Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Приложение 3

Не урегулированные в законодательстве вопросы

В Законе о контрольно-кассовой технике остается целый ряд неурегулированных вопросов.

1. Правильный выбор оператора фискальных данных

В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 2016 года все кассовые операции должны осуществляться через кассовых операторов. Но главная загвоздка состоит в том, чтобы правильно выбрать оператора фискальных данных.
Все ли операторы одинаковые?
Для начала разберемся, кто такой оператор фискальных данных. Оператор фискальных данных - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных.
Ко всем операторам фискальных данных (ОФД) применяются общие требования законодательства.
Во-первых, оператор должен состоять в специальном реестре операторов.
Во-вторых, оператор должен иметь разрешение на обработку фискальных данных.
Разрешение на обработку фискальных данных должно содержать следующие обязательные сведения:
полное наименование оператора фискальных данных, идентификационный номер налогоплательщика и адрес сайта в сети Интернет оператора фискальных данных, которому выдано такое разрешение;
дату выдачи разрешения.
В-третьих, оператор должен иметь экспертное заключение о соответствии технических средств, позволяющих осуществлять обработку фискальных данных, требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Четвертое требование - наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи и деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
В-пятых, оператор должен иметь на праве собственности или праве аренды размещенные на территории Российской Федерации объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения), в которых размещаются технические средства, осуществляющие обработку фискальных данных, и на праве собственности средства формирования фискального признака и проверки фискального признака.
Также законодательно установлен целый ряд требований к оператору фискальных данных. Так, оператор должен самостоятельно и на постоянной основе осуществлять обработку фискальных данных в режиме реального времени в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; осуществлять ежедневную передачу в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники и по которым не получено подтверждение о принятии налоговым органом, включая каждый фискальный документ, не позднее 24 часов с момента получения таких фискальных данных, а также обеспечивать в порядке, установленном уполномоченным органом, налоговому органу доступ к фискальным данным в режиме реального времени и представление фискальных данных по его запросу; обеспечивать бесперебойность обработки фискальных данных; обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы не признается нарушением конфиденциальности, но одновременно оператор обеспечивает идентификацию пользователя.
Это общие требования, которые распространяются на всех операторов.
Но при этом в законодательстве предусмотрена возможность аннулирования разрешения на обработку фискальных данных у оператора фискальных данных. Следовательно, нужно выбрать такого оператора, который бы устраивал по цене, качеству, и при этом минимизировать риски исключения из реестра оператора.
Как определиться с ценой?
Безусловно, цены играют не последнюю роль в принятии решения о выборе ОФД. Но цена должна быть не только доступной, но и учитывать задачи компании. Например, цена не должна повышаться и зависеть от количества транзакций и количества переданных данных, фискальных чеков. Если количество чеков ограничено, то, соответственно, это будет увеличивать тарифы, поскольку любая компания или предприниматель имеют целью развитие и поэтому установление лимитов по фискальным данным не желательно для организации работы с новой кассовой техникой.
Также предпочтение необходимо отдавать тем компаниям, которые обеспечивают не только передачу данных, но и возможность мониторинга руководства за операциями кассиров. Это позволит организовать внутренний контроль, а также исключить случаи, когда выручка не приходуется в кассу или приходуется не в полном объеме.
Если оператор предлагает дополнительные услуги, которые входят в стоимость, то это также будет являться преимуществом в выборе. Какие дополнительные услуги могут быть включены в абонентское обслуживание? Например, на начальном этапе работы очень полезны будут консультации, каким образом наладить работу, что делать в случае технических проблем и т.д. Также полезной услугой будет наличие личного кабинета, в котором собрана информация о счетах, услугах, операциях кассиров. С помощью такого личного кабинета возможно вести и статистический, и управленческий учет по кассовым операциям.
Если речь идет о субъектах малого предпринимательства, то достаточно важной функцией является обучение персонала, ведь если говорить о маленьких магазинчиках, объектах общественного питания, расположенных не в крупных городах, то часто кассиры не имеют достаточной квалификации и не работали с новой кассовой техникой. А ведь в должностные обязанности кассиров будут входить новые обязанности, такие, как открытие кассы и закрытие кассы, а также передача кассовых отчетов онлайн.
