Бухгалтерия в вопросах и ответах!
налог на прибыль в 2017 году
Пособие по налогу на прибыль организаций 2017 год.
23.4.4. УЧЕТ РАСХОДОВ НА УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ
И ЯРМАРКАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

В п. 4 ст. 264 НК РФ в числе расходов на рекламу поименованы расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.
Однако Налоговый кодекс не расшифровывает, что именно следует понимать под "расходами на участие" в соответствующих мероприятиях.
Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 15.12.2003 N 23-10/4/69784 высказано мнение о том, что к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках.
Нам представляется, что к таким расходам можно отнести любые затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставок, ярмарок и экспозиций.
Так, например, ФАС Московского округа признал правомерным учет в составе ненормируемых рекламных расходов затрат на оплату выступления артистов. Судьи указали, что такое выступление способствовало привлечению интереса к налогоплательщику, т.е. соответствовало понятию рекламы (Дополнительное постановление ФАС Московского округа от 16.03.2009 N КА-А40/1402-09).
К похожему выводу пришел и ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152. Судьи также отметили, что при классификации затрат, связанных с участием в выставках и оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.
Обычно в связи с организацией и проведением выставки большинство ее участников несут, прежде всего, такие затраты, как:
- арендная плата за аренду площади и стендов в выставочном комплексе;
- оплата услуг рекламных агентств;
- оплата услуг охранных фирм;
- вступительный взнос за участие в выставке.
Кроме того, арбитражные суды признавали правомерными действия налогоплательщиков, которые в качестве рекламных расходов на участие в выставках учитывали затраты:
- на изготовление форменной одежды с логотипом и печатной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152);
- на оплату услуг сторонней организации, которая обеспечивала оформление витрин и завоз продукции на выставку (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 N А55-11685/2005);
- стоимость алкогольной продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216).
Другая категория затрат на участие в выставке связана с изготовлением рекламной продукции, которая предназначена для бесплатной раздачи посетителям. Это, в частности, сувениры с логотипом компании - календари, ручки, пакеты, блокноты, зажигалки; брошюры, каталоги, буклеты, листовки; дисконтные карты, дающие право на приобретение товара со скидкой.
Из буквального содержания п. 4 ст. 264 НК РФ можно сделать вывод о том, что из всего приведенного списка затрат в число ненормируемых рекламных расходов входят только затраты на изготовление брошюр и каталогов. Скорее всего, именно этим будут руководствоваться налоговые органы, настаивая на том, что все другие перечисленные выше затраты организация должна нормировать.
Мы исходим из того, что в данном случае вся рекламная продукция изготовлена исключительно для ее распространения на выставке. А поскольку перечень расходов на участие в выставках ничем не ограничен, расходы на изготовление рекламной продукции, используемой на выставке, охватываются понятием "расходы на участие в выставке". Поэтому, на наш взгляд, эти расходы можно признавать в полном объеме.
Впрочем, справедливости ради следует сказать о том, что арбитражные суды не всегда придерживаются такого подхода. Так, суд может прийти к выводу о том, что затраты на приобретение сувенирных изделий, размещение на них логотипа предприятия и распространение указанных изделий среди неопределенного круга лиц в период проведения выставок, ярмарок относятся к нормируемым расходам (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2006 N Ф09-5996/05-С2).

Правоприменительную практику по вопросу о том, могут ли учитываться в полном размере расходы на приобретение сувенирных изделий, распространяемых на выставках, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Обратите внимание вот на какой момент. Доказывать факты дарения сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами, составленными с участием посетителей выставки, нет необходимости.
Как показывает практика, налоговые органы могут выдвигать требования подобного рода. Однако ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004 признал их несостоятельными. Свое решение суд мотивировал следующим.
Сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции. Факт ее приобретения и распространения подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке, утвержденными должным образом, приказом "Об итогах участия в выставке". Отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.
Решая вопрос о том, какую именно рекламную информацию вы будете размещать на выставке, не забудьте, что она должна быть связана либо с вашими товарами (работами, услугами), либо с вашей организацией. В противном случае расходы нельзя будет признать рекламными. Приведем такой пример.

Например, организация, торгующая мебелью, для участия в выставке изготовила плакаты, на которых приведены сведения об организации - производителе мебели. Какая-либо информация о товаре и об организации-продавце на плакатах отсутствует. Фактически в такой ситуации организация-продавец оказывает рекламные услуги организации - производителю мебели. Поэтому затраты на изготовление плакатов, понесенные организацией-продавцом, не являются рекламными расходами (по данному поводу см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2004 N А31-6851/7).

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!