Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Пособие по налогу на имущество организаций 2017г.
7.2. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ОТНОШЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЪЕКТОВ,
ИМЕЮЩИХ ВЫСОКУЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

С 01.01.2018 налоговая льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ случае принятия соответствующего закона субъекта РФ. См. п. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ. Данные изменения будут учтены в материале при его актуализации.

Организации освобождены от налогообложения в отношении особого вида имущества:
- федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, которые являются их неотъемлемой частью (п. 11 ст. 381 НК РФ).
Льгота предоставляется только в отношении имущества, которое указано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504;
- вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (п. 21 ст. 381 НК РФ).
Данная льгота распространяется:
1) на вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность согласно Перечню, устанавливаемому Правительством РФ (п. 21 ст. 381 НК РФ).
Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержден п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 N 600. При этом для объектов, указанных в разд. I данного Перечня, их высокая энергетическая эффективность обусловливается применяемыми технологиями и техническими решениями и не зависит от характеристик объекта.
Что касается объектов, приведенных в разд. II Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, то для некоторых из них установлены требования к их существенным характеристикам. Вместе с этим исходя из названия разд. II все перечисленные в нем объекты должны удовлетворять соответствующим значениям индикатора энергетической эффективности (далее - ИЭЭФ).
Наименование ИЭЭФ, его единица измерения и установленное значение для каждого наименования объекта приведены в графе "Количественный показатель энергетической эффективности" разд. II Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600.
О соответствии значения ИЭЭФ объекта установленным требованиям должна свидетельствовать нормативно-техническая документация, к которой относятся технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору. Такой вывод можно сделать из текста сноски к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600.

Например, на балансе организации "Альфа" в качестве основного средства числится электродвигатель мощностью 13 кВт. Согласно техническому паспорту данного электродвигателя его коэффициент полезного действия составляет 92%. Из разд. II Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, следует, что ИЭЭФ для электродвигателей мощностью до 15 кВт является коэффициент полезного действия, который должен быть не менее 91,8%.
Таким образом, организация "Альфа" вправе применять льготу в отношении данного основного средства.

Возможна ситуация, когда объект поименован в разд. II Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, но его ИЭЭФ в нормативно-технической документации не указан. Учитывая разъяснения Минфина России, приведенные в Письме от 29.01.2016 N 03-05-04-01/3992 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 02.02.2016 N БС-4-11/1474) и касающиеся периода действия Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308), в этом случае налогоплательщик вправе обратиться за технической документацией, содержащей расчет индикатора, к производителю энергопотребляющей продукции. Кроме того, он может произвести расчет ИЭЭФ на основании технической документации производителя самостоятельно или с привлечением экспертной организации. Данный подход, на наш взгляд, применим и сейчас, поскольку как Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308, так и Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, отсылают к технической (нормативно-технической) документации.
Если полученный по итогам расчета показатель будет удовлетворять значению ИЭЭФ, указанному в разд. II Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600) для соответствующего объекта, то, по нашему мнению, организация вправе использовать льготу.
Возможно, что у вас на балансе числится несколько указанных в разд. II названного Перечня основных средств, у которых одинаковый код ОКОФ. В этом случае льгота применяется пообъектно, т.е. к каждому такому основному средству в отдельности. Ведь единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). При этом из Письма ФНС России от 03.12.2012 N БС-4-11/20334 следует, что суммировать значения ИЭЭФ нескольких объектов, имеющих одинаковый код по ОКОФ, для определения права на льготу не допускается.

