Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Таблица

Полномочия налоговых органов в отношении
налогоплательщиков, применяющих ККТ

Обязанности налоговых органов до 2016 года Обязанности налоговых органов после 2016 года
осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных; осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники; проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки); проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, - контрольные закупки;
запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом; получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники; получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных; проводят проверку правильности учета наличных денежных средств при применении контрольно-кассовой техники; выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

Уполномоченный орган в случае подачи изготовителем, экспертной организацией и оператором фискальных данных неполных либо недостоверных сведений о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа и учредителях организации, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей такой организации принимает решение о прекращении приема сведений об изготовленных экземплярах контрольно-кассовой техники, изготовленных экземплярах фискального накопителя до устранения такой организацией причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении приема указанных сведений, и передачи в налоговые органы достоверных сведений об организации, аннулирует разрешение на обработку фискальных данных оператора фискальных данных, исключает из реестра экспертных организаций экспертную организацию.
Также появилась возможность у налогового органа делать запросы в банк, поскольку банки стали субъектом, фактически участвующим в проверке.
Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Такие запросы осуществляются в рамках проверок контрольно-кассовой техники.
В рамках Положения Банка России от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Положение Банка России N 440-П) предусмотрен электронный документооборот между налоговыми органами и банками. Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (письмо ФНС России от 10.03.2017 N ЕД-4-2/4340@).
Законодательством о налогах и сборах при направлении налоговыми органами запросов в банк о предоставлении выписок по операциям на счетах, в случаях истребования у клиента банка документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса, не предусмотрено указание информации, в отношении какой организации проводится налоговая проверка, а также сведений, идентифицирующих конкретную сделку.
В связи с изложенным у банка отсутствуют основания для отказа в представлении информации в ответ на запрос налогового органа по причине отсутствия в нем наименования проверяемого налогоплательщика или сведений, идентифицирующих конкретную сделку.
Кроме того, представление банком в ответ на запрос налогового органа выборочной выписки, при подготовке которой банк самостоятельно определяет сведения, которые, по мнению банка, имеют значение для налогового органа при осуществлении им мероприятий налогового контроля, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Необходимо также отметить, что Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие достаточных оснований для его направления, а также требовать от налогового органа доказательств проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиента банка. Этот механизм предоставлен Кодексом лицу, в отношении которого проведены мероприятия налогового контроля (его представителю), в форме исследования и заявления возражений относительно правомерности использованных налоговым органом доказательств по делу о налоговом правонарушении (письмо ФНС России от 16.09.2016 N ЕД-4-2/17432@).
Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Стоит обратить внимание на следующие особенности, которые связаны с появлением новых обязанностей налоговых органов. Если ранее налоговые органы проводили проверки только путем выезда к налогоплательщику, у которого установлен кассовый аппарат, то в настоящее время фактически проверка ККТ будет разделена на дистанционную и выездную проверки.
Выездные проверки ККТ проводятся не в рамках выездных или камеральных проверок, а как самостоятельный вид контроля. Данный вид контроля реализуется посредством контрольной закупки. При этом суды подтверждают правомерность данного вида контроля. Покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Федерального закона N 54-ФЗ (решение Московского городского суда от 08.12.2014 по делу N 7-9162/2014). Результатом исполнения государственной функции является установление факта соблюдения (несоблюдения) проверяемыми объектами требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, в случае выявления правонарушения - возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А69-2390/2015).
Кроме того, теперь при проведении проверки налоговый орган сможет привлекать органы МВД и ФСБ, что ране не было напрямую предусмотрено законодательно.
Также при проведении проверки налоговый орган будет активно привлекать банки, которым вменена новая обязанность по представлению данных в налоговый орган. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, налоговый орган сможет проводить сверку наличности, сданной в банк, с наличностью, которая прошла по кассе.
При этом у компаний, применяющих контрольно-кассовую технику, возникнут новые риски в части недобросовестности сотрудников. В этой связи рекомендуется установить в локальных актах ответственность работников, нарушающих кассовую дисциплину, также целесообразно пересмотреть трудовые договоры, должностные инструкции работников. Для того чтобы избежать рисков ошибок работников при работе с новой кассовой техникой, целесообразно провести тренинги и внутреннее обучение персонала в отношении работы с новыми кассовыми аппаратами. Это позволит снизить риски штрафных санкций и выявления несоответствия данных кассовой техники с данными, предоставляемыми банками.
Условия проверки распространяются также на организации и предпринимателей, которые не используют контрольно-кассовую технику, но при этом используют бланки строгой отчетности. Если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, то специалистам налоговой инспекции представляются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности (письмо Минфина России от 18.11.2014 N 03-01-15/58314).
Судебная практика.
В случае проведения проверки налоговым органом необходимо проверить правомочия проверяющих на проведение соответствующей проверки. Например, в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 N 20АП-4938/2015 по делу N А54-1226/2015 суд установил нарушения проверяющими правил проведения проверки. Как следует из материалов дела, поручение N 113 на проведение проверки не содержит дату его выдачи. В самом поручении указано, что проверка проводится с 01.12.2014 по 05.12.2014. Фактически проверка по настоящему делу проведена 04.12.2014. Установив, что в поручении не указана дата его выдачи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение пункта 24 Регламента проверка проведена должностными лицами инспекции за пределами 1 рабочего дня от даты поручения. Пунктом 23 Регламента установлено, что проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекции включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). При этом Регламент не предусматривает осуществление каких-либо закупок непосредственно лицами, осуществляющими проверку. Проверочная покупка в силу статьи 6 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, которые предусмотрены названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. На этом основании суд установил факты нарушений регламента проведения проверочных мероприятий.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!