Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Приложение 2

Штрафные санкции

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ установлены новые штрафные санкции в отношении неприменения контрольно-кассовой техники, а также в отношении техники, которая не соответствует требованиям законодательства.

Таблица

Штрафные санкции (статья 14.5 КоАП РФ)

Нарушение Штраф для должностных лиц Штраф для юридических лиц Штраф для индивидуальных предпринимателей
Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей -
Повторное совершение административного правонарушения в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более дисквалификация на срок от одного года до двух лет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения от 1 500 до 3 000 рублей предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей -
Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предупреждение или наложение административного штрафа от 1 500 до 3 000 рублей предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей
Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2 000 рублей предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей -
Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных от 40 000 до 50 000 рублей от 500 000 до 1 000 000 рублей -
Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных от 30 000 до 40 000 рублей от 300 000 до 500 000 рублей -
Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных от 20 000 до 30 000 рублей от 200 000 до 300 000 рублей -
Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -
Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -
Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 5000 до 10 000 рублей от 50 000 до 100 000 рублей -
Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -
Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения от 40 000 до 50 000 рублей от 500 000 до 1 000 000 рублей -
Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 10 000 до 20 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей -

Таким образом, возможно увидеть, что состав лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, заметно увеличился, теперь ответственность распространяется как на пользователей контрольно-кассовой техники, так и на операторов фискальных данных и на производителей контрольно-кассовой техники.
Важно учитывать следующие особенности наложения штрафных санкций.
Если ИФНС выявит, что работник организации-продавца не применил ККТ, может быть наложено сразу два штрафа (части 2 статьи 14.5 КоАП РФ):
- на организацию в размере от 75% до 100% суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.;
- на руководителя организации в размере от 25% до 50% суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.
Чаще всего суды соглашаются с доводами проверяющих в отношении совершения компаниями и предпринимателями нарушений. К наиболее частым нарушениям относятся:
1. Неприменение контрольно-кассовой техники.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12027 по делу N А05-286/2015 суд признал правомерным привлечение к ответственности за неприменение кассовой техники. По итогам проверки 24.12.2014 вынесено оспариваемое постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
2. Замена ленты без перерегистрации ККТ.
Из диспозиции части 2 статьи 14.5 Кодекса следует, что административная ответственность наступает за применение каждой ККТ, используемой с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения. Замена ленты без перерегистрации ККТ является нарушением законодательства. По итогам проверки 23.12.2014 вынесено оспариваемое постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Такой вывод сделал суд в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12131 по делу N А05-284/2015.
Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12130 по делу N А05-283/2015.
Поскольку судебная практика свидетельствует о том, что в целом суды поддерживают проверяющие органы, следует ожидать увеличение судебных споров в связи с расширением составов вменяемых компаниям и предпринимателям нарушений. Также возможно ожидать возникновение новых видов споров в связи с возникновением новых субъектов ответственности - операторов фискальных данных.
Существует целый ряд рисков, связанных с неприменением или неправильным применением контрольно-кассовой техники.
Первым видом рисков является риск штрафных санкций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Так, согласно статье 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей;
- на юридических лиц - от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей.
И ситуация привлечения компании к административной ответственности является достаточно частой. При этом обжаловать в судебном порядке штрафные санкции достаточно сложно. Так, в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 N 16АП-952/2016 по делу N А63-14649/2015 суд установил факт нарушения во времени получения денежных средств и пробития чека (по завершении обслуживания). Вместе с тем отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 08.01.1992 N 23 (раздел II Протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 N 2/56-2000).
В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А69-2390/2015 суд также признал правомерным привлечение к ответственности общества. Суд установил, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты денежные расчеты произведены без применения контрольно-кассовой техники, документа строгой отчетности, без выдачи по требованию покупателя товарного чека, в проверяемом объекте ККТ не установлена.
Вторым видом рисков является риск доначисления налогов, а также штрафов и пени. Дело в том, что если налогоплательщик не полностью уплачивает налоги, то ИФНС, используя расчетный метод, может доначислить налоги расчетным путем. Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 N 09АП-33258/2016-АК по делу N А40-249895/15 суд указал, что доначисления налога, пени и штрафа, в совокупности достигающие 1 миллиарда рублей по указанным проверкам, обусловлены установленными в ходе мероприятий налогового контроля фактами сокрытия ресторанами сети "Корчма Тарас Бульба" реальных сведений о доходах (выручке). При этом кассовые чеки содержат недостоверную информацию, следовательно, не могут подтверждать заявленные суммы дохода.
И значительные доначисления налогов в результате применения ИФНС расчетного метода могут привести даже к банкротству компании и ликвидации бизнеса.
Поэтому очень важно при использовании ККТ снизить налоговые риски.

Снижение налоговых рисков при использовании ККТ

Прежде всего необходимо отметить, что все компании со следующего года снизят свои риски споров с ИФНС за счет перехода на новые кассы с онлайн-передачей данных. Применение новой ККТ позволит снизить количество проверок налоговыми органами за счет автоматизированного риск-анализа. Таким образом, участники рынка, которые платят налоги в полном объеме, окажутся в заведомо выигрышной ситуации (<Информация> ФНС России "О переходе на онлайн-кассы" от 30.06.2016).
Переход на новую кассовую технику позволит также сократить количество жалоб покупателей, поскольку переход на применение контрольно-кассовой техники с функцией передачи информации создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг. Покупатели смогут контролировать, насколько правильно отражены в отчетности продавцов произведенные ими операции (письмо Минфина России от 21.03.2016 N 03-01-15/15736).
Во-вторых, снизить налоговые риски позволит ведение мероприятий внутреннего контроля. Напомним, что мероприятия внутреннего контроля должны проводить все экономические субъекты на основании статьи 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". К таким мероприятиям относится проверка наличия денежных средств в кассе организации, своевременности и правильности оформления первичных документов и учетных регистров и т.д. Кроме того, при проведении внутреннего контроля компании могут использовать метод контрольной закупки, позволяющий выявить самостоятельно нарушения кассовой дисциплины.
В-третьих, нужно большое внимание уделять вопросам реквизитов в чеках и в других документах. Так, налоговики, как правило, отказывают в применении вычета, если в строке 5 счета-фактуры указаны только реквизиты "приходника" без номера чека ККТ. Соответственно, данные о чеке необходимо проверять во всех первичных документах, в которых присутствует вышеуказанная информация. Кроме того, целесообразно проверить сам чек на наличие необходимых реквизитов.
Кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
порядковый номер за смену;
дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя);
наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
идентификационный номер налогоплательщика-пользователя;
применяемая при расчете система налогообложения;
признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость;
сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
форму расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумму оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);
регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
фискальный признак документа;
адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
порядковый номер фискального документа;
номер смены;
фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных) (статья 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа").
Из статьи 4.7 видно, что перечень данных, которые должны содержаться в чеке, является достаточно обширным. Поэтому очень важно проверить соответствие всех реквизитов.
Но основным методом снижения налоговых рисков при использовании ККТ, безусловно, является применение новой кассовой техники с онлайн-передачей данных.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!