Бухгалтерия в вопросах и ответах!
style="max-height: 50vh;">
налог на прибыль в 2017 году
Пособие по налогу на прибыль организаций 2017 год.
Как учитываются расходы на мерчандайзинг для целей налогообложения прибыли

Сразу отметим, что законодательством не определено понятие мерчандайзинга. Поэтому данный термин обычно используется в его общепринятом понимании. В связи с этим вопрос о порядке учета соответствующих расходов для целей исчисления налога на прибыль является неоднозначным.
На практике под мерчандайзингом принято понимать мероприятия, осуществляемые с целью привлечения внимания покупателей к товарам, реализуемым в организациях розничной торговли, розничных торговых сетях, и, как следствие, способствующие увеличению объемов продаж таких товаров. К подобным мероприятиям, в частности, можно отнести: оформление торговых площадей и мест продаж (витрин, прилавков, стеллажей), приоритетное размещение (выкладку) товаров, размещение полной ассортиментной линейки товара, поддержание необходимого запаса товара в зале.
Схожим образом оценивают данное понятие финансовое ведомство и некоторые судьи (см., например, Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2014 N А62-1843/2013).
Заказчиком таких услуг, как правило, являются поставщики или производители товаров. Исполнителями же выступают как организации розничной торговли, так и третьи лица.
Вместе с тем в силу отсутствия нормативного определения этого термина вопрос об учете расходов на услуги мерчандайзинга на практике решается неоднозначно. Оплачивая рассматриваемые услуги, заказчик стремится привлечь внимание покупателей к своей продукции (товарам) и увеличить объемы продаж конечным потребителям. А эти цели отвечают признакам рекламы согласно ее определению, содержащемуся в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу учитываются для целей налога на прибыль в полном размере понесенных затрат, только если они поименованы в этом пункте как ненормируемые рекламные расходы. Расходы на мерчандайзинг в п. 4 ст. 264 НК РФ не упомянуты.
Исходя из этого Минфин России допускает учет расходов на мерчандайзинг в качестве нормируемых рекламных расходов. Такой вывод следует из Писем Минфина России от 22.04.2015 N 03-03-06/22913, от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294.
Из анализа данных Писем также можно выделить условия, при соблюдении которых рассматриваемые расходы при надлежащем документальном подтверждении могут быть учтены:
- услуги мерчандайзинга должны оказываться налогоплательщику путем совершения исполнителем предусмотренных договором действий;
- такие действия должны быть направлены на привлечение внимания потенциальных розничных покупателей к товарам.

Примечание
Стоит отметить, что в Письме от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294 Минфин России также указал, что действия исполнителя должны обеспечивать привлечение внимания к товарам, а не только быть направленными на это.

Суды придерживаются иного подхода. По их мнению, расходы на такие услуги можно учесть в полном объеме. При этом судьи не рассматривают затраты на мерчандайзинг в качестве рекламных расходов.

Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли учесть расходы на мерчандайзинг, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Неоднозначно решается также вопрос об учете отдельных видов услуг, оказываемых мерчандайзерами. Речь идет о порядке учета расходов на приоритетную выкладку товаров, право собственности на которые перешло к покупателю. Единого мнения по этому вопросу у контролирующих органов нет.
Так, согласно ряду разъяснений данные затраты можно учесть в пределах норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ. Однако для этого необходимо, чтобы соглашение с исполнителем предусматривало выполнение конкретных действий, способствующих привлечению внимания покупателей к товару (см., например, Письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11641, УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 N 16-15/007925.2).
При этом в более ранних разъяснениях чиновники указывали, что расходы на приоритетную выкладку товаров учесть нельзя. Минфин России и УФНС России по г. Москве считали подобные затраты необоснованными, указывая, что плата за размещение товаров в определенном месте в магазине не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество, выполнить работы или оказать услуги по договору поставки (см., например, Письма Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247, УФНС России по г. Москве от 23.05.2007 N 19-11/047634).
В судебной же практике встречаются различные подходы к учету таких расходов.
Отдельные судьи считают, что данные затраты не являются расходами на рекламу, однако они могут быть в полном объеме учтены в расходах на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Другие суды указывают, что такие затраты учитываются на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, т.е. как расходы на рекламу. Однако нужно отметить, что в судебных актах, формирующих данную позицию, не затрагивается вопрос о том, подлежат ли такие рекламные расходы нормированию.

Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли продавец (поставщик) учесть расходы на приоритетную выкладку товаров, право собственности на которые перешло к покупателю (предприятию розничной торговли), и если да, то в каком порядке следует учесть такие расходы, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, полагаем, что, если осуществляемые исполнителем действия предусмотрены договором и направлены на создание условий, способствующих привлечению внимания к товарам, расходы на мерчандайзинг можно учитывать в составе расходов. При их учете следует руководствоваться порядком, предусмотренным для нормируемых расходов на рекламу. Включение соответствующих затрат в состав расходов в полном объеме может послужить основанием для претензий налоговых органов. При этом однозначно предугадать исход разрешения такого спора в суде нельзя, поскольку арбитражная практика по данному вопросу неединообразна.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!