Бухгалтерия в вопросах и ответах!
налог на прибыль в 2017 году
Пособие по налогу на прибыль организаций 2017 год.
21.3. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Конкретного перечня документов, которыми организации могут подтвердить представительские расходы, Налоговым кодексом РФ не установлено. Однако очевидно, что эти документы должны не только содержать информацию о фактах несения расходов, но и подтверждать их непосредственную связь с представительским мероприятием.

Примечание
Минфин России в Письме от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288 со ссылкой на п. 10 разд. IV Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р, разъяснил, что подтвердить представительские расходы можно любыми документами, свидетельствующими об обоснованности и производственном характере таких расходов. В частности, это может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем, при этом все указанные в нем расходы должны быть подтверждены первичными документами.
Направляя данные разъяснения финансистов для доведения до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852, ФНС России также отметила, что помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт осуществления расходов, достаточно любого документа, отвечающего критериям ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом из содержания такого документа должно следовать, что расходы понесены организацией при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ.
В то же время, по нашему мнению, во избежание споров с налоговыми органами на местах целесообразно иметь полный пакет документов, подтверждающих такие расходы.

Рассмотрим, какие это могут быть документы. Условно разделим их на две группы:
- предварительные документы;
- итоговые документы.
Оформление предварительных документов предшествует проведению представительского мероприятия. К таким документам относятся внутренние распорядительные документы организации, которые издаются, как правило, в виде приказов руководителя.
Целесообразно, чтобы такими приказами были урегулированы, в частности, следующие вопросы:
- план представительского мероприятия с указанием цели, места и сроков его проведения;
- смета представительских расходов;
- список официальных лиц организации, которые будут участвовать в переговорах, с указанием ответственного за их проведение;
- порядок выдачи сумм на представительские расходы под отчет.
Итоговые документы должны подтверждать сам факт проведения представительского мероприятия (это может быть, например, протокол переговоров с указанием обсужденных вопросов и достигнутых договоренностей), а также свидетельствовать о понесенных затратах (авансовый отчет, отчет о представительских расходах, акт об осуществлении представительских расходов с приложением документов, их подтверждающих).
Отчет о представительских расходах должен включать информацию о целях представительских мероприятий и результатах их проведения, дате и месте проведения, программе мероприятий, составе приглашенной делегации и участников принимающей стороны, величине расходов на представительские цели.
Акт об осуществлении представительских расходов должен содержать конкретную информацию о суммах произведенных представительских расходов и быть утвержден руководителем организации (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@).

Примечание
С примером документального оформления представительских мероприятий вы можете ознакомиться в настоящем разделе.

При этом собственно представительские расходы могут быть подтверждены, в частности, следующими документами:
- счетами организаций общественного питания;
- чеками ККМ;
- договорами, предметом которых является оказание транспортных услуг и (или) оказание услуг переводчика, актами выполненных работ, счетами-фактурами и платежными документами, составленными в рамках договоров;
- товарными чеками, накладными и т.д.
Примерный перечень документов для подтверждения представительских расходов также содержится в Письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807.
Как показывает анализ судебной практики, при рассмотрении споров, связанных с документальным подтверждением представительских расходов, арбитражные суды в первую очередь обращают внимание на наличие у налогоплательщика первичных документов и на их взаимосвязь между собой.
И если обнаруживается, что первичные документы неправильно оформлены, не соответствуют друг другу или вообще отсутствуют, то суды занимают сторону налоговых органов (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 N А65-1734/2007-СА2-11 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 14.05.2008 N 5945/08)).
В то же время если представительские расходы организация может подтвердить первичными документами, оформленными надлежащим образом, то факт отсутствия других документов суды, как правило, не принимают во внимание и решают спор в пользу налогоплательщиков.
Так, например, ФАС Поволжского округа признал необоснованными действия налоговых органов, которые исключили из расходов организации, учитываемых в целях налогообложения, сумму представительских расходов. Принимая такое решение, суд подчеркнул, что программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов, на отсутствие которых ссылается налоговый орган, не относятся к первичным учетным документам и их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат (Постановление от 22 - 29.03.2005 N А12-18384/04-С36).
Аналогичные по существу выводы были сделаны ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 14.08.2007 N А56-3739/2006, от 28.11.2005 N А42-7239/04-28 и ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7.
Таким образом, во избежание возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с обоснованностью признания представительских расходов, организации желательно иметь как предварительные, так и итоговые документы. Но при этом особое внимание следует уделить порядку оформления первичных документов.
В связи с этим напомним, что первичные учетные документы должны быть составлены по форме, утвержденной руководителем, с учетом положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Ранее, до 1 января 2013 г., документы должны были составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. При отсутствии какой-либо формы в этих альбомах первичные учетные документы составлялись организацией самостоятельно с указанием обязательных реквизитов (п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Примечание
Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 01.01.2013 см. комментарий.

