12.3.2.1. КОГДА СУММА НАКОПЛЕНИЙ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ
ОСОБО СЛОЖНОГО (ДОРОГОСТОЯЩЕГО) КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
УВЕЛИЧИВАЕТ ПРЕДЕЛЬНУЮ СУММУ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВ
НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В составе основных средств организации могут быть объекты, которым необходим особо сложный и дорогостоящий капитальный ремонт. Например, это обусловлено технической документацией основного средства и (или) его фактическим состоянием.
Накопления на финансирование такого ремонта вы вправе направить на увеличение предельного размера отчислений в резерв на ремонт основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-03-06/1/65799).
Но для этого:
- вы должны располагать предварительно составленным графиком планируемых ремонтных работ, а также сметой расходов, в которой указана их стоимость;
- накопления на такой ремонт должны проводиться более одного налогового периода и предусматриваться в учетной политике (абз. 3, 8 п. 2 ст. 324 НК РФ);
- в предыдущих налоговых периодах вы не должны были проводить ни указанные, ни аналогичные ремонты (абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ).
Под предыдущими налоговыми периодами в данном случае следует понимать три года, непосредственно предшествующие текущему налоговому периоду.
Таким образом, увеличивать резерв на ремонт основных средств можно только до того налогового периода, в котором будут начаты работы по капитальному ремонту. Минфин России полагает, что в налоговом периоде, в котором осуществляется ремонт, дополнительные отчисления в резерв не производятся (Письмо от 15.03.2006 N 03-03-04/1/236). Однако отметим, что подобного ограничения в ст. 324 НК РФ не содержится, поскольку в периодах, предшествовавших началу ремонта, соответствующие работы не проводились.
По нашему мнению, накопление средств на финансирование особо сложного (дорогостоящего) капитального ремонта надо завершить в налоговом периоде, на который запланировано начало ремонтных работ. Следовательно, решение о необходимости таких накоплений следует принимать заблаговременно. В каждом налоговом периоде накопления на финансирование капитального ремонта будут увеличивать резерв в части, приходящейся на соответствующий налоговый период, исходя из графика ремонтных работ и сметы расходов.
Иначе говоря, учитывая изложенное выше, накопления на финансирование капитального ремонта равными долями увеличивают резервы тех периодов, в которых эти накопления осуществляются (абз. 4 п. 2 ст. 324 НК РФ). Восстанавливать такие отчисления на конец текущего налогового периода не нужно (абз. 8 п. 2 ст. 324 НК РФ).
Однако необходимо отметить, что Минфин России неоднократно высказывал иное мнение по поводу того, в каком размере отчисления на дорогостоящий ремонт можно учесть в расходах. Финансовое ведомство считает, что размер ежегодного отчисления следует рассчитывать как отношение сметной стоимости ремонта к количеству лет между плановыми ремонтами (Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/369). То есть такой подход не позволит налогоплательщику учесть в целях налогообложения всю сметную стоимость работ.
Отметим, что предложенный финансовым ведомством подход во многом лишает проведение таких накоплений практического смысла. Ведь налогоплательщик гарантированно не сможет покрыть фактические расходы на дорогостоящий ремонт за счет резерва. В связи с этим полагаем, что позиция финансового ведомства не в полной мере соответствует Налоговому кодексу РФ. Однако с учетом разъяснений Минфина России, если налогоплательщик будет рассчитывать отчисления на дорогостоящий ремонт исходя из количества лет формирования резерва, вероятны претензии налоговых органов.
По окончании ремонтных работ остаток неизрасходованных средств, по нашему мнению, включается в состав внереализационных доходов на последний день отчетного (налогового) периода. Если же затраты превысили размер накоплений, разница учитывается в прочих расходах на 31 декабря года окончания ремонта. Это следует из п. 7 ч. 2 ст. 250, пп. 5 п. 4 ст. 271, абз. 6 - 8 п. 2 ст. 324 НК РФ.