Примечание
В Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, приведены коды ОКОФ в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст). Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены переходные ключи между редакциями действующего Классификатора и прежнего Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359). В течение переходного периода можно использовать как коды действующего, так и прежнего Классификаторов (см. сноску к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600);

2) на вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении указанных объектов законодательством РФ предусмотрено определение классов такой эффективности (п. 21 ст. 381 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 6, ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ правила определения классов энергетической эффективности устанавливаются в отношении товаров и многоквартирных домов <1>. В Письме Минэнерго России от 17.04.2017 N ИА-4031/04 указано: для зданий, не являющихся многоквартирными домами, установление класса энергетической эффективности Закон не предусматривает. Из этого можно предположить, что льготу по таким зданиям применить нельзя.
--------------------------------
<1> Такие правила утверждены Приказами Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 и Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр. Виды товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в их технической документации (маркировке, на этикетках), перечислены в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222.

Однако это мнение не бесспорно. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 утверждены Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Согласно п. 3 данных Требований класс энергетической эффективности таких домов устанавливается обязательно. Он может быть определен и в отношении иных зданий (строений, сооружений) по решению застройщика или собственника. Как можно заключить из разъяснений Минфина России, льгота по п. 21 ст. 381 НК РФ применима к любому из названных объектов недвижимого имущества при условии, что на день постановки вновь вводимого объекта на бухгалтерский учет имеется энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности. Если в указанный день такой паспорт отсутствовал, льготу использовать нельзя (Письма Минфина России от 29.05.2017 N 03-05-04-01/32877 (доведено до сотрудников налоговых органов Письмом ФНС России от 30.05.2017 N БС-4-21/10228@), от 22.05.2017 N 03-05-05-01/31274).
Заметим, что в более ранних разъяснениях Минфин России в принципе ставил под сомнение возможность применения рассматриваемой льготы к объектам недвижимого имущества (Письмо от 24.06.2016 N 03-05-05-01/36886).
По мнению контролирующих органов, в отношении объектов, для которых класс энергетической эффективности определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222, льгота применяется, если имущество отнесено к классам "А", "А+" или "А++" (Письма Минфина России от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917, ФНС России от 29.04.2013 N БС-4-11/7889@).
Льготы, указанные в п. 21 ст. 381 НК РФ, можно применять в течение трех лет со дня постановки соответствующего имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).
В заключение отметим, что применение налоговых льгот является вашим правом, а не обязанностью (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Если вы решили воспользоваться льготами, то будьте готовы к тому, чтобы доказать наличие оснований для их применения. Налоговый орган вправе затребовать подтверждающие документы как при камеральной проверке, так и при выездной (п. 6 ст. 88, абз. 2 п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). В случае их непредставления инспекция, скорее всего, откажет вам в льготе и доначислит налог. Кроме того, вас могут привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения, за которое установлен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).

См. дополнительно:
- какие документы (сведения) могут быть истребованы при камеральной проверке;
- какие документы могут быть истребованы при выездной проверке;
- какие последствия может повлечь отказ от представления или несвоевременное представление документов.

Вы можете представить документы, подтверждающие право на льготу, вместе с налоговой отчетностью. Законодательство это не запрещает.
В таком случае не забудьте указать общее количество листов прилагаемых документов на титульных листах налогового расчета и декларации (п. 3.2.12 Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, п. 3.2.12 Приложения N 6 к этому же Приказу).
Безымянная страница
Другие статьи и литература
- Цифровые активы: правовой анализ: монография
- Финансовые вопросы 2021
- Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография
- Комментарий к ФЗ О рынке ценных бумаг
- До минор: реквием для миноритариев в мажорной тональности
- Вопрос - ответ 2020
- Частное банковское право: учебник
- Налоги
для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
-
Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42 - 46 и 47.1
-
Патентная система налогообложения: в помощь предпринимателю
-
Налоговое резидентство физических лиц: критерии и условия
-
Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения
-
Адвокат и защита им прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг: Монография
-
Открытые и закрытые корпорации. Особенности оборота долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: правовой и экономический аспекты
-
Взыскание долгов: от профилактики до принуждения
-
Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом
-
Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
-
Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие
-
Региональное финансовое право: Монография
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение
-
Финансовая поддержка семьи: материнский капитал
-
Налоговое право: Курс лекций


Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!