Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Статья 4.1. Требования к фискальному накопителю

Комментарий к статье 4.1

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ внесены дополнительные требования к фискальному накопителю. Напомним, что ранее было законодательно установлено, что ККТ должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени. Однако требования к фискальному накопителю не были сформулированы.
Ранее существовал другой порядок и требования к контрольно-кассовой технике, производилось ее опломбирование, а также включение фискального режима контрольно-кассовой техники, активизация фискальной памяти. Эти действия проводились налоговым инспектором при регистрации ККТ. По завершении фискализации налоговый инспектор проводит проверку наличия на распечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели контрольно-кассовой техники, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством Российской Федерации.
Теперь ККТ должна быть оснащена специальным средством защиты фискальных данных, что снизит риски, связанные с недобросовестным использованием контрольно-кассовой техники.
Фискальный накопитель - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных (далее - подтверждение оператора), а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных.
Кроме того, установлены дополнительные требования к фискальному накопителю. Дополнительные требования к фискальному накопителю установлены для того, чтобы контрольно-кассовый аппарат мог делать чеки как в бумажной, так и в электронной форме, а также направлять информацию в налоговые органы в электронном виде, кроме того, пересылать чек в электронном виде покупателю по его запросу.
Фискальный накопитель должен отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать противодействие угрозам безопасности информации (фискальных данных);
- иметь возможность осуществлять шифрование фискальных документов, передаваемых оператору фискальных данных в электронной форме, и расшифровывание полученного от оператора фискальных данных подтверждения оператора;
- обеспечивать формирование фискального признака документов, имеющего длину не более 10 цифр, с использованием ключа фискального признака, а также формирование фискального признака сообщений и проверку фискального признака подтверждения, используя ключ фискального признака сообщений;
- обеспечивать аутентификацию и проверку достоверности подтверждений оператора, защищенных фискальным признаком подтверждения;
- обеспечивать однократную запись в своей памяти регистрационного номера контрольно-кассовой техники и идентификационного номера налогоплательщика-пользователя;
- обеспечивать многократную запись в своей памяти информации об операторах фискальных данных и иных сведений, введенных в контрольно-кассовую технику при формировании отчета о регистрации;
- формировать фискальный признак для каждого фискального документа;
- исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов при продолжительности смены более 24 часов, за исключением отчета о закрытии смены;
- исполнять протоколы информационного обмена;
- обеспечивать некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и энергонезависимое хранение этих фискальных данных в течение установленных сроков;
- обеспечивать возможность формирования фискальных документов для любой контрольно-кассовой техники, внесенной в реестр контрольно-кассовой техники, в том числе в зашифрованном виде, для последующей передачи любому оператору фискальных данных;
- иметь корпус, опломбированный его изготовителем, и нанесенный на корпус заводской номер фискального накопителя;
- обеспечивать возможность приема от любой контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, фискальных данных и фискальных документов, включая подтверждения оператора, полученные от любого оператора фискальных данных, в том числе в зашифрованном виде, их расшифровывания, проверки достоверности фискального признака, а также передачи в контрольно-кассовую технику фискальных данных и фискальных документов;
- иметь энергонезависимый таймер;
- до момента формирования отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации в связи с заменой фискального накопителя иметь нулевое показание счетчика фискальных документов, счетчика кассовых чеков (бланков строгой отчетности) и счетчика смен;
- осуществлять фиксацию в счетчике фискальных документов количества фискальных документов и в счетчике смен количества отчетов об открытии смены, для которых фискальный накопитель сформировал фискальный признак;
- формировать итоговые сведения о суммах расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) и кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), для формируемых отчетов о закрытии смены, отчета о закрытии фискального накопителя и отчетов о текущем состоянии расчетов;
- начинать формирование фискального признака каждого фискального документа с увеличения показания счетчика фискальных документов на одну единицу;
- исключать возможность формирования фискального признака для кассового чека или бланка строгой отчетности в случае, если промежуток времени между формированием фискального признака для отчета об открытии смены и первого кассового чека или первого бланка строгой отчетности в этой смене или промежуток времени между формированием фискального признака для двух кассовых чеков или двух бланков строгой отчетности подряд, определенный на основании сведений о моментах формирования этих фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой в фискальный накопитель, отличается более чем на пять минут от этого промежутка времени, определенного по показаниям таймера фискального накопителя;
- исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов по окончании срока действия ключа фискального признака и в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа (за исключением случая применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных);
- в случае невозможности формирования фискального признака и (или) его проверки передавать контрольно-кассовой технике информацию о невозможности формирования фискального признака и (или) его проверки;
- иметь ключ документов и ключ сообщений длиной не менее 256 бит;
- обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных в своей памяти и подлежащих хранению в течение пяти лет с момента окончания его эксплуатации, в течение указанного срока.
Особенности применения персональных данных.
Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению такого пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В 2017 году принято решение об усилении ответственности за работу с персональными данными.
Что относится к персональным данным?
Во-первых, часть 1 статьи 24 Конституции РФ запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Во-вторых, согласно пункту 1 статьи 152.2 ГК РФ не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
В-третьих, несоблюдение законодательства о персональных данных предусматривает значительные штрафы, которые будут повышены с 1 июля 2017 г.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Но данное определение является достаточно расплывчатым, например друзья размещают фотографии в Интернете, охраняются ли такие фотографии законодательством о защите персональных данных?
Перечень документов, в которых содержатся персональные данные, также установлен, вместе с тем возможно выделить следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- загранпаспорт гражданина РФ;
- дипломатический паспорт;
- свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС);
- ИНН;
- трудовую книжку работника;
- анкету, другой документ, заполняемый кандидатом на должность при собеседовании;
- документы воинского учета;
- документы об образовании, квалификации, наличии специальных знаний;
- свидетельство о регистрации или расторжении брака;
- свидетельство о рождении ребенка;
- личную карточку (форма N Т-2 утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1);
- справку с предыдущего места работы;
- справку о заработной плате 2-НДФЛ;
- медицинскую карту;
- листок нетрудоспособности;
- трудовой договор;
- выписку из штатного расписания или штатное расписание;
- приказы по личному составу;
- права на автомобиль.
К рискам можно отнести следующие:

Статья КоАП РФ Вид нарушения Санкция
5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей
13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей
13.12 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 1 500 до 2 500 рублей; на юридических лиц - от 15 000 до 20 000 рублей
13.12 КоАП РФ использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 500 рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от 2 500 до 3 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 25 000 рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой
13.13 КоАП РФ занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой
13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей
19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей
часть 1 статьи 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей
часть 2 статьи 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 15 000 до 75 000 рублей
часть 4 статьи 13.11 КоАП РФ невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 6 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 40 000 рублей
часть 5 статьи 13.11 КоАП РФ невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 25 000 до 45 000 рублей
часть 6 статьи 13.11 КоАП РФ невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 700 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 25 000 до 50 000 рублей

По общему правилу требуется согласие на обработку персональных данных. Если физическое лицо дало согласие на обработку и передачу данных третьим лицам, то возможно передавать вышеуказанные данные, например, в аутсорсинговую компанию.
Мотивированный запрос должен включать в себя указание цели запроса, ссылку на правовые основания запроса, в том числе подтверждающие полномочия органа, направившего запрос, а также перечень запрашиваемой информации.
Рекомендации.
Соответственно, предприниматели и компании должны в связи с внесенными поправками:
- сравнить соответствие техники установленным требованиям;
- усовершенствовать технику, если требования не соблюдаются;
- обеспечить бесперебойную передачу данных оператору с учетом особенностей интернет-технологий, связи, подачи электричества.
С технической точки зрения каждый кассовый аппарат должен будет иметь возможность постоянного выхода в Интернет для связи с оператором фискальных данных и передачи ему информации о каждой совершенной продаже.
Судебная практика:
1. Фискальные накопители при продаже контрафактного товара.
Использование соответствующих фискальных накопителей при продаже контрафакта не исключает состав нарушения.
Такой вывод сделан в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А33-7901/2015, Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 28.02.2017 N С01-45/2017 данное Постановление оставлено без изменения.
В суде первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении аналогичного ходатайства со ссылкой на статью 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Суд апелляционной инстанции учитывает, что чек, находящийся в материалах дела, имеет необходимые реквизиты для идентификации продавца, а именно: наименование (ИП Казакова Н.А.), идентификационный номер предпринимателя-налогоплательщика, а также заводской номер контрольно-кассовой машины, порядковый номер чека, дату и время совершения покупки, а также стоимость покупки. Идентифицирующие данные (ИНН) совпадают с данными ответчика по данным налоговой инспекции. Фальсификация истцом чека не подтверждена ответчиком, о чем содержатся выводы в экспертном заключении.
В данном случае факт отсутствия на кассовом чеке признака фискального режима сам по себе не влияет на доказанность факта реализации продавцом контрафактного товара.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 2 информационного письма от 13.12.2007 N 122) с учетом положений статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, является использованием исключительных прав в форме распространения.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!