3.4.3. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

В разное время к нормированию расхода топлива и смазочных материалов существовал различный подход. В настоящее время методической основой нормирования являются распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - распоряжение Минтранса РФ N АМ-23-р).
Главный вопрос, который должен интересовать предприятия, сводится к следующему: необходимо ли строго следовать предписанию Министерства транспорта или можно разработать собственные нормативы расходования топлива и использовать их, в том числе, в налоговом учете? Иными словами, не возникнет ли проблем с налоговыми органами в том случае, если нормативы, действующие на предприятии, не соответствуют тем, которые содержатся в названном выше распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации.
Точка зрения налоговых органов вполне предсказуема, и она не изменилась с того времени, когда действовали нормы, утвержденные в 2003 г. (а еще раньше - нормы 1997 г.). С точки зрения налоговых органов расходы, произведенные на приобретение топлива для служебного автомобиля, признаются обоснованными только по нормам, утвержденным Министерством транспорта РФ. При этом затраты могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. Только в этом случае расходы на горюче-смазочные материалы можно учитывать при исчислении налога на прибыль (например, письмо Минфина РФ от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640).
С другой стороны, в НК РФ отсутствуют указания на то, что расходы на горюче-смазочные материалы обязательно должны быть нормированы, причем именно в соответствии с указаниями Минтранса РФ. Налоговым законодательством предписывается, что расходы предприятия на горюче-смазочные материалы должны быть:
- экономически обоснованными;
- подтверждены документально.
Кроме того, следует отметить, что нормы расхода топлива и смазочных материалов, установленные распоряжением Минтранса РФ N АМ-23-р, охватывают далеко не полный перечень эксплуатируемых автомобилей, не говоря уже о том, что перечень марок автомобилей (особенно зарубежного производства) увеличивается ежегодно. На основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что предприятие вправе разработать собственные нормы расхода топлива и смазочных материалов и применять их в своей практической деятельности, в том числе и в налоговом учете. Однако сложно дать конкретный совет каждому предприятию - применять ли ему нормативы, установленные распоряжением Минтранса РФ N АМ-23-р, или непременно разрабатывать свои собственные нормативы. Этот вопрос решает само предприятие, исходя их конкретных условий эксплуатации своего автомобильного парка. Рассмотрим более подробно порядок установления нормативов расхода топлива и смазочных материалов.
Начнем с рассмотрения рекомендаций Министерства транспорта РФ. В преамбуле названного выше документа указано, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других лиц независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. При этом в процессе нормирования различают:
- базовое значение расхода топлива, определяемое для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы;
- расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм.
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автомобиля в снаряженном состоянии;
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
- транспортная норма в литрах на 100 т-км (л/100 т-км) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автомобиля.
Базовая норма расхода топлива определяется исходя из конструкционных особенностей автомобиля, его агрегатов, а также систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава, от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения.
Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит:
- либо от грузоподъемности;
- либо от нормируемой загрузки пассажиров;
- либо от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации автомобиля на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.
Нормы расхода топлива на 100 километров пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизельного топлива;
- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), - в литрах СНГ из расчета: 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не более" (рекомендуемая норма в пределах * СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
- для автомобилей, работающих на сжатом газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета: 1 л бензина соответствует * СПГ (в зависимости от свойств природного газа);
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в кубических метрах с одновременным указанием нормы расхода дизельного топлива в литрах, их соотношение определяется производителем техники.
Нормы расхода топлива повышаются при ряде условий.
В частности, работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% для всех верхних предельных значений коэффициентов.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
- от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);
- от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);
- от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);
- свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.
Работа автотранспорта в городах с населением:
- свыше 3 млн. человек - до 25%;
- от 1 до 3 млн. человек - до 20%;
- от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;
- от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;
- до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения - до 5%.
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, - до 10%.
Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и подобных им грузов при передвижении с пониженной средней скоростью (20-40 км/ч) - до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта - до 10%.
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км, - до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 10%.
При работе специальных автомобилей - до 20%.
При работе в карьерах, при движении по полю и т.п. горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для автомобилей в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для автомобилей с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.
При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках - до 40%.
При использовании кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.
Норма расхода топлива может снижаться при определенных условиях. Например, при эксплуатации автомобиля за пределами пригородной зоны на равнинной местности.
Норма расхода топлива определяется различным образом в зависимости от типа автомобиля.
Все автомобильные транспортные средства подразделяются на:
- пассажирские (легковые автомобили и автобусы);
- грузовые (грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные автомобили, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов);
- специальные (подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера, в том числе пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т.д.).
В настоящее время для автотранспорта установлена международная классификация, разработанная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Наряду с этой международной классификацией в Российской Федерации применяется отраслевая нормаль ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", регламентирующая классификацию и систему обозначения автотранспортных средств.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

*,

где * - нормативный расход топлива, л;
* - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
* - пробег автомобиля, км;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для иллюстрации расчета воспользуемся примером, приведенным в приложении N 5 методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (см.: распоряжение Минтранса РФ АМ-23-р) (здесь и для иллюстрации расчетов для других типов автотранспортных средств).

