Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

Комментарий к статье 1

Законодательство о применении контрольно-кассовой техники во всех странах постоянно меняется. Подобные перемены связаны с переходом на онлайн-кассы с возможностью передачи данных в Федеральную налоговую службу. Подобная практика в настоящее время применяется и за рубежом, в частности в европейских странах.
Применение новой техники потребовало внесения изменений в законодательство.
Основным законодательным актом, регулирующим применение контрольно-кассовой техники, является Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Закон:
- определяет порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций;
- осуществляет защиту прав потребителей;
- обеспечивает установленный порядок осуществления расчетов, полноту учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ККТ должна применяться при осуществлении любых расчетов (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники), следовательно, ККТ должна быть применена при доставке курьерской службой в момент передачи наличных денежных средств. При этом есть нюансы в заполнении кассового чека, в зависимости от того, в каком статусе будет выступать курьерская служба: в качестве платежного агента, по договору поручения или по договору комиссии.
Некоторые законодательные акты утрачивают силу в связи с изменениями законодательства. Так, Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30.08.1993 N 104, не относятся к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежат применению.
Такой вывод сделан, в частности, в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 октября 2017 г. N 03-01-15/69383 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники". Однако подобные письма не носят характер нормативно-правовых актов, а содержат лишь рекомендации.
Также необязательными являются формы первичных документов, такие, как журнал кассира. Постановлением Госкомстата России N 132 утверждены формы первичной учетной документации по учету торговых операций, в том числе форма КМ-4 (журнал кассира-операциониста). Учитывая, что Постановление Госкомстата России N 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.
Таким образом, рекомендуется:
- руководствоваться непосредственно положениями Закона о применении ККТ;
- разработать собственные первичные документы, связанные с использованием контрольно-кассовой техники, или применять типовые формы первичной учетной документации.
К судебным спорам можно отнести следующие:
1. ККТ не была использована при выплате выигрыша.
В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 по делу N А43-1364/2017 суд установил факт неиспользования техники. Вместе с тем суд обратил внимание на малозначимость нарушения.
Приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ, на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2013 N 03-01-15/37750 в целях реализации положений Федерального закона N 54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21.01.2014, то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон N 244-ФЗ, внесенных Федеральным законом N 198-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена также в письме ФНС России от 04.03.2014 N ЕД-4-2/3657 "О применении контрольно-кассовой техники организаторами азартных игр".
Таким образом, из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр.
2. Покупателю не был выдан кассовый чек либо бланк строгой отчетности.
В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 N 04АП-2598/2017 по делу N А58-649/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 302-АД17-15483 отказано в передаче дела N А58-649/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления) суд признал правомерным привлечение предпринимателя к ответственности в связи с отсутствием контрольно-кассовой техники.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 N 07АП-1550/2018 по делу N А02-2107/2017. Дополнительно суд исследовал вопрос уведомления предпринимателя о месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В рассматриваемом случае предприниматель заблаговременно до составления протокола был уведомлен надлежащим образом о времени, дате и месте его составления, ему был направлен (и получен) акт проверки. Уважительных причин неявки для составления протокола заявитель не сообщил, представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявил, следовательно, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие заявителя не нарушает его прав и интересов. Таким образом, Медведев В.В. располагал всеми материалами административного дела, был надлежаще извещен обо всех событиях, однако не воспользовался правами, предоставленными ему законодательством.
3. Использование терминала без применения контрольно-кассовой техники.
Использование терминалов без ККТ не допускается по общему правилу.
ИП Медведевым В.В. при оказании услуг клиенту выдан документ - квитанция N 4705 от 13.02.2017, подтверждающий прием денежных средств, изготовленный без применения контрольно-кассовой машины в составе платежного терминала, т.е. совершено административное правонарушение, выразившееся в применении платежного терминала без применения контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке.
Факт неприменения контрольно-кассовой техники, свидетельствующий о необеспечении предпринимателем соблюдения требований Закона N 54-ФЗ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актом проверки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что платежный терминал имеет встроенное автоматическое устройство для расчетов ККТ, что не установлено административным органом, изучены апелляционным судом и отклонены, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2018. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!