12.1. КАК ОТРАЖАЕТСЯ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ
Резерв по сомнительным долгам призван помочь тем организациям, которые стремятся обезопасить себя от партнеров, ненадежных в плане своевременности расчетов.
Имея такой резерв, вы сможете равномерно учитывать затраты, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.
Решение о создании резерва по сомнительным долгам рекомендуем вам закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
В то же время отметим, что в отношении такого вида резерва ст. 266 НК РФ не устанавливает требования отражать его создание в данном документе (в отличие от других видов резервов). Поэтому при соблюдении всех иных правил ст. 266 НК РФ суды признают правомерными создание и использование резерва и без указания на это в учетной политике (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 N А56-12980/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08), ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А79-3573/2007).
Правоприменительную практику по вопросу о том, надо ли отражать решение о создании резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Однако, чтобы избежать споров с контролирующими органами, советуем все же предусмотреть возможность и порядок формирования резерва в учетной политике.
К примеру, вы вправе установить, что резерв по сомнительным долгам может быть создан, если неоплаченная дебиторская задолженность на конец отчетного (налогового) периода превысит определенную величину. В такой ситуации может быть принято решение о формировании резерва со следующего отчетного (налогового) периода.
Далее мы рассмотрим подробнее порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.
Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:
разд. 12.1.1. Порядок создания резерва по сомнительным долгам. Расчет отчислений в резерв для целей налогообложения прибыли >>>
разд. 12.1.2. Как в налоговом учете списать безнадежную задолженность за счет резерва по сомнительным долгам >>>
разд. 12.1.3. Перенос остатка резерва по сомнительным долгам на следующие периоды для целей налогообложения прибыли. Корректировка резерва на конец года (отчетного периода) >>>
разд. 12.1.4. Учет расходов для целей налогообложения прибыли при недостатке резерва по сомнительным долгам >>>
12.1.1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ.
РАСЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
Если затраты на списание просроченных долгов вы решили накапливать путем формирования резерва по сомнительным долгам, то вам необходимо произвести следующие действия (п. 4 ст. 266 НК РФ).
1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности.
Оформить результаты такой инвентаризации вы можете актом инвентаризации по форме, разработанной самостоятельно с учетом положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Из данной дебиторской задолженности необходимо выделить те долги, которые являются сомнительными согласно п. 1 ст. 266 НК РФ. Именно они будут участвовать в формировании резерва.
См. дополнительно:
- какие долги являются сомнительными для целей налогообложения прибыли;
- в каком размере задолженность признается сомнительным долгом для целей налогообложения прибыли.
2. По каждому сомнительному долгу определить процент отчислений в резерв и рассчитать общую расчетную сумму отчислений (РСО) с учетом следующих требований.
Срок возникновения сомнительного долга Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга
Более 90 календарных дней 100
От 45 до 90 календарных дней (включительно) 50
Менее 45 календарных дней 0
3. Определить предельную сумму отчислений в резерв (ПСО).
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 266 НК РФ).
При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10% выручки за предыдущий налоговый период или 10% выручки за текущий отчетный период (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций вместо показателя выручки в расчете используется величина определенных в соответствии с гл. 25 НК РФ доходов, за исключением доходов в виде восстановленных резервов (п. 4 ст. 266 НК РФ).
4. Сравнить расчетную сумму отчислений (РСО) и предельную сумму отчислений (ПСО), т.е. результаты действий (2) и (3).
Если по результатам сравнения окажется, что РСО > или = ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая ПСО.
Если же по результатам сравнения окажется, что РСО < ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая РСО.
Определенная таким образом сумма отчислений (результат действия (4)) включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266, пп. 7 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).
ПРИМЕР
расчета суммы отчислений в резерв по итогам налогового периода
Ситуация
По состоянию на 31 декабря по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за год организация выявила следующие сомнительные долги:
- задолженность заказчика за выполненные подрядные работы в размере 59 000 руб., в том числе НДС 9 000 руб., срок платежа по договору - 16 октября (долг N 1). При этом у организации есть задолженность перед данным заказчиком в размере 23 600 руб., в том числе НДС 3 600 руб.;
- задолженность покупателя за поставленные товары в размере 88 500 руб., в том числе НДС 13 500 руб., срок платежа по договору - 7 ноября (долг N 2);
- задолженность принципала по агентскому договору в размере 50 150 руб., в том числе НДС 7 650 руб., срок платежа по договору - 14 декабря (долг N 3).
Выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период составила 1 586 000 руб.
Необходимо рассчитать сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам по итогам налогового периода.
Решение
1. Найдем расчетную сумму отчислений в резерв (РСО).
Номер долга Сумма долга, руб. Срок платежа по договору Срок долга по состоянию на 31 декабря, количество календарных дней Процент отчислений в резерв Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 x гр. 5)
1 2 3 4 5 6
N 1 35 400 (59 000 - 23 600) 16 октября от 45 до 90 50 17 700
N 2 88 500 7 ноября от 45 до 90 50 44 250
N 3 50 150 14 декабря < 45 0 0
Итого за налоговый период 61 950
2. Определим предельную сумму отчислений в резерв (ПСО):
1 586 000 руб. x 10% = 158 600 руб.
3. Сравним расчетную сумму отчислений (РСО) с предельной суммой отчислений (ПСО):
61 950 руб. < 158 600 руб.,
поэтому на внереализационные расходы относится расчетная сумма отчислений в резерв в размере 61 950 руб.
При формировании резерва по сомнительным долгам важно помнить, что правила его создания в налоговом и бухгалтерском учете отличаются.
О порядке отражения в бухгалтерском учете создания резерва по сомнительным долгам см. в Путеводителе по ИБ "Корреспонденция счетов".