Пример
Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет * = 13,0 л/100 км;
- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.
Нормативный расход топлива составляет:

*.

Значение базовой нормы расхода топлива для данного расчета взято из таблицы в тексте рассматриваемых нами рекомендаций Министерства транспорта.
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

*,

где * - нормативный расход топлив, л;
* - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
* - пробег автобуса, км;
Нот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
* - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример
Из путевого листа установлено, что городской автобус lkarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
- транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса lkarus-280.33 составляет * = 43,0 л/100 км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;
- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет * = 3,5 л/ч.
Нормативный расход топлива для городского автобуса lkarus-280.33 составляет:

*.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

*,

где * - нормативный расход топлива, л;
* - пробег автомобиля или автопоезда, км;
* - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

*, л/100 км

где * - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (*, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
* - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;
* - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
* - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;
* - объем транспортной работы, т-км;

*,

где * - масса груза, т;
* - пробег с грузом, км;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:
- для бензина - до 2 л;
- для дизельного топлива - до 1,3 л;
- для сжиженного нефтяного газа - до 2,64 л;
- для сжатого природного газа - до 2 куб. м;
- при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:
- для бензина - до 2 л;
- для дизельного топлива - до 1,3 л;
- для сжиженного газа - до 2,64 л;
- для природного газа - до 2 куб. м;
- при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м - природного газа и до 0,25 л - дизельного топлива.

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами.

Пример
1. Из путевого листа следует, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля 3ИЛ/1-431410 составляет * = 31,0 л/100 км;
- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет * = 2,0 л/100 т-км.
Нормативный расход топлива составляет:

*.

2. Бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 475 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет * = 25,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет * = 1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет * = 1,3 л/100 т-км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;
- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 * = 3,5 т;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

*.

Нормативный расход топлива:

*.

3. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т-км транспортной работы при пробеге 595 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет * = 23,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет * = 1,3 л/100 т-км;
- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А * = 5,7 т;
- надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет:

*.

Нормативный расход топлива:

*.

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

*,

где * - нормативный расход топлив, л;
* - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
* - норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

*, л/100 км

где * - транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
* - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете * не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;
* - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
* - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;
* - дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
* - количество ездок с грузом за смену;
* - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5): бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (*) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
- до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
- до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа "БелАЗ" дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.

Пример
1. Автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере:
- транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет * = 28 л/100 км;
- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет * = 0,25 л;
- надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере - D = 12%.
Нормативный расход топлива:

*.

2. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется также, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет * = 27,7 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет * = 1,3 л/100 т-км;
- работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
- масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 * = 4,5 т;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

*

Нормативный расход топлива:

*

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.

Пример
Грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет * = 34,0 л/100 км;
- надбавка за работу без учета перевозимого груза D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.
Нормативный расход топлива:

*

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
- автомобили, выполняющие работы в период стоянки (например, пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
- автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

*, л,

где * - норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:

*,

где * , - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;
* - объем транспортной работы, т-км;
* - пробег специального (специализированного) автомобиля к месту работы и обратно, км;
* - норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
* - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
* - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

Нормативный расход топлив (л) для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

*,

где * - индивидуальная норма расхода топлив на пробег специального/специализированного автомобиля, л/100 км;
* - пробег специального (специализированного) автомобиля к месту работы и обратно, км;
* - норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
* - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
* - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы специального (специализированного) автомобиля.
Нормы расхода топлив для специальных (специализированных) автомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).

Пример
Автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет * = 52,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет * = 8,4 л/ч;
- надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.
Нормативный расход топлива:

*.

