Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Таблица

Штрафные санкции (статья 14.5 КоАП РФ)

Нарушение Штраф для должностных лиц Штраф для юридических лиц Штраф для индивидуальных предпринимателей
Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей -
Повторное совершение административного правонарушения в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более дисквалификация на срок от одного года до двух лет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения от 1 500 до 3 000 рублей предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей -
Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предупреждение или наложение административного штрафа от 1 500 до 3 000 рублей предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей
Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2 000 рублей предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей -
Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных от 40 000 до 50 000 рублей от 500 000 до 1 000 000 рублей -
Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных от 30 000 до 40 000 рублей от 300 000 до 500 000 рублей -
Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных от 20 000 до 30 000 рублей от 200 000 до 300 000 рублей -
Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -
Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -
Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 5000 до 10 000 рублей от 50 000 до 100 000 рублей -
Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -
Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения от 40 000 до 50 000 рублей от 500 000 до 1 000 000 рублей -
Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -

Таким образом, возможно увидеть, что состав лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, заметно увеличился, теперь ответственность распространяется как на пользователей контрольно-кассовой техники, так и на операторов фискальных данных и на производителей контрольно-кассовой техники.
Важно учитывать следующие особенности наложения штрафных санкций.
Если ИФНС выявит, что работник организации-продавца не применил ККТ, может быть наложено сразу два штрафа (части 2 статьи 14.5 КоАП РФ):
- на организацию в размере от 75% до 100% суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.;
- на руководителя организации в размере от 25% до 50% суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.
Чаще всего суды соглашаются с доводами проверяющих в отношении совершения компаниями и предпринимателями нарушений. К наиболее частым нарушениям относятся:
1. Неприменение контрольно-кассовой техники.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12027 по делу N А05-286/2015 суд признал правомерным привлечение к ответственности за неприменение кассовой техники. По итогам проверки 24.12.2014 вынесено оспариваемое постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
2. Замена ленты без перерегистрации ККТ.
Из диспозиции части 2 статьи 14.5 Кодекса следует, что административная ответственность наступает за применение каждой ККТ, используемой с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения. Замена ленты без перерегистрации ККТ является нарушением законодательства. По итогам проверки 23.12.2014 вынесено оспариваемое постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Такой вывод сделал суд в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12131 по делу N А05-284/2015.
Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12130 по делу N А05-283/2015.
Поскольку судебная практика свидетельствует о том, что в целом суды поддерживают проверяющие органы, следует ожидать увеличение судебных споров в связи с расширением составов вменяемых компаниям и предпринимателям нарушений. Также возможно ожидать возникновение новых видов споров в связи с возникновением новых субъектов ответственности - операторов фискальных данных.
Существует целый ряд рисков, связанных с неприменением или неправильным применением контрольно-кассовой техники.
Первым видом рисков является риск штрафных санкций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Так, согласно статье 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей;
- на юридических лиц - от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей.
И ситуация привлечения компании к административной ответственности является достаточно частой. При этом обжаловать в судебном порядке штрафные санкции достаточно сложно. Так, в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 N 16АП-952/2016 по делу N А63-14649/2015 суд установил факт нарушения во времени получения денежных средств и пробития чека (по завершении обслуживания). Вместе с тем отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 08.01.1992 N 23 (раздел II Протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 N 2/56-2000).
В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А69-2390/2015 суд также признал правомерным привлечение к ответственности общества. Суд установил, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты денежные расчеты произведены без применения контрольно-кассовой техники, документа строгой отчетности, без выдачи по требованию покупателя товарного чека, в проверяемом объекте ККТ не установлена.
Вторым видом рисков является риск доначисления налогов, а также штрафов и пени. Дело в том, что если налогоплательщик не полностью уплачивает налоги, то ИФНС, используя расчетный метод, может доначислить налоги расчетным путем. Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 N 09АП-33258/2016-АК по делу N А40-249895/15 суд указал, что доначисления налога, пени и штрафа, в совокупности достигающие 1 миллиарда рублей по указанным проверкам, обусловлены установленными в ходе мероприятий налогового контроля фактами сокрытия ресторанами сети "Корчма Тарас Бульба" реальных сведений о доходах (выручке). При этом кассовые чеки содержат недостоверную информацию, следовательно, не могут подтверждать заявленные суммы дохода.
И значительные доначисления налогов в результате применения ИФНС расчетного метода могут привести даже к банкротству компании и ликвидации бизнеса.
Поэтому очень важно при использовании ККТ снизить налоговые риски.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!