Как определиться с качеством?
Качество определяется многими параметрами, в частности бесперебойной работой. Если оператор допускает достаточно много технических сбоев в работе, его работа не стабильна, то, конечно, с таким оператором не стоит заключать договор. Но как узнать заранее перед заключением договора, что оператор предоставляет надежные услуги. Существуют два основных параметра, по которым возможно узнать, стоит ли заключать договор с оператором или нет:
- достаточно длительная работа на рынке;
- положительные отзывы о работе компании.
Если компания достаточно давно представлена на рынке операторов связи, электронных коммуникаций и документооборота, то в этом случае всегда можно будет понять, какие проблемы могут возникнуть и как быстро они решаются руководством компании, насколько удобно работать. Если компания предоставляет другие качественные услуги, то в этом случае можно ожидать получения и качественных услуг в части передачи фискальных данных.
Как определиться с дополнительными услугами?
Если за одни и те же деньги можно получить как только услугу по передаче фискальных данных, так и дополнительные услуги, то, безусловно, более интересным предложением будет не только одна услуга, но и сервисное обслуживание, которое в нее входит. Начать изучение предложений операторов стоит с сайта компании. Так, на сайте можно найти дополнительную полезную информацию, например, об обязанности в применении кассовой техники, о замене фискального накопителя, о рисках, таких, как привлечение к административной ответственности. А вот если на сайте содержится, наоборот, раздел о ценах и работе с кассовой техникой, но он не заполнен и в нем нельзя найти никакой полезной информации, то от такого оператора лучше сразу отказаться, ведь может возникнуть ситуация, когда цена на услуги будет завышена или, например, техническая поддержка будет оказана некачественно.
В условиях нехватки времени, недостаточности ресурсов сегодня многие компании выбирают онлайн-обучение, вебинары, которые позволяют почерпнуть достаточно важную информацию без того, чтобы затрачивать большое время и ресурсы. Онлайн-обучение позволяет, не отрываясь от рабочего места, узнать, как работают новые кассы, как их зарегистрировать в налоговом органе, ведь с 2016 года возможна регистрация без похода в налоговый орган, каким образом организовать техническое взаимодействие с ОФД.
Так, законодательно установлены следующие обязанности компаний, которые будет осуществлять кассир. Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
Фискальный документ сразу после его формирования направляется контрольно-кассовой техникой в технические средства оператора фискальных данных, и при положительных результатах проверки ими достоверности фискального признака сообщения, которым был защищен этот фискальный документ, проведенной сразу после его получения, технические средства оператора фискальных данных формируют подтверждение оператора фискальных данных, защищают его фискальным признаком подтверждения и немедленно направляют его в контрольно-кассовую технику.
При неполучении подтверждения оператора фискальных данных контрольно-кассовая техника повторно направляет в технические средства оператора фискальных данных фискальный документ, для которого не было получено подтверждение оператора фискальных данных.
Также возникает вопрос, что делать, если кассир ошибся. При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.
Понятно, что если оператор может рассказать доступным языком, как открыть и закрыть смену, как исправить ошибку, то такие вебинары и семинары будут очень полезны.
Сегодня многие операторы предлагают интернет-возможности, например управление расчетами через личный кабинет, однако важно, чтобы интерфейс был удобным. Поэтому важно ознакомиться с возможностью управления расчетами по кассе заранее, ведь важно понять, каким образом систематизирована информация, как можно формировать отчеты, каким образом работает служба поддержки. Личный кабинет должен отвечать следующим потребностям: показывать аналитику, контролировать выручку, а также иметь возможность выгрузки отчетов. Понятно, что если данные услуги входят в общую стоимость и личный кабинет удобен по функционалу, то это является приятным дополнением к общим услугам.
Как провести анализ покупателей?
Для многих компаний оператор ассоциируется только с посредником, которому нужно платить дополнительные средства. Но это не так. Дело в том, что именно с помощью оператора и данных, поступающих в личный кабинет, возможно провести маркетинговый анализ. Можно сделать выводы:
- когда наилучшее время для продаж, а когда меньше всего покупателей и возможно сделать дополнительные скидки и бонусы для "продвижения" продаж;
- в какие дни недели покупательская способность снижается, а в какие увеличивается;
- каким образом ведут себя покупатели перед праздниками;
- какой средний чек, какие товары и на какую сумму чаще приобретают покупатели.