Наряду с собственно нормами расхода топлива методическими рекомендациями Минтранса РФ предусмотрено применение зимних надбавок к нормам расхода топлива.
Значения зимних надбавок дифференцированы по регионам России в зависимости от среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах (в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей").
Верхняя и нижняя температурные границы весеннего и осеннего переходного периодов ограничиваются пределами от плюс 5°С до минус 5°С по установленным среднесуточным значениям температур.
Переходными температурными границами между периодами по установленным среднесуточным значениям в нашей стране считаются:
- от зимнего к весеннему периоду - выше минус 5°С;
- от весеннего к летнему периоду - выше плюс 5°С;
- от летнего к осеннему периоду - ниже плюс 5°С;
- от осеннего к зимнему периоду - ниже минус 5°С.
Названные выше температурные границы могут быть изменены исходя из местных климатических условий.
Существенным образом можно сократить расходы на горюче-смазочные материалы путем использования бензина с классом испаряемости, соответствующим местным условиям.
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. Данные нормы устанавливаются из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля:
- нормы расхода масел устанавливаются в литрах на 100 л расхода топлива, при этом нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет;
- нормы расхода смазок устанавливаются в килограммах на 100 л расхода топлива.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и подобными документами.
Обратимся теперь к вопросу разработки норм расхода горюче-смазочных материалов непосредственно на предприятии.
Предприятие при разработке норм расхода горюче-смазочных материалов может прибегнуть к самым разнообразным способам.
Так, например, достаточно крупное автотранспортное предприятие, обладающее значительным парком автомобилей, может заказать (на основании договорных отношений) разработку норм специализированному научному или научно-исследовательскому институту, кафедре технических высших учебных заведений.
Разумеется, такой путь разработки норм расхода горюче-смазочных материалов потребует значительных финансовых затрат, однако, по нашему мнению, эти затраты смогут окупиться в достаточно короткий срок.
Если предприятие не готово к вложению финансовых средств в разработку норм расхода горюче-смазочных материалов, можно посоветовать ему воспользоваться достаточно простым способом - способом проведения контрольного замера. Разумеется, этот способ достаточно прост в тех случаях, когда парк автомобилей на предприятии незначителен (несколько единиц).
Суть названного выше метода состоит в фиксации расхода топлива по каждой единице автомобильной техники в расчете на 100 км пробега.
Одним из преимуществ рассматриваемого метода разработки норм расхода горюче-смазочных материалов является то, что он позволяет эмпирическим путем достаточно точно учесть в нормах расхода специфику работы каждого автомобиля и климатические условия, в которых расположено предприятие.
Кроме специфики работы автомобиля и климатических условий при разработке норм следует также учесть следующее:
- техническое состояние автомобиля;
- информацию о нормах расхода топлива и смазочных материалов, указанную в паспорте автомобиля.
Нелишне при разработке норм расхода горюче-смазочных материалов обратиться и методическим рекомендациям Минтранса РФ в части специфики эксплуатации автомобильного транспорта, применения сезонных норм расхода топлива и использования бензина с классом испаряемости, соответствующим местным условиям.
В том случае, если предприятие приняло решение установить нормы расхода топлива и смазочных материалов, воспользовавшись способом контрольного замера, начинать следует с создания комиссии по данному вопросу.
Комиссия создается приказом руководителя предприятия и должна включать в свой состав специалиста по автомобильному транспорту (во всяком случае, инженера (главного инженера) предприятия), а также экономиста и/или бухгалтера.
Рассмотрим на примере деятельность комиссии по разработке норм расхода топлива.

Пример
Предположим, что в ООО "Север" имеется автомобиль марки ГАЗ-24-10. Для установления норм расхода бензина для данного автомобиля 1 марта 2010 г. приказом N 11 руководителя ООО "Север" В.П. Приказчикова была создана комиссия в составе:
- главного инженера А.В. Фролова;
- главного бухгалтера Е.Д. Колосовой;
- заведующего гаражом Ф.Ф. Кошкина.
Комиссия осуществила пять контрольных замеров расхода топлива автомобилем марки ГАЗ-24-1015, а именно:
- 1 марта 2010 г.;
- 3 марта 2010 г.;
- 11 марта 2010 г.;
- 15 марта 2010 г.;
- 16 марта 2010 г.
По результатам каждого из контрольных замеров были составлены соответствующие акты такого, например, содержания:

Утверждаю
директор ООО "Север"
В.П. Приказчиков
01 марта 2010 г.

