;
- кто будет осуществлять техническую поддержку модели ККТ;
- каким образом организовать консультации по диспетчерской связи;
- кто будет организовывать регистрацию ККТ в налоговом органе.
Поскольку данные вопросы являются достаточно сложными для решения компанией и предпринимателем самостоятельно, то в этой связи возможно заключить типовой договор и использовать его в случае необходимости. Ведь запрет или замена таких договоров не предусмотрена.
Но при этом новым обязательным документом является договор с оператором фискальных данных.
Договор на обработку фискальных данных является публичным и должен содержать следующие обязательные условия:
- размер, условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором фискальных данных;
- срок действия договора;
- порядок расторжения договора.
Оператор фискальных данных уведомляет уполномоченный орган о заключении или расторжении договора на обработку фискальных данных с указанием следующих сведений:
- полного наименования организации-пользователя или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационного номера налогоплательщика-пользователя;
- регистрационного номера каждого экземпляра модели контрольно-кассовой техники и заводского номера каждого экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- заводского номера каждого экземпляра модели фискального накопителя;
- дату заключения договора;
- срока действия договора или даты расторжения договора.
Таким образом, в договорной работе исключены требования об обязательном заключении договора с центром технического обслуживания, следовательно, начать работу можно и без такого договора. Но появилась новая обязанность по заключению договора с оператором фискальных данных.
Документооборот с кассовыми чеками.
Кассовый чек является основным первичным документом, который образуется при использовании ККТ. С другой стороны, чек является подтверждением сделки купли-продажи. Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 N 10АП-8587/2016 по делу N А41-3434/15 суд установил, что факт оплаты покупателем стоимости товара по договору розничной купли-продажи подтверждается чеками. Аналогичный вывод сделан в Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 31.01.2017 N 33-1197/2017.
К данному документу также предъявляются законодательные требования. Так, чек должен содержать определенные реквизиты:
наименование документа;
порядковый номер за смену;
дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя);
наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
применяемую при расчете систему налогообложения;
признак расчета;
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумму налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
форму расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумму оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);
регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
фискальный признак документа;
адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
порядковый номер фискального документа;
номер смены;
фискальный признак сообщения.
К новым особенностям документооборота относится возможность покупателя получать и хранить чеки в электронном виде, а также возможность проверять чеки в режиме онлайн. При этом сам покупатель при необходимости может отправить жалобу в ФНС в случае, если чек нельзя отследить в системе.
Отмена применения дополнительных кассовых документов.
При использовании касс нового образца отпадает необходимость ведения ранее утвержденных документов, которые были разработаны еще Госкомстатом. О чем идет речь:
- о журнале кассира-операциониста (форма КМ-4);
- о справке-отчете кассира-операциониста (форма КМ-6);
- об акте о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ (форма КМ-1);
- об акте о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма КМ-2);
- об акте о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма КМ-3);
- о сведениях о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма КМ-7).
После перехода на онлайн-кассы перечисленные формы первичных учетных документов, применяемых для кассового учета, заполнять необязательно, так как новая ККТ будет в онлайн-режиме передавать сведения о выручке организации через оператора фискальных данных в ФНС России. В этом больше нет необходимости, поскольку все данные не только сохраняются в памяти ККТ, но и могут быть в любой момент распечатаны. Организации могут не применять унифицированные формы по ККТ с 15.07.2016 (с даты вступления в силу Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
Мнение Минфина!
Минфин по вопросу применения Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" высказал мнение, что постановление не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению (<письмо> ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ "О направлении разъяснений").
Таким образом, у компаний снизятся трудозатраты, связанные с оформлением лишних документов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый документооборот при применении ККТ организован с учетом современных тенденций перехода на электронную систему документации.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!