Раньше приходилось для изучения данной информации заказывать маркетинговое исследование. Теперь возможно получить подобное маркетинговое исследование, воспользовавшись данными личного кабинета. Поэтому необходимо выбирать оператора с наличием возможности ведения личного кабинета.

2. Является ли отсутствие контрольно-кассовой техники
критерием необоснованной налоговой выгоды

Критерии необоснованной налоговой выгоды были внесены в Налоговый кодекс в 2017 году.
Критериями необоснованной налоговой выгоды согласно статье 54.1 НК РФ являются следующие:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Налоговый кодекс не содержит четкого ответа на вопрос в отношении возникновения необоснованной налоговой выгоды, когда налогоплательщик не зарегистрировал кассовую технику. Есть судебные решения, в которых судьи признают, что незарегистрированная контрольно-кассовая техника привела к тому, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду, например не отражал всю выручку по кассе. Но есть и решения в пользу налогоплательщика. В данном материале мы рассмотрим, почему возникают данные споры, а также вопрос упрощения порядка регистрации ККТ в 2017 году.
Судебные споры в отношении необоснованной налоговой выгоды.
Ранее судьи руководствовались Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в котором указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Операции, совершаемые при использовании незарегистрированной контрольно-кассовой техники, могут быть признаны необоснованной налоговой выгодой, поскольку:
- продавец может не отражать все операции по кассе;
- налоговый орган фактически не контролирует кассовую технику, которая не зарегистрирована;
- не проверена исправность контрольно-кассовой техники.
Для покупателя - юридического лица и для индивидуального предпринимателя также приобретение товаров у лиц с незарегистрированной контрольно-кассовой техникой может привести к следующим негативным последствиям:
- непризнание расходов для целей налогообложения прибыли;
- невозможность получения налогового вычета по НДС;
- признание хозяйственных операций нереальными.
Каким же образом складывается судебная практика в отношении признания налоговой выгоды необоснованной?
1. Судебные споры не в пользу продавца.
Признаком необоснованной налоговой выгоды может быть то, что налогоплательщик и его контрагент взаимозависимы, контрагент не отразил в составе доходов полученную выручку от реализации и не имеет зарегистрированную контрольно-кассовую технику (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2014 N Ф06-15699/2013, Ф06-16590/2013 по делу N А06-1185/2014). Особо суд отметил, что ККМ не зарегистрированы. По месту регистрации не располагается, адрес регистрации - квартира, собственник которой ничего не знает о данной организации.
2. Судебные споры не в пользу покупателя.
Необоснованная налоговая выгода может быть подтверждена тем, что контрольно-кассовая техника не зарегистрирована за продавцом товаров, работ, услуг, а принадлежит другому юридическому лицу (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2012 по делу N А57-21871/2011). Еще одним признаком необоснованной выгоды являются чеки, которые отпечатаны на ККТ, вообще не зарегистрированной в налоговых органах (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 N Ф03-1258/2013 по делу N А51-12756/2012). Также налоговый орган приходит к выводам о необоснованной налоговой выгоде, если расчеты налогоплательщика с контрагентами производились с применением ими контрольно-кассовой техники, которая за ними не зарегистрирована, и при наличии открытых расчетных счетов в банках и своей контрольно-кассовой техники (Постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2010 N Ф09-10494/10-С2 по делу N А60-15131/2010-С10).
Таким образом, незарегистрированная контрольно-кассовая техника негативно влияет на взаимоотношения продавца и покупателя.
Во-первых, незарегистрированная контрольно-кассовая техника автоматически приводит к возникновению налогового спора, а также необходимости обжалования в судебном порядке правомерности признания как доходов, так и расходов.
Во-вторых, подобные споры приводят к репутационным рискам, ведь в случае, если контрагент не является надежным поставщиком и использует незарегистрированную ККТ, покупатель больше не захочет обращаться к подобному продавцу и производить у него закупки.
В-третьих, существуют риски штрафных санкций. Так, возможно доначисление налога расчетным путем, а также штрафных санкций в размере 20% от суммы неуплаченного налога.
