СИТУАЦИЯ: Нужно ли было для целей налогообложения прибыли подтверждать факт подачи документов на государственную регистрацию права собственности для начисления амортизации по объектам недвижимого имущества, полученным в результате реорганизации до 1 января 2013 г.?
Права на некоторое имущество (например, на недвижимость) подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131, абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Напомним, что с 1 января 2013 г. начало начисления амортизации по таким объектам ОС не зависит от даты подачи документов на государственную регистрацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Однако ранее в соответствии с п. 11 ст. 258 НК РФ амортизация указанных основных средств должна была начисляться после ввода их в эксплуатацию и подачи документов на регистрацию права собственности.
В связи с этим возникал вопрос: с какого момента следовало начислять амортизацию по объектам ОС, полученным в результате реорганизации?
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в случае реорганизации право собственности на такие объекты у правопреемника возникало (как и возникает) на дату ее завершения в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ независимо от государственной регистрации права собственности (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Следовательно, организация-правопреемник включала основные средства в амортизационные группы по завершении реорганизации, не учитывая момент подачи документов на регистрацию права собственности (Письма Минфина России от 31.12.2010 N 03-03-06/1/817, УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 16-15/033362@). Таким образом, подача документов на регистрацию права не являлась условием для начисления амортизации по таким основным средствам. Это подтверждала и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2011 N А05-3414/2010).
Например, ООО "Альфа" образовалось в результате выделения из АО "Гамма" и по разделительному балансу получило нежилое помещение. Реорганизация была завершена 15 апреля. Организация "Альфа" могла начать начисление амортизации по полученному объекту недвижимости с 1 мая независимо от факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности.
Отметим, что до выхода Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 Минфин России неоднозначно высказывался по этому вопросу. Так, для случаев реорганизации в формах преобразования и присоединения чиновники указывали, что факт подачи документов на регистрацию права собственности должен быть документально подтвержден (Письма Минфина России от 31.12.2009 N 03-03-06/1/836, от 31.12.2009 N 03-03-06/1/835).
Примечание
Подтверждением факта подачи документов на регистрацию права собственности служит выданная территориальным органом Росреестра расписка о получении документов (п. 6 ст. 16 Закона N 122-ФЗ, п. п. 1, 5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).
В то же время в Письме от 16.10.2009 N 03-03-06/1/669 Минфин России пришел к иным выводам в отношении реорганизации в форме преобразования. Он указывал, что начисление амортизации не прерывается независимо от факта подачи правопреемником документов на регистрацию права на ОС.