Акт
контрольного замера расхода топлива автомобилем марки ГАЗ-24-10,
номерной знак 0156 ДА 77

Комиссия в составе:
главного инженера А.В. Фролова;
главного бухгалтера Е.Д. Колосовой;
заведующего гаражом Ф.Ф. Кошкина
составила настоящий акт контрольного замера расхода топлива. Основание: приказ от 01 марта 2010 г. N 11. Автомобиль следовал по маршруту:
центральный офис ООО "Север" (ул. Советская, 158) - производственная база ООО "Север" N 1 (промышленная зона, строение 45) - производственный цех ООО "Север" (промышленная зона, строение 261) - банк АКБ "Восход" (ул. Кирова, 18) - центральный офис ООО "Север" (ул. Советская, 158).
На начало контрольного замера в баке автомобиля было 45 л бензина. На конец контрольного замера в баке автомобиля осталось 29,04 л бензина. Показание счетчика спидометра на начало контрольного замера - 125 км. Показание счетчика спидометра на конец контрольного замера - 230 км. Пробег автомобиля за 01 марта 2010 г. составил 105 км. Расход топлива составил 15,96 л.
Таким образом, расход топлива в расчете на 100 км пробега автомобиля составил:

*

Подписи членов комиссии:

                           подпись                            А.В. Фролов

                           подпись                          Е.Д. Колосова

                           подпись                            Ф.Ф. Кошкин


Аналогичным образом были оформлены результаты контрольных замеров, произведенных комиссией в остальные четыре дня марта 2010 г.
Следующим этапом установления нормы расхода топлива является систематизация результатов контрольных замеров и расчет среднего расхода бензина в расчете на 100 км пробега.
Предположим, общий пробег автомобиля за пять дней, в течение которых проводился контрольный замер, составил 630 км, а общий расход бензина - 97,02 л.
В данном случае средний расход бензина в расчете на 100 км пробега составит:

*

Таким образом, по результатам контрольных замеров, произведенных комиссией, установлено, что расход бензина в расчете на 100 км пробега для автомобиля марки ГАЗ-24-10 составляет в среднем 15,4 л. Данную величину расхода топлива комиссия может рекомендовать в качестве нормы расхода топлива для данного автомобиля.
Расчет среднего расхода бензина на 100 км пробега оформляется отдельным документом (актом) и подписывается всеми членами комиссии.
После того как получены результаты работы комиссии, руководитель предприятия издает приказ об установлении норм расхода бензина.
Например, такого содержания.

Пример

Приказ N 15

17 марта 2010 г.

На основании результатов работы комиссии в составе:
главного инженера А.В. Фролова;
главного бухгалтера Е.Д. Колосовой;
заведующего гаражом Ф.Ф. Кошкина приказываю:
1. С 01 апреля 2010 г. утвердить нормы расхода топлива на автомобиль марки ГАЗ-24-10:
- на период с 1 апреля по 1 октября - в размере 15,4 л на 100 км пробега,
- на период с 1 октября по 1 апреля каждого года применять зимний повышающий коэффициент в размере 10%.
2. Срок действия установленных норм расхода топлива - до 1 апреля 2011 г.
3. Ответственность за исполнение приказа возлагается на главного инженера ООО "Север" А.В. Фролова.

Директор ООО "Север" В.П. Приказчиков

Подытоживая сказанное, считаем нужным отметить следующее.
Во-первых, напомним, что нормы расхода горюче-смазочных материалов могут быть установлены предприятием:
- на основании распоряжения Минтранса РФ N АМ-23-р;
- самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов (организаций).
Нормы расходования смазочных материалов устанавливаются на основании данных паспорта автомобиля.
Во-вторых, нормы расхода горюче-смазочных материалов, установленные на предприятии, являются обоснованием экономической целесообразности расходов, произведенных предприятием. Поскольку задача экономической обоснованности расходов напрямую связана с вопросами налогообложения, предприятие должно самым тщательным образом подойти к проблеме документального оформления норм расхода топлива и смазочных материалов.
В-третьих, независимо от того, какой именно способ для установления норм расхода топлива избран на каждом конкретном предприятии, нормы расхода горюче-смазочных материалов должны быть утверждены приказом руководителя предприятия (с указанием норм расхода для каждой марки автомобиля).
В том случае, если нормы расхода на предприятии установлены на основании контрольных замеров расхода топлива, каждый акт о контрольных замерах, а также акт о результатах работы комиссии должен быть подписан всеми членами комиссии, действующей на основании приказа руководителя предприятия.
В-четвертых, установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов должны быть закреплены в учетной политике предприятия.
При соблюдении всех названных выше условий применяемые на предприятии нормы расхода горюче-смазочных материалов можно будет признать соответствующими требованиям налогового законодательства, т.е.:
- экономически обоснованными;
- подтвержденными документально.
Не вызывает сомнения, что экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы предприятия беспрепятственно могут использоваться в налоговом учете при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Турсина Е.А. Учет автомобильного транспорта на предприятии: практическое пособие.
Нормативные источники