СИТУАЦИЯ: Каков порядок начисления амортизации по объектам недвижимости, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2013 г. и документы на госрегистрацию права собственности на которые поданы после 1 января 2013 г.?
Напомним, что с 1 января 2013 г. объекты недвижимости подлежат амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию, независимо от даты подачи документов на госрегистрацию прав (п. 4 ст. 259 НК РФ, п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ).
Однако законодательно не были урегулированы переходные положения о начислении амортизации по объектам, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2013 г., а документы на госрегистрацию права собственности на них были поданы после 1 января 2013 г. или на данный момент не были поданы. Это привело к многочисленным вопросам налогоплательщиков о правомерности начисления амортизации по таким объектам ОС начиная с 1 января 2013 г. либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода эксплуатацию.
В связи с этим Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ были внесены соответствующие дополнения в Закон N 206-ФЗ, устанавливающие переходные положения для применения нового порядка начисления амортизации (ст. 3 Закона N 215-ФЗ). Данные положения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 215-ФЗ (ч. 3 ст. 4 данного Закона). Закон опубликован 23 июля 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Начисление амортизации по объектам ОС, права на которые подлежат государственной регистрации и которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на госрегистрацию (ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ).
Таким образом, начало амортизации основных средств, введенных в эксплуатацию в декабре 2012 г., не зависит от государственной регистрации прав на них. Следовательно, начисление амортизации по данным объектам начинается с 1 января 2013 г.
Однако напомним, что до вступления в силу Закона N 215-ФЗ переходные положения в Законе N 206-ФЗ отсутствовали. Поэтому многие налогоплательщики с 1 января 2013 г. начали начисление амортизации по объектам ОС, введенным в эксплуатацию и до 1 декабря 2012 г., не имея документального подтверждения факта подачи документов на госрегистрацию прав. Такие организации согласно ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ освобождаются от уплаты предусмотренных ст. ст. 75, 122 НК РФ пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в связи с применением иного порядка начисления амортизации.
Обратите внимание!
Положениями ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ не предусмотрено освобождения от уплаты штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, установленного ст. 120 НК РФ.
Следует отметить, что переходные положения сформулированы недостаточно четко и это может послужить причиной споров с налоговыми органами.
Полагаем, что воля законодателя была направлена на исключение расходов, ранее признанных налогоплательщиками в связи с амортизацией подобных основных средств без подачи документов на госрегистрацию прав. То есть целью принятия переходных положений было восполнение доходов бюджета, выпавших с начала 2013 г. Основания для подобных выводов дает, в частности, Письмо ФНС России от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9944@.
По нашему мнению, вступление в силу ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ влечет для налогоплательщиков необходимость пересчета налоговой базы и исключения из расходов сумм амортизации (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ). Учитывая, что от уплаты пеней налогоплательщики освобождаются, внести необходимые изменения можно в налоговую декларацию за текущий отчетный период.
Обратите внимание!
Срок вступления в силу ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ определен законодателем нечетко. Часть 3 ст. 4 Закона N 215-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, начиная с которой должна применяться ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ.
Однако, по мнению Минфина России, датой вступления в силу этих положений следует считать 23 августа 2013 г. (Письма от 13.01.2014 N 03-03-06/1/279, от 14.10.2013 N 03-03-06/1/42746).
Исходя из этого инспекции, вероятно, не будут начислять пени только в связи с неполной уплатой авансовых платежей за отчетные периоды, завершенные до указанной даты.
Однако стоит напомнить, что по общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем через один месяц со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).
С учетом изложенного не исключено, что налогоплательщикам, которые не скорректировали в этом случае налоговую базу и продолжили начисление амортизации по указанным основным средствам, налоговый орган начислит как пени, так и штраф за неполную уплату налога на прибыль исходя из всей суммы амортизационных отчислений.
Обратите внимание!
Вместе с тем, учитывая подход Президиума ВАС РФ к определению даты начала амортизации недвижимости, можно предположить, что в арбитражных судах такой подход не найдет одобрения.
Кроме того, из ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ следует, что освобождение от уплаты пеней и штрафов неприменимо в отношении:
- организаций, которые, например, руководствуясь приведенной выше позицией Президиума ВАС РФ, начали начислять амортизацию по основным средствам до 1 января 2013 г. без учета положений п. 11 ст. 258 НК РФ.
Полагаем, что такие налогоплательщики при возникновении спорной ситуации с инспекцией с большой степенью вероятности смогут доказать в суде неправомерность начисления пеней и штрафов в подобной ситуации. Ведь Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30.10.2012 N 6909/12 указал, что и до 2013 г. дата начала начисления амортизации недвижимого имущества не зависела от момента подачи документов на госрегистрацию прав;
- налогоплательщиков, которые начнут начисление амортизации по указанным в ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ объектам основных средств без подачи документов на их госрегистрацию уже после вступления в силу Закона N 215-ФЗ.
Однако из прямого прочтения новой нормы не следует, что налогоплательщики должны исключить из налоговой базы ранее признанные расходы. Более того, положения ст. 3.1 Закона N 206-ФЗ предусматривают освобождение от штрафа за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в связи с признанием таких расходов.
В то же время ответственность за неуплату налога не применяется в случае неуплаты авансовых платежей по нему (ст. 122 НК РФ). В связи с этим основания для начисления штрафа по ст. 122 НК РФ могли бы возникнуть только при исчислении и уплате по итогам 2013 г. налога, рассчитанного исходя из налоговой базы, в которой были бы учтены спорные расходы.
Вместе с тем маловероятно, что налоговые органы будут придерживаться такого подхода.
В завершение отметим, что ранее по вопросу о моменте, с которого начинается начисление амортизации по рассматриваемым объектам ОС, давал разъяснения Минфин России. По его мнению, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 г., необходимо руководствоваться действовавшими на тот момент положениями п. 11 ст. 258 НК РФ. Таким образом, начало начисления амортизации в данном случае зависит от момента подачи документов на госрегистрацию права собственности (Письма Минфина России от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13773, от 05.04.2013 N 03-03-06/4/11151, от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10161, от 21.03.2013 N 03-03-06/1/8836, от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8157, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7940, от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285, от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5798, от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5793).