Бухгалтерия в вопросах и ответах!
2. Является ли отсутствие контрольно-кассовой техники
критерием необоснованной налоговой выгоды

Критерии необоснованной налоговой выгоды были внесены в Налоговый кодекс в 2017 году.
Критериями необоснованной налоговой выгоды согласно статье 54.1 НК РФ являются следующие:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Налоговый кодекс не содержит четкого ответа на вопрос в отношении возникновения необоснованной налоговой выгоды, когда налогоплательщик не зарегистрировал кассовую технику. Есть судебные решения, в которых судьи признают, что незарегистрированная контрольно-кассовая техника привела к тому, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду, например не отражал всю выручку по кассе. Но есть и решения в пользу налогоплательщика. В данном материале мы рассмотрим, почему возникают данные споры, а также вопрос упрощения порядка регистрации ККТ в 2017 году.
Судебные споры в отношении необоснованной налоговой выгоды.
Ранее судьи руководствовались Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в котором указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Операции, совершаемые при использовании незарегистрированной контрольно-кассовой техники, могут быть признаны необоснованной налоговой выгодой, поскольку:
- продавец может не отражать все операции по кассе;
- налоговый орган фактически не контролирует кассовую технику, которая не зарегистрирована;
- не проверена исправность контрольно-кассовой техники.
Для покупателя - юридического лица и для индивидуального предпринимателя также приобретение товаров у лиц с незарегистрированной контрольно-кассовой техникой может привести к следующим негативным последствиям:
- непризнание расходов для целей налогообложения прибыли;
- невозможность получения налогового вычета по НДС;
- признание хозяйственных операций нереальными.
Каким же образом складывается судебная практика в отношении признания налоговой выгоды необоснованной?
1. Судебные споры не в пользу продавца.
Признаком необоснованной налоговой выгоды может быть то, что налогоплательщик и его контрагент взаимозависимы, контрагент не отразил в составе доходов полученную выручку от реализации и не имеет зарегистрированную контрольно-кассовую технику (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2014 N Ф06-15699/2013, Ф06-16590/2013 по делу N А06-1185/2014). Особо суд отметил, что ККМ не зарегистрированы. По месту регистрации не располагается, адрес регистрации - квартира, собственник которой ничего не знает о данной организации.
2. Судебные споры не в пользу покупателя.
Необоснованная налоговая выгода может быть подтверждена тем, что контрольно-кассовая техника не зарегистрирована за продавцом товаров, работ, услуг, а принадлежит другому юридическому лицу (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2012 по делу N А57-21871/2011). Еще одним признаком необоснованной выгоды являются чеки, которые отпечатаны на ККТ, вообще не зарегистрированной в налоговых органах (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 N Ф03-1258/2013 по делу N А51-12756/2012). Также налоговый орган приходит к выводам о необоснованной налоговой выгоде, если расчеты налогоплательщика с контрагентами производились с применением ими контрольно-кассовой техники, которая за ними не зарегистрирована, и при наличии открытых расчетных счетов в банках и своей контрольно-кассовой техники (Постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2010 N Ф09-10494/10-С2 по делу N А60-15131/2010-С10).
Таким образом, незарегистрированная контрольно-кассовая техника негативно влияет на взаимоотношения продавца и покупателя.
Во-первых, незарегистрированная контрольно-кассовая техника автоматически приводит к возникновению налогового спора, а также необходимости обжалования в судебном порядке правомерности признания как доходов, так и расходов.
Во-вторых, подобные споры приводят к репутационным рискам, ведь в случае, если контрагент не является надежным поставщиком и использует незарегистрированную ККТ, покупатель больше не захочет обращаться к подобному продавцу и производить у него закупки.
В-третьих, существуют риски штрафных санкций. Так, возможно доначисление налога расчетным путем, а также штрафных санкций в размере 20% от суммы неуплаченного налога.
Однако в некоторых случаях возможно доказать, что отсутствие регистрации контрольно-кассовой техники не привело к неуплате налогов в бюджет.
Какие доказательства можно использовать при возникновении спора?
Налоговый кодекс нам не дает ответа на вопрос, какие доказательства возможно использовать, чтобы доказать, что незарегистрированная касса никак не повлияла на уплату налогов. Действительно, ведь причины того, что касса не была зарегистрирована, могут быть банальными:
- поломка основной кассы и необходимость продолжения работы на резервном аппарате;
- дальность расположения налоговой инспекции от торговой точки;
- отсутствие необходимых знаний в отношении порядка регистрации кассовой техники.
