9.1.2.1. ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Для того чтобы понять, какие документы признаются первичными учетными документами, обратимся к нормам законодательства, регулирующим ведение бухгалтерского учета (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Так, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все факты хозяйственной жизни, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами.
Формы первичных учетных документов определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Таким образом, организации самостоятельно разрабатывают необходимые формы документов и не обязаны применять формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Однако формы, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов, продолжают быть обязательными к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Например, к таким документам относятся кассовые документы (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер и др.), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Примечание
Об особенностях применения унифицированных или самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов см. комментарий.
Каждый первичный учетный документ должен содержать реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание факта хозяйственной жизни;
д) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
е) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
ж) подписи вышеназванных лиц с указанием фамилий, инициалов или иных реквизитов, необходимых для их идентификации.
Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ первичный учетный документ может быть составлен на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с электронной подписью с учетом положений ч. 6 ст. 9 указанного Закона.
Для целей налогообложения вы вправе принимать те же первичные учетные документы, которые используются для целей бухгалтерского учета (п. 1 ст. 11, ст. 313 НК РФ).
Обратим внимание также на следующее. Контролирующие органы разъясняют, что ошибка в первичном учетном документе, не препятствующая при налоговой проверке идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав и другие существенные для налогообложения обстоятельства факта хозяйственной жизни, не может служить основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли (Письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@)).
Из этого следует, что наличие несущественных ошибок в первичном документе не является препятствием для принятия налогоплательщиком данного документа к налоговому учету с целью подтверждения расходов, уменьшающих налоговую базу.
Кроме того, подтвердить данные налогового учета можно с помощью справки бухгалтера, которая для целей налогового учета приравнивается к первичному учетному документу (ст. 313 НК РФ).
Поэтому организации следует разработать форму справки бухгалтера самостоятельно и утвердить ее в учетной политике по бухгалтерскому учету, как и любой первичный документ (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 2, 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
См. образец бухгалтерской справки.