Однако в некоторых случаях возможно доказать, что отсутствие регистрации контрольно-кассовой техники не привело к неуплате налогов в бюджет.
Какие доказательства можно использовать при возникновении спора?
Налоговый кодекс нам не дает ответа на вопрос, какие доказательства возможно использовать, чтобы доказать, что незарегистрированная касса никак не повлияла на уплату налогов. Действительно, ведь причины того, что касса не была зарегистрирована, могут быть банальными:
- поломка основной кассы и необходимость продолжения работы на резервном аппарате;
- дальность расположения налоговой инспекции от торговой точки;
- отсутствие необходимых знаний в отношении порядка регистрации кассовой техники.
В судах компании и предприниматели часто используют следующие доводы и доказательства для того, чтобы доказать, что необоснованной налоговой выгоды не возникло.
1. Нарушение контрагентом-продавцом обязанности зарегистрировать контрольно-кассовую технику, а также выдать кассовый чек с соответствующими реквизитами является основанием для привлечения данного контрагента к установленной действующим законодательством ответственности, но не может свидетельствовать о получении покупателем необоснованной налоговой выгоды и отсутствии реальности хозяйственных операций (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2012 по делу N А44-1889/2011).
2. Налогоплательщик может не знать, что контрагент имеет незарегистрированную контрольно-кассовую технику. Налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик знал или должен был знать о незарегистрированной контрольно-кассовой технике (Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2012 по делу N А14-1076/2011).
3. Действующее законодательство не предусматривает обязанность налогоплательщиков проверять факт регистрации контрольно-кассовой техники, применяемой контрагентами (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2011 по делу N А52-3741/2010).
Данные судебные споры свидетельствуют о возможности доказать отсутствие необоснованной налоговой выгоды. Вместе с тем для того, чтобы избежать рисков полностью, необходимо учесть новый порядок регистрации контрольно-кассовой техники, действующий с 2017 года. А покупатели могут по чеку проверить регистрацию ККТ, используя онлайн-сервисы ИФНС.
Каким образом упрощается порядок регистрации ККТ?
С 2017 года в целом порядок регистрации контрольно-кассовой техники упростится. В частности, возможно будет зарегистрировать новую технику онлайн. А для регистрации не нужно будет ехать в налоговый орган, приглашать специалистов из ИФНС и ждать определенное время. Это особенно актуально для ситуаций, когда контрольно-кассовая техника сломалась. Что делать в этом случае? Закрывать торговую точку или же нарушать законодательство?! Многие компании регистрировали две кассы и одну из них использовали как резервную в случае поломки первой. Однако подобная практика вела к дополнительным расходам на содержание в исправном состоянии еще одной ККТ.
Регистрация контрольно-кассовой техники представляет собой, как и ранее, внесение налоговым органом записи о ККТ. Однако данные, которые фиксируются ИФНС, изменились. С 2017 года фиксируются сведения об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнале учета контрольно-кассовой техники, присвоении налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдаче пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если речь идет об уже зарегистрированных кассах, то зарегистрированную до 1 февраля 2017 г. ККТ можно применять, перерегистрировать и снимать с учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 г. За этот переходный период необходимо пройти перерегистрацию техники.
Если говорить о новой технике, то с 1 февраля нельзя будет зарегистрировать или перерегистрировать ККТ, которая не обеспечивает передачу данных в электронной форме.
Основанием для регистрации кассы является ее приобретение или передача от головной организации филиалам и представительствам. Основанием для проведения перерегистрации ККТ является замена не фискальной памяти, а фискального накопителя, например по окончании срока действия ключа фискального признака.
Но при этом сама регистрация упростится, поскольку регистрация ККТ возможна без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
Для регистрации или перерегистрации кассы необходимо подать в налоговую заявление.
Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
- адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
- наименование модели контрольно-кассовой техники;
- заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
- сведения о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности).
Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники.
Зарегистрировать кассу возможно:
- в налоговом органе;
- через оператора фискальных данных.
При регистрации контрольно-кассовой техники пользователь записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество. Датой подачи указанных сведений в электронной форме считается дата размещения данных сведений в кабинете контрольно-кассовой техники либо их передачи оператору фискальных данных (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа").
