15.2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИМУЩЕСТВА ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА
Обратите внимание!
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен перечень документов, которые должны регулировать порядок ведения бухгалтерского учета. Обязательными к применению являются федеральные и отраслевые стандарты (ч. 1, 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Однако в настоящий момент федеральные и отраслевые стандарты не утверждены. В связи с этим применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 данного Закона).
Товарищ, ответственный за бухгалтерский учет простого товарищества, должен обеспечить обособленный учет общего имущества товарищей от своего собственного имущества. Для этого ведется отдельный баланс (п. 18 ПБУ 20/03). Его показатели в бухгалтерский баланс данного товарища не включаются.
Имущество, полученное от товарищей в качестве вклада, учитывается в оценке, предусмотренной договором о совместной деятельности, на счете по учету вкладов товарищей (абз. 2 п. 18 ПБУ 20/03). Такая операция отражается записью по кредиту счета 80 "Вклады товарищей" и дебету счетов учета имущества 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 51 "Расчетные счета" и т.д. (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - Инструкция по применению Плана счетов).
Причем аналитический учет по счету 80 ведется по каждому участнику простого товарищества.
Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядке вне зависимости от фактического срока его использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности (абз. 4 п. 18 ПБУ 20/03).
Иными словами, для имущества, внесенного товарищами в качестве вклада, заново устанавливаются срок полезного использования и способ начисления амортизации.
Например, организации "Альфа" и "Бета" в январе заключили между собой договор простого товарищества. Организация "Альфа" ответственна за ведение бухгалтерского учета общего имущества.
В январе организация "Бета" в качестве вклада для использования в совместной деятельности передала объект основных средств, остаточная стоимость которого по данным бухучета составила 500 000 руб. (накопленная амортизация - 100 000 руб.).
Условиями договора о совместной деятельности определено, что данное имущество оценено в 720 000 руб., а новый срок полезного использования установлен 450 месяцев (амортизация по нему будет начисляться линейным способом).
При получении от организации "Бета" указанного объекта ОС в качестве вклада в простое товарищество бухгалтер организации "Альфа" в бухучете простого товарищества сделает следующие записи.
Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В январе
Отражено получение вклада от организации "Бета" 01 80 720 000 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Ежемесячно начиная с февраля
Начислена амортизация по объекту основных средств (720 000 / 450) 20 02 1600 Бухгалтерская справка-расчет
Приобретенное или созданное простым товариществом имущество отражается в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и т.д. Учет приобретения или создания новых объектов основных средств, а также начисление амортизации по ним осуществляются в общеустановленном порядке (абз. 3, 4 п. 18 ПБУ 20/03).
Отметим, что товарищ, который ведет общие дела, составляет и предоставляет другим товарищам информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации (п. 20 ПБУ 20/03). Например, сообщает им сведения об остаточной стоимости основных средств.
Форма представления данной информации законодательством не установлена, и вы можете самостоятельно закрепить ее в своей учетной политике (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").