Отметим, что, если переговоры не дали положительного результата (например, по их итогам не было заключено договоров), налоговые органы могут посчитать представительские расходы необоснованными. Однако в спорах по этому вопросу арбитражные суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика.

Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли учесть в качестве представительских расходов затраты на переговоры, которые не дали положительного результата, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

ПРИМЕР
подтверждения представительских расходов внутренними документами организации

Ситуация

ООО "Альфа", расположенное в г. Москве, планирует провести официальную встречу и переговоры с деловым партнером - финской компанией NOKKA. Цель официальной встречи и переговоров - заключение контракта на поставку своей новой продукции, а также увеличение объема продаж по ранее заключенному контракту. По согласованию сторон три представителя финской компании должны прибыть на переговоры в г. Москву 21 октября 2014 г. Срок проведения переговоров - один день.
Приказом ООО "Альфа" от 10.01.2014 N 1/17 установлены следующие виды и нормы представительских расходов.

Вид представительских расходов Расходы на одного человека (в день), руб.
Расходы на транспортное обслуживание участников переговоров 1500
Расходы на деловые завтраки, обеды, ужины для участников переговоров 3000
Расходы на буфетное обслуживание участников переговоров 500
Расходы на услуги переводчиков, которые не состоят в штате организации:
- для руководителя (1 переводчик); 2500
- для участников переговоров (1 переводчик на 5 человек) 2500

Необходимо определить, какими документами организация должна подтвердить представительские расходы на переговоры помимо документов первичного учета, подтверждающих расходование денежных средств (акты, чеки, накладные, кассовые ордера, платежные поручения и т.п.).

Решение

1. Издается приказ (распоряжение) о проведении официальной встречи и переговоров, в котором указывают:
- цель, план (программу) проведения переговоров, количество приглашенных лиц, дату, место и сроки проведения мероприятия;
- список участников со стороны организации;
- лицо (лиц), ответственное за подготовку сметы расходов, организацию официальной встречи и переговоров, отчетности по итогам мероприятия;
- иную необходимую информацию.
Приказ подписывается руководителем организации (иным уполномоченным на это лицом).
Отметим, что план (программа) официального приема и переговоров может быть подготовлен отдельным документом и не отражаться в приказе. Это целесообразно делать в тех случаях, когда планируемые мероприятия могут иметь значительный объем. Утвердить план (программу) должен также генеральный директор организации.
См. образец приказа о проведении официальной встречи и переговоров.

2. Составляется смета представительских расходов.
Такую смету, как правило, составляет сотрудник, который назначен приказом руководителя ответственным за ее подготовку. В смете указываются планируемые представительские мероприятия, размер расходов, необходимых для их обеспечения. Размер расходов определяется на основании приказа, которым утверждены виды и нормы представительских расходов. Смета утверждается руководителем организации. Кроме того, этот документ обычно визируется главным бухгалтером организации.
После утверждения сметы расходов ответственному сотруднику выдаются денежные средства на организацию официальной встречи и переговоров.
См. образец сметы представительских расходов на проведение официальной встречи и переговоров.

3. По итогам официальной встречи и переговоров составляется отчет. Сотрудник, ответственный за его подготовку, назначается приказом руководителя. В отчете должна быть отражена следующая информация о проведенном мероприятии:
- дата, время и место проведения;
- план (программа) переговоров;
- состав участников переговоров (приглашенных лиц и сотрудников организации);
- результаты переговоров;
- сумма расходов, произведенных на организацию и проведение переговоров;
- иная необходимая информация.
Отчет о проведении официальной встречи и переговоров утверждается руководителем организации.
См. образец отчета о проведении официальной встречи и переговоров.

Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!