Подтверждением регистрации является соответствующая карточка регистрации. Карточка направляется пользователю ККТ в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации, перерегистрации.
В целом порядок регистрации ККТ претерпел несущественные изменения. Но, чтобы нивелировать риски, лучше заранее продумать вопрос как регистрации новой кассы, так и перерегистрации уже существующих в компании касс.
Таким образом, применение ККТ без регистрации может повлечь неблагоприятные налоговые последствия как для продавца, так и для покупателя. И изменения в законодательстве не изменят эту практику, поскольку обязанность по регистрации касс сохранится, однако порядок регистрации касс изменится и будет предусматривать возможность регистрации онлайн без посещения ИФНС.

3. Изменения в документообороте при применении
контрольно-кассовой техники

Электронный документооборот при регистрации ККТ.
Когда компания или предприниматель приобретают кассовый аппарат или модернизировали уже существующий аппарат, то в этом случае необходимо:
- зарегистрировать аппарат;
- провести перерегистрацию контрольно-кассовой техники.
Сделать это возможно с помощью электронных документов на сайте налоговой службы.
Для организации электронного документооборота создан кабинет контрольно-кассовой техники - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Для регистрации ККТ необходимо на сайте ФНС заполнить в личном кабинете необходимые формы и подписать их сертификатом электронной цифровой подписи.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
- адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
- наименование модели контрольно-кассовой техники;
- заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
- сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
- сведения о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации контрольно-кассовой техники, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности).
На основании электронных документов налоговый орган присваивает кассовому аппарату регистрационный номер и присылает налогоплательщику.
Данный номер вводится в фискальный накопитель, формируется отчет о фискализации и направляется в ИФНС. На основании данных отчета налоговый орган формирует регистрационную карточку.
Таким образом, особенностями изменений в документообороте является усиление роли электронного документооборота и снижение человеческого фактора в регистрации ККТ.
Изменение договорных отношений при использовании кассы.
Ранее при использовании контрольно-кассовой техники необходимо было в обязательном порядке заключить договор с центром технического обслуживания, в настоящее время возможно работать без такого договора. Необходимо только решить:
- кто будет осуществлять гарантийный ремонт;
- кто будет осуществлять техническую поддержку модели ККТ;
- каким образом организовать консультации по диспетчерской связи;
- кто будет организовывать регистрацию ККТ в налоговом органе.
Поскольку данные вопросы являются достаточно сложными для решения компанией и предпринимателем самостоятельно, то в этой связи возможно заключить типовой договор и использовать его в случае необходимости. Ведь запрет или замена таких договоров не предусмотрена.
Но при этом новым обязательным документом является договор с оператором фискальных данных.
Договор на обработку фискальных данных является публичным и должен содержать следующие обязательные условия:
- размер, условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором фискальных данных;
- срок действия договора;
- порядок расторжения договора.
Оператор фискальных данных уведомляет уполномоченный орган о заключении или расторжении договора на обработку фискальных данных с указанием следующих сведений:
- полного наименования организации-пользователя или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
- идентификационного номера налогоплательщика-пользователя;
- регистрационного номера каждого экземпляра модели контрольно-кассовой техники и заводского номера каждого экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
- заводского номера каждого экземпляра модели фискального накопителя;
- дату заключения договора;
- срока действия договора или даты расторжения договора.
Таким образом, в договорной работе исключены требования об обязательном заключении договора с центром технического обслуживания, следовательно, начать работу можно и без такого договора. Но появилась новая обязанность по заключению договора с оператором фискальных данных.
Документооборот с кассовыми чеками.
Кассовый чек является основным первичным документом, который образуется при использовании ККТ. С другой стороны, чек является подтверждением сделки купли-продажи. Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 N 10АП-8587/2016 по делу N А41-3434/15 суд установил, что факт оплаты покупателем стоимости товара по договору розничной купли-продажи подтверждается чеками. Аналогичный вывод сделан в Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 31.01.2017 N 33-1197/2017.
К данному документу также предъявляются законодательные требования. Так, чек должен содержать определенные реквизиты:
наименование документа;
порядковый номер за смену;
дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя);
наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
применяемую при расчете систему налогообложения;
признак расчета;
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумму налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов поль
Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!