Ответственность за нарушение срока представления декларации по налогу на прибыль до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Особенности исчисления налоговых санкций, связанные с вступлением в силу указанного Закона
Напомним, что до внесения Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменений в ст. 119 НК РФ, которые вступили в силу 2 сентября 2010 г. (есть неопределенность относительно даты начала действия изменений, подробнее см. Справочную информацию), применялись другие размеры штрафа.
Кроме того, размер штрафа зависел от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ). Основания для привлечения к ответственности и соответствующие санкции, которые действовали ранее, приведены в таблице.
Основание для привлечения к ответственности Налоговая санкция
Декларация представлена с опозданием не более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ)
Декларация представлена с опозданием более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, + 10% указанной суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)
При этом согласно ч. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ, если решение налогового органа о привлечении к ответственности вынесено до дня вступления в силу изменений, штраф за данное правонарушение взимается по правилам ранее действовавшей редакции ст. 119 НК РФ.
В то же время в ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что, если налоговая ответственность в соответствии с Законом N 229-ФЗ носит более мягкий характер, за нарушение, совершенное до его вступления в силу, применяются новые правила. При этом максимальный размер взимаемого штрафа по ранее вынесенному, но не исполненному решению не может превышать размера санкций, определенного Законом N 229-ФЗ.
Факт несвоевременного представления декларации налоговый орган обязан зафиксировать в акте не позднее 10 рабочих дней после ее получения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
При этом решение о привлечении к ответственности может быть вынесено значительно позже даты составления акта (п. п. 4 - 8 ст. 101.4 НК РФ).
Как видим, даты совершения правонарушения, составления акта и вынесения решения о привлечении к ответственности разнесены во времени. Поэтому в связи с вступлением в силу Закона N 229-ФЗ могут возникать вопросы, по каким правилам исчисляются налоговые санкции.
Рассмотрим, какие ситуации могут сложиться на практике.
1. Акт составлен, и решение о привлечении к ответственности вынесено до вступления в силу Закона N 229-ФЗ. При этом до указанной даты решение не исполнено.
В этом случае, если просрочка составила менее 180 рабочих дней, должна применяться прежняя редакция ст. 119 НК РФ. То есть штраф составит 5% от суммы налога к уплате (доплате) на основании декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% этой суммы и не менее 100 руб. (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 119 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Если же просрочка составила более 180 дней, штраф следует рассчитывать уже по новой редакции ст. 119 НК РФ. Это связано с тем, что ответственность за такое нарушение смягчена при расчете штрафа. Поэтому согласно п. 3 ст. 5 НК РФ и ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ максимальный размер штрафа в этом случае не может превышать размера санкций, определенного Законом N 229-ФЗ. Однако следует отметить, что в п. 2 ст. 119 НК РФ не было установлено минимального размера штрафа в случае нарушения срока представления декларации более чем на 180 рабочих дней. Поэтому введение минимального штрафа в данном случае отягчает налоговую ответственность. Следовательно, в рассмотренной ситуации минимальный штраф применяться не может (п. 2 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
2. Акт составлен до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, однако решение о привлечении к ответственности вынесено после этой даты.
Полагаем, что при таких обстоятельствах штраф определяется в том же порядке, что и в первом случае (п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
3. Декларация представлена с нарушением срока до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, а акт составлен и решение вынесено после этой даты.
Полагаем, что и при таких условиях штраф будет рассчитываться в том же порядке, что и в случае 1. Связано это с тем, что фактически правонарушение было совершено до вступления в силу Закона N 229-ФЗ (п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
4. Декларация представлена с опозданием после вступления в силу Закона N 229-ФЗ.
В этом случае размер ответственности будет определен по новым правилам ст. 119 НК РФ.
При этом, если до вступления в силу Закона N 229-ФЗ сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, была равна нулю, штраф взысканию не подлежал, поскольку его сумма не могла быть определена (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06). Однако это правило не применялось в следующей ситуации:
- при привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, поскольку данной нормой был предусмотрен минимальный размер штрафа в 100 руб.