Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Статья 3. Порядок ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей

Комментарий к статье 3

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа". В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.
Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.
Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").
Для включения контрольно-кассовой техники в реестр контрольно-кассовой техники ее изготовитель представляет в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа заявление о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - заявление о соответствии модели контрольно-кассовой техники), которое содержит в том числе следующие сведения:
полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;
наименование модели контрольно-кассовой техники, номер версии модели контрольно-кассовой техники;
сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);
сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов в безналичном порядке в сети Интернет (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления таких расчетов);
сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона (если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только с автоматическими устройствами для расчетов в указанных случаях);
сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);
наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния версии модели контрольно-кассовой техники, указанной в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники, на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;
дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии версии модели контрольно-кассовой техники, указанной в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники, требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.
К заявлению о соответствии модели контрольно-кассовой техники прилагаются копии экспертного заключения и выписок из экспертного заключения, реквизиты которых указаны в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники, а также иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.
Уполномоченный орган вправе устанавливать перечень дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.
Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Кроме заявления необходимо подать:
- заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;
- иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.
Что это могут быть за иные сведения?
В полях "ОГРН" и "КПП" в верхней части каждой страницы заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - Заявление) указываются основной государственный регистрационный номер и код причины постановки на учет организации-изготовителя контрольно-кассовой техники (обособленных подразделений), присвоенный ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.
На странице 001 Заявления указывается:
а) номер версии модели контрольно-кассовой техники;
б) поддерживаемая(ые) версия(и) форматов фискальных документов.
Соответственно, налоговый орган принимает решение:
- о регистрации модели ККТ;
- об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39, ФНС России отказывает поставщику во включении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр или во внесении изменений в указанные сведения, в частности, в случае, если документы и (или) образец модели контрольно-кассовой техники, представленные поставщиком, не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
При этом в соответствии с пунктом 12 указанных Правил ФНС России осуществляет организацию проведения экспертизы образца модели контрольно-кассовой техники на соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям (<письмо> ФНС России от 05.11.2013 N АС-4-2/19831 "О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники").
Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:
а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;
б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.
С 2016 года также введено требование к ведению реестра фискальных накопителей.
В данном реестре содержится следующая информация:
- полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;
- наименование модели фискального накопителя;
- дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;
- сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.
Для того чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.
К заявлению необходимо приложить:
- копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;
- документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.
Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.
Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.
Сроки, установленные законодательно.
Важно правильно установить сроки, указанные в законодательстве.
1. При подаче заявления нужно обратить внимание на актуальность даты выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.
2. После представления изготовителем в уполномоченный орган заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники и (или) заявления о соответствии модели фискального накопителя и в случае включения уполномоченным органом сведений о модели контрольно-кассовой техники в реестр контрольно-кассовой техники и (или) сведений о модели фискального накопителя в реестр фискальных накопителей либо отсутствия в течение 30 календарных дней решения уполномоченного органа об отказе во включении сведений о модели контрольно-кассовой техники в реестр контрольно-кассовой техники и (или) сведений о модели фискального накопителя в реестр фискальных накопителей изготовитель подает в уполномоченный орган в электронной форме уведомление об изготовленных экземплярах модели контрольно-кассовой техники и (или) модели фискального накопителя.
3. Сведения, содержащиеся в заявлении об исключении контрольно-кассовой техники из реестра контрольно-кассовой техники или заявлении об исключении фискального накопителя из реестра фискальных накопителей, подаются в уполномоченный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи соответствующего заявления в электронной форме считается дата размещения указанных сведений в кабинете контрольно-кассовой техники.
4. Срок может быть продлен на 30 календарных дней по решению уполномоченного органа при необходимости проведения дополнительной проверки сведений, представленных изготовителем, и (или) в случае представления изготовителем дополнительных сведений в течение 30 календарных дней с даты подачи им в уполномоченный орган заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники и (или) заявления о соответствии модели фискального накопителя.
Рекомендации:
1. Необходимо применять только ту контрольно-кассовую технику, которая имеется в реестре.
2. Если ККТ была исключена из реестра даже для разовых операций, такую технику применять нельзя.
3. Реестры накопителей можно найти на сайте налогового органа.
Федеральная налоговая служба осуществляет ведение реестра контрольно-кассовой техники в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Реестр контрольно-кассовой техники - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели контрольно-кассовой техники.
Проверить контрольно-кассовую технику возможно по ссылке:
https://www.nalog.ru/rn77/service/check_kkt/.
Судебная практика.
1. Техника применяется в пределах срока амортизации.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.09.2010 N Ф03-5323/2010 по делу N А73-3396/2010 суд пришел к выводу о том, что применяемая обществом контрольно-кассовая машина "Меркурий-115Ф" 2002 года выпуска исключена из Государственного реестра с 01.10.2004 (Протокол Государственной межведомственной экспертной комиссии от 12.03.2004 N 1/77-2004). Указанная контрольно-кассовая машина введена в эксплуатацию 13.08.2002, следовательно, срок ее амортизации истек 13.08.2009.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 от 31.07.2003 под неприменением контрольно-кассовой техники следует понимать использование контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, то есть использование снятой с учета ККТ с истекшим амортизационным сроком.
2. Наличие техники без ее использования.
Наличие техники без ее использования не образует состав правонарушения.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2009 по делу N А45-7955/2009 суд указал, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, образуется только при использовании контрольно-кассовой техники (ККТ), исключенной из Государственного реестра, с истекшим нормативным сроком эксплуатации при условии уведомления налогового органа о снятии данной ККТ с учета.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 3 названного Закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применяются модели контрольно-кассовых машин, включенные в Государственный реестр.
При этом, как обоснованно отмечено судом, объективная сторона состава административного правонарушения, вменяемого обществу, образуется только при использовании им ККТ, исключенной из Государственного реестра, с истекшим нормативным сроком эксплуатации при условии уведомления Инспекции о снятии данной ККТ с учета.
Письмом ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска от 26.03.2009 N 17-21/007937 (л.д. 51) и карточкой регистрации ККТ N 19878 (л.д. 50), содержащимися в материалах дела, подтверждается, что состоящая на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска и используемая обществом ККТ - "АМС-100Ф", номер 20124622, из Государственного реестра не исключена.
К тому же, судом установлено, что налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств направления обществу и получения им уведомления о снятии данной ККТ с учета.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!