В судах компании и предприниматели часто используют следующие доводы и доказательства для того, чтобы доказать, что необоснованной налоговой выгоды не возникло.
1. Нарушение контрагентом-продавцом обязанности зарегистрировать контрольно-кассовую технику, а также выдать кассовый чек с соответствующими реквизитами является основанием для привлечения данного контрагента к установленной действующим законодательством ответственности, но не может свидетельствовать о получении покупателем необоснованной налоговой выгоды и отсутствии реальности хозяйственных операций (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2012 по делу N А44-1889/2011).
2. Налогоплательщик может не знать, что контрагент имеет незарегистрированную контрольно-кассовую технику. Налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик знал или должен был знать о незарегистрированной контрольно-кассовой технике (Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2012 по делу N А14-1076/2011).
3. Действующее законодательство не предусматривает обязанность налогоплательщиков проверять факт регистрации контрольно-кассовой техники, применяемой контрагентами (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2011 по делу N А52-3741/2010).
Данные судебные споры свидетельствуют о возможности доказать отсутствие необоснованной налоговой выгоды. Вместе с тем для того, чтобы избежать рисков полностью, необходимо учесть новый порядок регистрации контрольно-кассовой техники, действующий с 2017 года. А покупатели могут по чеку проверить регистрацию ККТ, используя онлайн-сервисы ИФНС.
Каким образом упрощается порядок регистрации ККТ?
С 2017 года в целом порядок регистрации контрольно-кассовой техники упростится. В частности, возможно будет зарегистрировать новую технику онлайн. А для регистрации не нужно будет ехать в налоговый орган, приглашать специалистов из ИФНС и ждать определенное время. Это особенно актуально для ситуаций, когда контрольно-кассовая техника сломалась. Что делать в этом случае? Закрывать торговую точку или же нарушать законодательство?! Многие компании регистрировали две кассы и одну из них использовали как резервную в случае поломки первой. Однако подобная практика вела к дополнительным расходам на содержание в исправном состоянии еще одной ККТ.
Регистрация контрольно-кассовой техники представляет собой, как и ранее, внесение налоговым органом записи о ККТ. Однако данные, которые фиксируются ИФНС, изменились. С 2017 года фиксируются сведения об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнале учета контрольно-кассовой техники, присвоении налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдаче пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если речь идет об уже зарегистрированных кассах, то зарегистрированную до 1 февраля 2017 г. ККТ можно применять, перерегистрировать и снимать с учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 г. За этот переходный период необходимо пройти перерегистрацию техники.
Если говорить о новой технике, то с 1 февраля нельзя будет зарегистрировать или перерегистрировать ККТ, которая не обеспечивает передачу данных в электронной форме.
Основанием для регистрации кассы является ее приобретение или передача от головной организации филиалам и представительствам. Основанием для проведения перерегистрации ККТ является замена не фискальной памяти, а фискального накопителя, например по окончании срока действия ключа фискального признака.
Но при этом сама регистрация упростится, поскольку регистрация ККТ возможна без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
Для регистрации или перерегистрации кассы необходимо подать в налоговую заявление.
Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
- адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
- наименование модели контрольно-кассовой техники;
- заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
- сведения о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности).
Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники.
Зарегистрировать кассу возможно:
- в налоговом органе;
- через оператора фискальных данных.
При регистрации контрольно-кассовой техники пользователь записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество. Датой подачи указанных сведений в электронной форме считается дата размещения данных сведений в кабинете контрольно-кассовой техники либо их передачи оператору фискальных данных (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа").
Подтверждением регистрации является соответствующая карточка регистрации. Карточка направляется пользователю ККТ в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации, перерегистрации.
В целом порядок регистрации ККТ претерпел несущественные изменения. Но, чтобы нивелировать риски, лучше заранее продумать вопрос как регистрации новой кассы, так и перерегистрации уже существующих в компании касс.
Таким образом, применение ККТ без регистрации может повлечь неблагоприятные налоговые последствия как для продавца, так и для покупателя. И изменения в законодательстве не изменят эту практику, поскольку обязанность по регистрации касс сохранится, однако порядок регистрации касс изменится и будет предусматривать возможность регистрации онлайн без посещения ИФНС.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!